Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних. Ценность в жизни


Информационный Канал Subscribe.Ru

Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних
---------------------------------------------------------
Выпуск от 05.03.2004                            Вит Ценёв
---------------------------------------------------------
ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ

Ленивые люди на предложение встать с дивана и сделать, наконец, что-то полезное,
часто спрашивают: а зачем? А какой в этом смысл? Ну, встану. Ну, сделаю. А дальше
что? А что дальше? А чёрт его знает, что дальше. Как в анекдоте про негра (ой,
про афроамериканца, политкорректность), который лежит у бананового дерева: "а
я и так лежу".

Но ответы вопросы о смысле (в том числе и смысле жизни) трудно найти, не соотнося
их с ценностями. А что такое ценности? А ценности, друзья мои, – "это специфические
формы смысловых образований в личностных структурах". Вот, как. Вы поняли? Я
тоже. Так что скажем проще: это индивидуальные (у каждого человека они свои,
особенные) "особенно дорогие" мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

У Глеба Жеглова, если вы вспомните фильм, какая была ценность? "Вор должен сидеть
в тюрьме". Это не просто убеждение (уверенность в том, что это должно быть именно
так, а не иначе), как может показаться. Я вот убеждён, что два плюс два равно
четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит. "Вор должен сидеть
в тюрьме" – это ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает
его на борьбу против воров и карманников. 

Если представить, что вор упорно не хочет сидеть в тюрьме и всё время откручивается,
то в жизни Жеглова может наступить кризис смысла его "противоворной" деятельности.
Или смысла жизни вообще. Действительно, какой смысл что-то делать, если злодеи
всё равно уходят от ответственности? Лучше лежать на диване. Или пить горькую.

Если же, напротив, воры сидят в тюрьме стройными рядами, то кризис может наступить
в умах других людей. Тех же самых карманников. Ну что за жизнь, если всё равно
поймают и посодют? Ни сумочку не подрезать, ни украсть. Не малина, а жизнь какая-то.


Или в уме Володи Шарапова, который, возможно, тоже считает, что "вор должен сидеть",
– но "строго на законных основаниях". И если вору милиция подбрасывает кошелёк
ради сотворения правосудия, то у Шарапова его шарапики заходят за ролики. А жизнь
кажется тошной и бессмысленной. 

Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны и их смыслы.
У одного человека высшая ценность – спасти жизнь, которой грозит опасность. У
другого человека высшая ценность – спасти себя самого от всяких напастей. Логика
их поступков будет противоположна, как небо и земля. Один в критических ситуациях
плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба
будут правы. И оба будут крутить пальцем у виска и показывать друг на дружку
пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца.

Если ценности труднодостижимы или неудовлетворимы вовсе, смысл вашей деятельности
(в частности) и смысл жизни (в целом) начинает трещать по швам. Тогда человеки
делают попытку "анатомировать" свои ценности смысловыми вопросами. 

В таком случае, ничего удивительного в том, что логотерапия ("терапия смысла
жизни") создана Франклом на основе концлагерного опыта. Концлагерь не лишал человека
смысла жизни (это невозможно). Но он лишал человека всех его ценностей: как индивидуальных,
так и общечеловеческих. А без ценностей смыслу просто неоткуда взяться.

Как я уже сказал выше, не нужно путать ценности с убеждениями. С другой стороны,
есть понятие потребностей (потребность в еде, безопасности, и прочие), которые
легко можно спутать с ценностями. Не искушайтесь, друзья мои. Это не одно и то
же.

У ценностей есть потребностная функция, но это не есть потребности. Правильнее
сказать так: ценности человека – это его потребностные убеждения. 

Это умственные представления об окружающем мире (о самом себе), которые требуют
от мира (от вас) соответствия вашим представлениям, согласия с ними. Именно требуют,
– я подчёркиваю это. Требуют почти с такой же силой (а то и ещё сильнее), как
вы хотите кушать или спать. Как потребности, ценности требуют удовлетворения.
А, как убеждения, ценности требуют соответствия или согласия.  Это непримиримые
убеждения. Только так, и никак иначе.

Кризис смысла – это крайний случай кризиса ценностных представлений. В большинстве
случаев ценностный кризис протекает скрытно. А проявляется это, во-первых, в
снижении мотивации к деятельности, и, во-вторых, в падении эффективности (или
продуктивности). 

А если скрытый период длится довольно долго (уже сорок попыток сделано, а "воз
и ныне там"),  то мы заполучаем "в чем смысл жизни" в полный рост. Делаешь, делаешь,
делаешь и делаешь, – а зачем делаешь, непонятно.

В этом случае, как мне кажется, более продуктивным будет не "поиск смысла", а
анализ и переоценка вашей системы ценностей. И как только они будут переопределены,
вопросы о смысле деятельности (и смысле жизни) отпадут сами собой.

Я уверен, вам будет очень интересно узнать, какие ценности в наибольшей степени
ставят под сомнение тот факт, что жизнь имеет смысл. Интересно? Вот они, эти
ценности.

РАЗВИТИЕ СЕБЯ. Самопознание, постоянное развитие своих способностей и талантов.

ДУХОВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Преобладание духовных интересов над материальными. Будь
у меня деньги, я бы совершил много полезных дел. А сами деньги меня не интересуют,
не стремлюсь я к ним. А на великое нет денег. Так и живём.

КРЕАТИВНОСТЬ. В контексте ценностей имеет прикладное значение: это реализация
своих талантов и способностей, творческое самовыражение, стремление изменить
окружающий мир.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ. Расширяем свои социальные связи, установление благоприятных
условий в различных сферах социального взаимодействия ("решаю проблемы"), играем
в обществе хорошую социальную роль.

СОБСТВЕННЫЙ ПРЕСТИЖ. Социально востребованы. Популярны. Любимы и желанны. Как
в рекламе кофе: "Пеле, Пеле, все хотят Пеле, я постоянно всем нужен".

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Достаток и обладание вещественными атрибутами денежного
успеха. Для очень многих богатство – это главная ценность их существования.

ДОСТИЖЕНИЯ. Ставим перед собой задачи, определяем самые жизненные цели и достигаем
их. Например, "построить дом, вырастить сына и посадить дерево".

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Это не только своя личностная уникальность и неповторимость,
но и преобладание своих мнений, взглядов и убеждений над всеми остальными. Отличаться
(и выгодно отличаться) от всех остальных. "Да, да, да, да, ты самый лучший мужчина
из всех тех, с которыми я была".
 
Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей определено им самим.
А если создать свою иерархию ценностей (от наиболее важных до наименее важных),
– то структура этой иерархии будет произвольной, что принципиально отличает её
от иерархии потребностей Маслоу. 

В иерархии потребностей пища всегда доминирует над "духовной пищей". Но, в иерархии
ценностей – совершенно не обязательно. И для одних – "жить, чтобы есть", а для
других – "есть, чтобы жить". Каждый выбирает сам.

КАКИЕ БУДУТ ВЫВОДЫ?

А какие будут, такие и выводы. Это лишь повод для ваших размышлений. Я бы подумал
о ценностных трансформациях, которые переживает личность в чрезвычайных ситуациях
(в боевых действиях, например). Сами посудите: когда новичок попадает на войну,
то какие у него ценности? Гражданские, скажем так. А после года боевых действий?
Военные. Вот и возвращается он с войны в "гражданскую жизнь" с ценностями военного
времени. Что с ними теперь делать? Как жить дальше? Вопрос.

Вит Ценёв, psyberia.ru 
-----------------------
URL: http://psyberia.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное