Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайная власть голоса

  Все выпуски  

Тайная власть голоса


Тайная Власть Голоса  


Тайная Власть Голоса
Специальная Тренинговая Рассылка

Автор: Булат Шамсутов
Контакт:
shamsutov@gmail.com  

 

Выпуск Девятнадцатый 


Добрый день, дамы и господа!

Я думаю, вы успели потренироваться в произношении различных звуков иностранных языков, которых нет в русском.

Это английские Y, H, G, J, W; сочетания TH, WH; французская R, и так далее.

А теперь вернемся к родному русскому языку и поговорим о междометиях.

В предыдущих выпусках, я уже говорил, что  междометия придают выразительность, динамичность и наполняют нашу речь эмоциями, делая ее живой, чувственной, разнообразят и украшают ее.

Междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу, потому что они рождаются непринужденно, естественно, неожиданно. 

Весь организм человека участвует в рождении междометий, что помогает тренировать естественную «опору» звука, находить естественный тон разговорной речи. 

Особенно этому способствуют легкие, свободные восклицания, окрашенные приятными эмоциями, эмоциями радостного удивления, восхищения... 

Положительные эмоции раскрепощают мышцы и рождают свободное звучание голоса.

Произнесите удивленно: "ага", "ого".

Вы заметите, что эмоциональная окраска у каждого из этих восклицаний будет разная.

Многие междометия, разные по звучанию, могут выражать одно и то же чувство, если произносятся с одинаковой интонацией, и наоборот — одно и то же междометие может выражать различные эмоции через различные их интонации.

Воскликните: "Эй!", так, как будто вы кого-то зовете...

А теперь так, как, если бы вы привлекали чье-то внимание...

А теперь, выражая возмущение, недовольство...

Обратите внимание на то, какие мышцы участвуют при передаче разных эмоций, какие у вас возникли ощущения.

Каждый раз разные, не так ли?

Поэтому-то на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, модуляции голоса, так называемые "тембральные" нюансы, которыми окрашивается одно и тоже междометие, выражающее различные чувства.

Междометия, не возбуждая сложных мыслительных процессов, обращены непосредственно к воле и эмоции партнёра. 

Они являются простейшими словесными действиями, поэтому чрезвычайно удобны и полезны в работе над голосом.

Не следует слишком осторожничать в работе над развитием голосовых данных.

Излишняя осторожность может вас закрепостить.

Полезно при этом ориентироваться на творческое мышление, когда за понятием, выраженным в слове, возникает ощутимый образ. 

Для того, чтобы понять это, приведем пример: 

При слове «собака» один молодой актер вдруг как-то чуть заметно вытянул голову и потянулся поджать к груди руки с расслабленными кистями... 

И только потом спохватился, смутился и говорит: «лежит». 

Другими словами сначала в голове возникает образ, картинка объекта и все его качества от поведения вплоть до запаха, а уже потом происходит осмысливание этого образа.

Для тренировки согласных звуков, а также навыков звучания, таких, как «мягкая атака»; «опора звука»; навык «переключения дыхания»; «звонкость голоса»; «собранность звука»; «свобода мышц нижней челюсти»; нахождение «центра» голоса, обогащение тембра голоса, весьма эффективными являются упражнения, построенные на междометиях.

Выражая чувства и волевые импульсы, междометия рождаются естественно и непринужденно, приводя в действие весь организм человека. 

Поэтому нахождению основного тона голоса особенно способствует свободное, легкое восклицание, окрашенное приятной эмоцией или оттенком удивления:

«Ах, «свободный» я какой!
Так и льется голос мой!»

Теперь уместно рассмотреть упражнения на звукоподражание различным животным и птицам. 

Этим отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, направленность звука. 

Тренируйтесь в копировании голосов зверей и птиц  в различной тональности.

Учитывайте при этом разное отношение к каждому из них, мысленно представляя их себе... 

Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). 

Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поисков свободы мышц — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука».

При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». 

Они подбрасывают вверх диафрагму, расширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резонирующие глоточную и ротовую полости. 

Рефлекторно берется воздух.

Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке голоса?

Прежде всего лай наш, по существу, является «очеловеченным» лаем. 

Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, думая в это время, общаясь и действуя. 

Звуки «ав-ав-ав» сами по себе активизируют работу голосового аппарата, а ассоциация с лаем еще более естественно дает легкий, без усилий, звук голоса. 

Следует выполнять два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаивая» зло вашего собеседника. 

«Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу.

Упражнение «Собака»

Вообразите, что вы стали... «собакой». 

Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. 

Найдите это ощущение. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица. 

От скуки и жары клонит ко сну...

Вдруг скрипнула садовая калитка... 

Неожиданная радость: вернулся хозяин. 

Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» 

С подтекстом: «Я здесь». 

Не искажайте только тембра голоса. 

Не «облаивайте» зло хозяина. 

Радостно «подайте голос».

Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». 

«Подать голос» — это главное в упражнении «лай», «Ав-ав!» — вылетает легко, радостно, звонко. 

Никакого напряжения в глотке. 

Движения диафрагмы очень ощутимы.

Практикуйтесь!

Желаю удачи!

До встречи!

Булат.

© Булат Шамсутов. Все Права Защищены


В избранное