Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа Целостной психологии Александра Пинта


Школа Целостной психологии Александра Пинта

Здравствуй, Дорогой Читатель!

В этом выпуске я предлагаю тебе разобраться с тем, что же такое гордыня и как она связанна с личностной самооценкой. Считается что высокая самооценка это хорошо, а гордыня это плохо. Познакомившись с нашим текстом,  ты увидишь, что всё не так просто.

 

САМООЦЕНКА – ЭТО ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ГОРДЫНИ.

- Чтобы повысить свою заниженную самооценку, вам необходимо иметь тех, у кого она ещё ниже. Например, ты выбираешь себе мужчину и считаешь, что у него низкая самооценка, но благодаря этому сама переходишь в сторону более высокой оценки себя.

 Самооценка – это абстрактное представление. Надо разбираться, что именно он для тебя обозначает. Твоя самооценка может быть, например, высокой по поводу того, что ты можешь всех переплюнуть, плюнув дальше всех. Так по поводу чего у тебя низкая самооценка? Мы опять входим в структуру дуальности.

Самооценка аналогична гордыне. Гордыня является камнем преткновения в религиозных, эзотерических системах. Они борются с гордыней, но понять её происхождение, механизм её образования не могут. Механизм образования гордыни исходит из дуальности. Одна сторона дуальности возвышается над другой и это порождает гордыню.

Это подобно качелям, когда одна сторона дуальности поднимается вверх, но в тоже время другая опускается вниз. Точно такой же механизм взаимодействия противоположных сторон любой дуальности, являющейся частью структуры личности. Вопрос о самооценке – это вопрос о  том, какая сторона дуальности тобой в данный момент сознаётся как то, что есть ты. Гордыня – это следствие борьбы противоположных сторон дуальности, и надо видеть её, чтобы понять механизм её возникновения.

- В этом есть энергия. Ты говорил о разведении дуальности. Я просмотрела, что именно из этого давало мне много энергии. Переход из одного состояния в другое, на чём я довольно долго держалась.

- Что значит «довольно долго держалась»? Что, сейчас ты не держишься? Персонаж ни на чём другом не может строить своё выживание. Ничего, кроме этого, в персонаже нет.

- Есть ещё что-то, кроме персонажа?

- Нет. Эго, личность, персонаж – это в моей терминологии названия одного и того же, описывающие психологическую структуру или социальную надстройку над животными в человеке. Человек в том виде, в котором он сейчас существует, является социальным животным. Социум порождает определённые обусловленности, закладывающиеся в структуру личности.

- У меня вопрос. Реализации желаний и сценариев, существующих во мне, мешают тормоза. В какой-то момент, когда надо сделать шаг, срабатывает что-то. Идёт осуждение, что ты выглядишь плохо, говорить не умеешь и делать ничего не умеешь. Сразу же желание закрывается.

- Что это за дуальность? Ты пришла сюда недавно и пока не понимаешь, что такое дуальность в тебе. Обрати внимание, я постоянно говорю тебе о дуальностях, да и всем об этом напоминаю. Вы можете возмущаться, что я говорю одно и то же. Да. Я буду постоянно говорить об этом, потому что это так и есть. Сейчас ты просто перечисляешь ситуации, связанные с твоими внутренними конфликтами. Я же тебе показываю, как надо рассматривать эти ситуации, чтобы выйти из них.

- Пока я вижу оба состояния и себя в этих состояниях.

- Какие оба состояния?

- Состояния уверенности в себе, высокомерия, гордыни.

- Ты сейчас описываешь верхний уровень одной из сторон дуальности. Нам же нужно опуститься на причинный уровень дуальности. Я тебе говорю о механизме возникновения гордыни, ты же говоришь, что просто её чувствуешь.

Я тебе только что говорил, что гордыня появляется как следствие внутренней игры эго в повышение и понижение противоположных частей его дуальных сторон. Следующий вопрос. Какая дуальность твоей личности порождает в тебе гордыню? Дуальностей, порождающих гордыню, много. Поэтому самоисследование очень непростой процесс. Вся жизнь самоисследователя посвящена выявлению в своём персонаже механизмов, порождающих гордыню и их балансировке. Ты сейчас говоришь, что видишь в своём персонаже гордыню. Замечательно. Это может сказать любой из присутствующих здесь.

