Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?" Как научить ребенка радоваться подарку, а не его стоимости?
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"
Выпуск № 28
Как научить ребенка радоваться подарку, а не его стоимости?
(Вопрос)
Моему сыну 13 лет...есть и дочь 10 лет...но с ней как-то проще...так вот как только начинаються праздники и они начинают получать подарки...у Данилы...так его зовут...разыгрываеться страшная ревность ...почему его другу...двоюродному братишке или сестренке...подарили то-то и то-то ...а ему нет...пытаюсь объяснить зачимость подарка практически и вниманием к нему от дарителя...он все переводит на стоимость подаренного и дуется...чуть ли не до слез...обижаеться и говорит...что
испортили ему весь праздник...я хожу выбирать сама с ним подарок...но я же не могу проследить за всеми подарками, которые он получает ....что мне с ним делать?
Ольга
(Ответ) Здравствуйте, Ольга!
Действительно, непростой вопрос: как показать ребенку, что праздник - это не только подарки? Это еще и эмоции, красота, восхищение. Это, наконец, дарение - то есть те подарки, которые он готов, хочет подарить людям, которыми дорожит.
Для начала предлагаю обернуться назад и посмотреть, насколько часто Вам дарят подарки дети? Объясняли ли Вы им, что дарить подарки приятно? Показывали ли Вы им и как, что Вам приятно получать? Что они дарили последний раз Вам и другим близким людям? Если это покупные подарки, то откуда брали деньги на них? Если сделанные своими руками, то делали сами или Вы им помогали? Как Вы относитесь к подаркам от мужа, от близких родственников, от друзей? Как Вы показываете свое впечатление
от подарков детям?
Ваша задача - впрочем, как и любого другого родителя - донести до своих замечательных детей, что подарки можно не только получать, но и дарить. И что последнее не менее приятно. А порой доставляет даже больше положительных эмоций, чем получение подарка.
Вопрос: как это сделать?
Во-первых, напоминать ребенку, что когда он идет в гости - на День рожденья, на Новый год к бабушкам - он может взять с собой подарок, например, сделанный собственными руками. Нет ничего зазорного в том, чтобы ребенку об этом напомнить. Этот прием работает, как формирование любой другой привычки, для которой требуется в первую очередь терпение и регулярность.
Во-вторых, показывать, сколько приятного Вы испытываете от их подарков, от того, что дети рядом, что они рядом с Вами.
В-третьих, подумать над тем, чем еще можно определить ценность подарка. Ведь у него есть не только денежный эквивалент. Например, подарок можно как-то использовать. Как? Что можно с ним делать? Направляйте внимание сына на его планы. Что он собирался делать с подарком, когда выбирал именно его? Парню 13 лет, он уже совсем взрослый. Может не только объективно оценить реальность, но и строить планы на будущее.
В-четвертых, старайтесь, чтобы подарок был заслужен, заработан. То есть ребенок приложил к его появлению определенные усилия. Мы ценим больше всего то, к чему приложили усилия. Если что-то попадает к нам без усилий с нашей стороны, оно кажется нам слишком дешевым. И тогда мы начинаем сравнивать с другими: у того лучше, у этого.
И еще у меня сложилось впечатление, что Вы относитесь к нему как к маленькому. Спрашивайте с него как со взрослого. Он уже взрослый. Присмотритесь внимательно. Он уже готов к подвигам, готов отвечать за свои поступки. Кстати, самостоятельный выбор подарка - это тоже поступок, за который можно и нужно отвечать.
Авторский курс "Воспитание родителей" - для тех, кто хочет получать удовольствие от общения со своими детьми и близкими родственниками.
Отзывы прощедших курс "Воспитание родителей" можно почитать ЗДЕСЬ.
Авторский курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" - для тех, кто устал от депрессий и бесконечных страхов. Для тех, кто хотел бы с ними разобраться, найти причину и понять механизм этих состояний. Для тех, кто хотел бы иметь под рукой - и в голове - универсальный инструмент для работы с ЛЮБЫМИ страхами.
Отзывы прошедших курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" можно почитать ЗДЕСЬ. В них содержаться не только результаты, которые были достигнуты, но и видение курса глазами курсанта. А также ВСЕ ответы на возможные вопросы о построении курса.