Как развивать свои способности. На примере изучения
иностранных языков.
Дорогой Друг, доброе время суток!
Ближайший месяц мы будем говорить о развитии способностей к
иностранным языкам.
Отмечу сразу, что фраза "развивать способности" НЕверная и
здесь лишь для того, чтобы привлечь внимание к этому материалу:-). Что не верно?
Сейчас разберемся...
Дорогой Друг, ты в теннис (большой или настольный) играл
когда-нибудь? Согласись, что дело, в общем и целом, не простое, и требует многих
способностей: предвидеть, куда мяч полетит, координации, ловкости, прыгучести и
т.д. и т.п.
Вопрос – нужно ли развивать способности к теннису, если ты
в теннис НЕ играешь?
...
...
...
Правильный ответ будет "А зачем?":-))).
А теперь НЕ риторический вопрос: "Есть ли у человека
способности к теннису, если он в теннис не играет?".
А если так спросить: "Есть ли у человека способности к
иностранным языкам, если он их не изучает?".
...
...
...
На этот вопрос могу ответить из своего личного опыта – до
определенного момента (до 32 лет) я считал, что к языкам я не способный. И у
меня были доказательства! Я раз десять начинал учить английский – и по
самоучителю, и в группе, и с репетитором – и НИ-ЧЕ-ГО!
Два, три месяца и все. Другие дела. Нет времени. Как-то не
получается. И т.д. и т.п.
Так есть у меня способности к языкам или нет,
ёлки-палки?!?!?!
...
...
...
По поводу способностей существует две теории, каждая из
которых признана в ученой среде. При этом они противоречат друг другу и, что
самое интересное, пока не получилось доказать, которая самая правильная:-).
Теория 1. Врожденные таланты и способности к определенной
деятельности.
У человека, от рождения, есть врожденные способности к
определенной деятельности. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно найти (понять) -
в какой области ты можешь быть хорош и заниматься только этим. В остальных делах
успеха не будет, потому что нет способностей.
Кто-то прирожденный бизнесмен, другой изобретатель, третий
музыкант, четвертый атлет или пловец или певец и т.д. и т.п. Если прирожденный
бизнесмен займется бизнесом, достигнет высших планок. Если такой человек,
сперепугу или по глупости, пойдет в певцы, при должной настойчивости он,
конечно, запоет, но звезд с неба хватать не будет.
Исходя из этой теории, большинство людей вокруг нас, так и
не разобрались в себе и не поняли, к какой деятельности у них есть врожденные
таланты и способности. Не факт, что средний бизнесмен, пусть и состоятельный,
занимается своим делом. Возможно он, на самом деле, величайший игрок в бильярд
или сказочник или... А бизнесом он занялся, потому что работать не хочется, а
деньги нужны.
Заметим, что критерием "он нашел себя" является достижение
высших планок в выбранной деятельности. Средний уровень - считается неудачей.
То есть, если человек пишет книги и издается, еще не факт,
что он прирожденный писатель. Надо смотреть на тиражи и популярность. Писать-то,
на среднем уровне, дело не хитрое и при должной настойчивости может практически
каждый, но, стать великим писателем суждено лишь тому, у кого есть, от рождения,
нужные таланты и, что самое главное, кто занялся той деятельностью, к которой у
него есть способности.
Проблема этого подхода в том, что никто не знает, как
понять, к чему у тебя есть таланты и способности.
...
...
...
Есть множество различных тестов, но, никто не скажет Вам со
стопроцентной уверенностью, что у Вас, к примеру, есть способности для того,
чтобы стать новым Лениным или Достоевским или Челюскиным или... Отсюда так мало
высших достижений, и так много средних неудач.
Это была теория 1. Теперь нечто СОВЕРШЕННО противоположное.
Теория 2. Человек способен на все, если его вынуждают
обстоятельства.
Человек может достичь успеха, В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, если
обстоятельства его жизни создают БЕЗЫСХОДНОСТЬ (нельзя не сделать).
Смысл любой деятельности - это решение проблем, стоящих
перед человеком (или обществом). Чтобы решить проблему, нужны соответствующие
способности.
До тех пор, пока человек НЕ сталкивался с этой проблемой,
способности у него НЕ развиты, потому что в них не было необходимости.
Например, до ВОВ (война) люди жили в мире, то есть, ходили
на работу, заводили семьи, занимались собой (как это было принято тогда). То
есть, люди жили обычной жизнью и решали обычные проблемы.
И вот мирный мальчик, студент, светлая голова, интеллигент
в седьмом поколении, попадает на фронт. И через некоторое время становится
героем – при жизни. Разведчик, как говориться, от бога.
Были ли у него эти способности раньше, когда не было войны?
...
...
...
Сам вопрос поставлен НЕ верно. Теория 2 отвечает, что
изначально в нас НЕТ НИКАКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, но организм человека способен
приспосабливаться к ситуации и нужные способности возникают (вырастают и
развиваются).
Например, новорожденный ребенок активно щупает, нюхает и
общается с окружающим миром НЕ потому, что у него есть для этого способности, а
потому, что в этом есть жизненная необходимость - нужно социализироваться. И его
активность эти способности развивает.
У него есть потребность в общении, в новой информации, в
познании и реализуя эту потребность (решая стоящую перед ним проблему - познания
мира), он развивает свои способности к общению, восприятию и обработке
информации, запоминанию и работе с памятью и многое другое.
Точно так же фронтовые условия вынуждают мальчика стать
мужем. НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ПРИХОДИТСЯ.
Как это связано с иностранными языками?
Прямо:-)
Когда я оказался за границей и понял, что я здесь не на
пару недель, а на несколько лет, я осознал, что без языка мне никак. И язык у
меня "пошел" и за год я очень хорошо в нем продвинулся.
Поэтому первый, и а может и главный секрет изучения любого
ино-языка (развития своих способностей в какой-то сфере) – это создать себе
безальтернативную мотивацию – когда нельзя не делать. Об этом мы говорим в курсе
"Развитие способностей к иностранным языкам".