- Но я вижу и противоположную сторону гордыни.

- Ты видишь механизм поддержания такой гордыни? Какая дуальность у тебя активизирована? На почве чего у тебя гордыня?

- На почве чего? Например, ментальность. У меня хорошо работают мозги. Я хорошо разбираюсь в каких-то логических конструкциях.

- Значит, ты умная?

- Умная, жуть.

- А они глупые.

- Они всякие.

- Что значит всякие? Если они всякие, то, значит, что среди них есть и такие, которые умнее тебя. Ты говоришь, что они всякие, но ты считаешь себя умнее. Посмотри, как ты используешь слова.

- Уровень может быть разный. Они любые. Это для сравнения.

- Если ты всегда умнее, значит, они уже не могут быть умнее тебя, выходит – не любые и не всякие. Получается, что они глупее тебя.

- Если я встречаю человека, которого считаю умнее себя, то сразу начинаю наращивать часть, которая с моей точки зрения оказалась в завале. Либо говорю, что мне этого не надо, бросаю всё и не хочу  с ним ничего иметь.

- Правильно. Ты бежишь от него, потому что боишься встретиться с тем, кто умнее тебя. Я умнее тебя?    

- Да.

- И что ты чувствуешь?

- Я чувствую удовольствие.

- А что с гордыней?

- У меня и не было представления о том, что ты окажешься глупее. Я уже шла с уверенностью, что чему-то могу у тебя научиться.

- Что с твоей гордыней? Ты встретила того, кто умнее тебя.

- Ты знаешь, я рада тому, что есть умные люди, умнее меня. Есть ещё куда карабкаться.

- Твоя гордыня говорит: «У нас есть идеал, и мы будем к нему карабкаться. В конечном счёте, мы станем умнее, чем он». Это то, о чём вчера Оля говорила в конце семинара: «Я хочу быть такой, как ты». Нет. Она хочет быть лучше, чем я.

- Да. Ты меня правильно понял.

- Посмотри. Ум, которым ты так гордишься, работает на сравнении. Ты этого не знаешь? Твой ум ничего, кроме этого, не делает, только сравнивает. Как ты вообще можешь делать какое-либо суждение? Ум производит суждения. Как ты делаешь суждения? Выскажи любое суждение.

- Оцениваю как-то. Констатирую факты.  Например: «Мы сейчас занимаемся в школе».

- Значит, школа отличается от чего-то другого. Например, мы не занимаемся на лужайке, не сидим в воде или ещё где-то. Мы в школе. Это и есть суждение, сделанное твоим умом. А если я скажу, что это не комната, а озеро. Что ты скажешь?

- Может быть озеро мыслей, озеро чувств.

- Нет. Конкретно говори.

- Я поищу возможность…

- Почему бы тебе не сказать, что я фантазирую.  Ведь это комната,  а не озеро.

- Озеро в языке может иметь разные оттенки. Если говорить о воде, то это одно, но может быть и «озеро надежды».

- Тогда, почему ты одетая? Давай будем купаться. Если мы в озере, то почему ты сидишь на стуле?

- Можно купаться в озере чувств, например.

- Хорошо. Раздевайся, будем купаться.

- Зачем же раздеваться? Это же твои фантазии.

- Я показываю, как работает ум. Ты тут же подхватила мою фантазию, начала её развивать. Я предложил тебе раздеваться и купаться. Ты говоришь, что это озеро чувств и раздеваться здесь не надо. Я не говорю, что это не имеет смысла, но если мы пойдём такой дорогой, то в лучшем случае станем поэтами, но никак не исследователями.

Ты говоришь, что умная, я же не говорю, что умный, я говорю, что знаю механизмы работы ума. Посмотри, это совершенно другой уровень видения, он не только интеллектуальный.

- Я не могу похвастаться, что знаю работу ума.

- Не можешь похвастаться, но хочешь.

- Я бы хотела понять, как  ум работает. Но опять же понять умом.

- Тогда ты увидишь, что ум и глупость – две стороны одной медали. И тогда ты не сможешь гордиться своей умностью. Твой персонаж будет неудовлетворён тем, что у него нет гордыни. Персонаж всегда имеет гордыню какого-то рода. Именно наличие гордыни и создаёт его исключительность. Все люди хотят быть исключительными. Каждый из них находит то, в чём он исключительный.

