Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология богатства

  Все выпуски  

Зеленая волна успеха 10


ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА УСПЕХА

Выпуск № 10

Центр экологии человека "Зеленая волна"

 

Эмоциональный интеллект (EQ)
Автор: Сироткина И.
Что собой представляет EQ?
Эмоциональная культура, по мнению Бар-Она, включает 5 областей, или сфер, и 15 разделений, или шкал, внутри этих областей:
внутриличностная сфера:

  • самоанализ;
  • ассертивность;
  • независимость;
  • самоуважение;
  • самореализация;

межличностная сфера:

  • эмпатия;
  • социальная ответственность;

сфера приспособляемости (адаптивность):

  • понимание (адекватная оценка) действительности;
  • гибкость;
  • умение решать проблемы;

сфера умения справиться со стрессом:

  • переносимость стресса;
  • контроль над импульсами;

сфера общего настроения:

  • оптимизм;
  • счастье.

Когда у человека слабо развита одна или несколько сфер эмоциональной культуры, это неминуемо влечет проблемы. Они могут касаться отношений с коллегами или семьей, или внутреннего ощущения собственной бесполезности, или возникновения разного рода страхов. Рассмотрим все сферы эмоционального интеллекта подробнее.
Внутриличностная сфера
Внутриличностная сфера - это то, что принято относить к области внутреннего "я" человека. Это то, насколько человек в ладах с собственными чувствами, какого мнения он о себе и своей деятельности. Успех в данной области означает, что человек ощущает себя сильным и самостоятельным в жизни и работе, что он умеет выражать свои чувства и мысли, готов постоять за свои убеждения.
Самоанализ
Самоанализ предполагает, что человек различает собственные чувства и эмоции и понимает, чем они вызваны.
Пример. Иван Александрович, директор полиграфической фирмы, с утра обнаружил, что, несмотря на свое обещание, жена не погладила ему рубашку. Остальные рубашки уже давно лежат в корзине с грязным бельем. А к тому времени, когда он встал, жена уже ушла на работу. В итоге Иван Александрович был вынужден сам гладить рубашку, из-за чего выехал из дома позже обычного и попал в пробку. На работу он тоже опоздал, а когда зашел в офис, то узнал, что заезжал важный клиент и, не дождавшись его, уехал. Раздраженный Иван Александрович идет в свой кабинет, куда следом за ним заходит секретарь. Она кладет ему на стол свежие газеты и начинает рассказывать, кто ему звонил и по какому поводу. Но Иван Александрович прерывает ее криком: "Вечно ты заходишь, когда тебя не зовут, еще и в дверь не постучала! И вообще я только зашел, дай мне хоть отдышаться и не приставай со своими звонками! Уволить тебя давно пора за такое поведение!". После этих слов секретарша уходит, весь рабочий настрой у нее испорчен. Она не понимает, за что на нее рассердился шеф, ведь она все сделала так, как он сам и требует. Иван Александрович через некоторое время остывает и, увидев заплаканные глаза секретарши, понимает, что вел себя неправильно и просто сорвал на ней плохое настроение.
Этот пример наглядно показывает, как человек не умеет распознавать свои эмоции и контролировать их. Ведь Иван Александрович разозлен вовсе не поведением секретарши, а тем, что ему пришлось гладить рубашку, стоять в пробке, и тем, что он упустил клиента. По приходу в офис его раздражение достигло предела, но, если бы он умел распознавать свои чувства, он мог бы сказать секретарше: "Зайди ко мне с газетами и отчетом по звонкам через час. Ни с кем меня пока не соединяй". За это время он смог бы успокоиться, а потом здраво оценить ситуацию.
На эмоциональный самоанализ опирается большинство эмоциональных способностей человека. Когда человек понимает, откуда произрастают его чувства и эмоции, он может сам себе давать в них отчет и контролировать их. Без самоанализа невозможно дальнейшее совершенствование эмоционального интеллекта.
Помимо того что человек должен уметь анализировать собственное поведение, он должен научиться и анализировать реакцию окружающих на себя и свои действия. Как только он поймет, что именно в его поведении вызывает негативное или позитивное отношение со стороны других людей, он сможет эффективнее самосовершенствоваться.
Целью эмоционального самоанализа является определение собственных "болевых точек" и контроль над ними. Все люди склонны периодически злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все в состоянии контролировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны, и не срываться на окружающих. Но умение распознавать свои эмоции и пускать их в безопасное русло может прийти с опытом - достаточно постоянно анализировать свое поведение, свои чувства и реакцию окружающих на себя.
Ассертивность (самоутверждение)
Ассертивность - это умение выражать свои чувства (гнев и радость, дружеские и сексуальные чувства), быть способным высказать свои убеждения и мысли (отстаивать свое мнение, свою позицию, несмотря на противостояние противоположной стороны, и даже если это эмоционально тяжело), быть в состоянии отстаивать свои личные права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Ассертивность предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии.
Пример. Анна - типичный интроверт, она работает помощником юриста в юридической конторе. Она окончила юридический институт с красным дипломом и надеялась, что, проработав немного в роли помощника, обязательно получит повышение и ее допустят до настоящих дел. Пока же ее работа заключалась в подготовке простых документов, которые явно были ниже уровня ее компетенции. На совещаниях по разным судебным делам у нее всегда возникало собственное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, но она стеснялась его высказать. В итоге после полугода работы ее не повысили, а место, на которое она так надеялась, дали бойкому Роману, который рта не закрывал на совещаниях. Анна поняла, что надо что-то делать. Она прочла много книг про экстравертов и интровертов и выработала для себя схему поведения. На очередном совещании она попросила слово и высказала свои мысли по поводу обсуждаемого дела. Все были очень удивлены, ведь никто и не предполагал, что у тихой Анны есть свой собственный взгляд. Роман попытался спорить с Анной, но она привела доказательства правильности своей позиции. Анна продолжила в том же духе и через некоторое время наконец получила повышение.
Ассертивность ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Агрессивность - это нападение, а ассертивность - отстаивание собственной позиции с учетом чувств и мнений других людей. Агрессивностью тоже можно добиться многого, но агрессивных людей избегают и недолюбливают, людей же, обладающих ассертивностью, уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать какой-либо компромисс между мнениями двух людей, и в любом случае ассертивность строится на доводах рассудка и доказательствах своей правоты без ущемления мнения противоположной стороны.

Продолжение следует ...

 

 

Сайт ЦЭЧ "Зеленая волна": www.zelvol.ru

г. Новосибирск


В избранное