Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Вопросы и ответы. От сайта "ЗАЧЕМ?"" На чем основана мотивация для ребенка?


Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы. От сайта "ЗАЧЕМ?" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо
Товары от партнеров, товары со скидкой Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail
Моя книга "Лекарство от женской доли" МИНИКУРС

Рассылка "Вопросы и ответы. От сайта "ЗАЧЕМ?"

Выпуск № 161

На чем основана мотивация для ребенка?

Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ. Он называется "Принимать себя таким, какой ты есть".

Сегодня в выпуске не вопрос, а советы, рекомендации и видение того, как стоит грамотно мотивировать детей. Автор рекомендаций - Олег. Спасибо Олегу за столько подробный разбор темы!

(Письмо) Как мотивировать ребенка идти интересными, нехоженными тропами?
Прочитал Ваш ответ на письмо Ольги о мотивации ребёнка. Очень интересная и актуальная проблема. Тут студенты ведут себя на парах как подростки :), а что уж говорить про детей... С Вашими рекоммендациями не согласен и предоставляю свои рассуждения.

Ребёнок мотивирован идти легким путем и, очевидно, что именно такая стратегия до сих пор получала поощрение со стороны взрослых. Если бы не получала, то ребенок уже давно отказался бы от нее. Выходит так, что мотивации у ребенка предостаточно. Разберём проблему подробнее:

- ребенок хочет получить поощрение;
- для этого использует свои прошлые достижения или стремится идти легким путем;
- ребенок расстраивается, когда критерием его развития делают его же самого, а не оценки.

Итак, очевидно, что поощрение (мотивация) есть. Нужно обратить внимание на тип этой мотивации. Ребенок привык соизмерять свои достижения с оценкой, а не со своими достижениями в прошлом.
Первый вывод таков: ребенка нужно вернуть в собственную систему координат. Критерием его развития должны стать его качественные и количественные изменения по сравнению с предыдущими результатами, а не оценка. Кроме того, нужно дать понять ребенку, что за числом (оценкой) стоит качественный, а не количественный показатель.

Ребенок идет легким путем не потому, что этот путь легче, а потому, что не умеет идти более сложным и более продуктивным путем.
Критичность мышления - ключ к решению этой проблемы. Объясните ребенку на простом человеческом языке три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания. Потренируйтесь искать проявления этих законов. Разрешите ребенку быть несогласным с учебником! И вы увидите, как он начнет вгрызаться в книги, чтобы понять, где там есть противоречия. Кажется, что это слишком сложно для ребенка? Нет. Чтобы ребенок развивался, ему нужно предоставлять то, что является для него трудным, незнакомым, неизвестным. Роль родителя при этом - быть сотрудником в совместном поиске решения, а не назидательным правдорубом.

Ребенок стремится получить поощрение. И это естественно для него, как естественно для любого живого существа, способного вырабатывать условные рефлексы. Однако человеческий ребёнок гораздо сложнее.
Внешние поощрения для него - слишком примитивный способ структурировать своё поведение. А вдруг внешнего поощрения не будет?
Что тогда? Ребенок должен знать, что он хороший, когда он развивается и его старания на этом пути приводят к УВАЖЕНИЮ со стороны взрослых.
Уважение со стороны взрослых и чувство собственного достоинства со стороны самого себя - вот что должно толкать ребенка к развитию.
Хочу предостеречь от попыток использовать любовь и понимание как воспитательный инструмент. Пусть это прекрасное чувство остаётся "просто так", а вот уважение - это как раз то, что нужно заслужить.

Вывод (это то место, где автор устал думать).

- Сравнивайте ребенка с самим собой на качественном, содержательном уровне (в противовес сравнению его с другими учениками или оценкой).
- Обучайте его критичности мышления, дайте ему инструмент добычи знаний (дайте ребёнку "лопату" чтобы копать, а не "ведёрко", чтобы его держать).
- Станьте в позицию сотрудника в общении с ребёнком, кооперируйте совместные усилия.
- Уважайте в ребёнке то, что является качественно новым (вместо внушения необоснованной гордости за оценки).

Заранее отвечаю на возможный вопрос. Я видел таких детей. Это были второклашки, которые учатся в школе по программе развивающего обучения. Дети с четвертого класса прекрасно способны понять законы диалектики. Нужно только уметь объяснить и привести побольше примеров.

Олег

(КМ) Ну, что ж, дорогие родители, остается только подумать - творчески подойдя к обучению-общению - как донести законы диалектики до ребенка,чтобы он их понял:) Удачи всем нам в этом интересном деле!

На сегодня прощаюсь с вами!

До скорых встреч!

Катя Мануковская

Дорогие друзья! Получить какую-либо пользу от моих ответов, вы сможете только ПОЛНОСТЬЮ отвечая на те вопросы, которые я задаю!

Просьба и пожелание! Буду рада, если вы напишите мне, как вы применяете в жизни то, что узнаете из моих ответов, и что удалось изменить в жизни, благодаря им.

Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы. От сайта "ЗАЧЕМ?" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо
Товары от партнеров, товары со скидкой Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail
Моя книга "Лекарство от женской доли" МИНИКУРС

В избранное