- Я пытаюсь это сделать во многих областях.

- Что такое исключительность?

- Я лучше других, если не лучше, то не такая, как все.

- Если это понимать буквально, то исключительность – это исключение.

- Это отделение себя.

- Борясь за собственную исключительность, люди исключают себя и возмущаются тем, что их никто не понимает. А ведь их не понимают, потому что они исключительные.

- Ты сам себя исключил.

- Борясь за свою исключительность, ты сам исключаешь себя, а потом возмущаешься, что тебя не понимают. Мы говорили о том, как возникает гордыня, и выяснили следующее. Ты сознательно считаешь себя умной, поэтому тебе надо окружить себя глупыми, на фоне которых ты будешь выглядеть очень умной и испытывать чувство гордости. Так это или не так?

- Как это сказать. Я люблю общество людей. Одна из главных моих целей – общение. Одна из радостей жизни.

- Другие люди – это твои зеркала. Нет ничего, кроме тебя. Есть лишь зеркала, отражающие тебя. Ты можешь проецировать на других людей как одну сторону своей личности, так и другую её сторону.

- Судя по тому, что ты сейчас сказал, активизированная гордыня постоянно окружает себя «Дракулами».

- Для того чтобы тебе чувствовать гордыню в связи с имеющимся представлением о себе как об умной, тебе нужны более глупые.

 Хорошо. Ты считаешь, что я умнее тебя? Испытываешь ли ты гордыню от своего ума при общении со мной?

- Я не знаю, гордыня ли это, но есть какое-то удовлетворение оттого, что я пришла сюда.

- Хорошо. Ты чувствуешь удовлетворение. Ты чувствуешь, что мы на равных. Я разговариваю умно, как ты считаешь, но и ты отвечаешь умно. Так ты находишь партнёра по умному разговору и от этого получаешь удовольствие.

- Знаешь, я сейчас не оцениваю, умно ли я отвечаю. Я рискую что-то ляпнуть, поэтому временами и молчу, чтобы не ляпнуть глупость.

- Если ты что-нибудь ляпнешь, то что-то произойдёт?                                                                                                     

- Подставлюсь под твой удар.

- А сейчас ты не подставилась?

- А сейчас я в разносе. Мне захотелось говорить. Я чувствую, когда молчу, что меня развозит и размазывает. Вообще никаких сил нет.

- Наш диалог показывает, что ты не понимаешь работу своего ума.

- Я стараюсь понять. Когда ты говоришь, то мне всё понятно.

- Я понимаю, что ты стараешься, но наш диалог показывает, что на данный момент ты не понимаешь. Я же не говорю, что ты вообще не поймёшь.

- Скажи, что я не понимаю?

- Ты сейчас даже не понимаешь того, что ничего не понимаешь.

- Если бы я понимала, что не понимаю, я бы поняла.

- Соглашаешься ли ты с тем, что ты не понимаешь себя? Ты не можешь понять что-то, если не считаешь, что сейчас ты не понимаешь этого. Какой смысл тебе понимать то, что ты и так понимаешь?

- Ты говоришь, что знаешь, как работает ум, а я не знаю. Я согласна, что не знаю, как работает ум, в той мере, как ты об этом говоришь.

- И что ты чувствуешь?

- Интерес.

- А что твоя гордыня? Что с ней? Или это не главная твоя гордыня? Если мы затрагиваем основную гордыню личности, то тут начинается нечто.

- Но ведь она  есть.

- Значит, это не основная твоя гордыня.

Уважаемый Читатель, публикуемые здесь тексты представляют собой фрагменты из семинаров и книг Александра Пинта. Если тебя заинтересовал наш взгляд на понимание себя, то ты можешь посетить наш сайт www.pint.ru и познакомиться с ним глубже и полнее. Там же ты сможете узнать расписание наших семинаров и консультаций, а так же подробно узнать о всех выпущенных книгах и аудиозаписях семинаров нашей школы и заказать их.

Желаем тебе осознанного пути к целостному пониманию себя.

С уважением и интересом к тебе, Александр Пинт.


В избранное