Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних. Онлайн-консультирование: за и против


Информационный Канал Subscribe.Ru

Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних
---------------------------------------------------------
Выпуск от 12.10.2003                            Вит Ценёв
---------------------------------------------------------
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ

Когда-то давно, для того чтобы получить психологическую консультацию к психологу
нужно было прийти на очный прием. Потом появились консультации по телефону. Теперь
– психологические консультации он-лайн. Каждый может задать психологу интересующий
его вопрос на специальных сайтах – бесплатно или за деньги, как угодно. Но насколько
можно доверять этим советам и самой форме "электронного консультирования"? Попробуем
узнать разные мнения.

Наши собеседники – психологи Вит Ценев, автор проекта Psyberia.ru - Продвинутая
психология для совершеннолетних, ведущий в рамках своего проекта психологическое
консультирование по электронной почте, и Андрей Коновалов, координатор проекта
"Информационная сеть российской психологии Psi-net.ru" (www.psi-net.ru).

1. Итак, чем же все-таки так привлекателен для людей этот вид психологических
услуг – "онлайновое консультирование"?

ВИТ ЦЕНЁВ: Тому есть несколько причин. Причина первая: в интернете не существует
границ, что исключительно важно для маленьких городов, где психологическая помощь
может быть представлена очень слабо. Я получаю много писем от людей, которые
уверены в том, что в их городах психологов нет вообще. Психологические мегаполисы
далеко, – а в своем отечестве, как говорится, "нет пророка". Но даже в крупном
городе найти психолога – это далеко нетривиальная задача. Например, вчера я просматривал
один из самых массовых в Новосибирске бесплатных еженедельных изданий, – и не
нашел там ни одного объявления об оказании психологической помощи. В интернете
– вы найдете сколько угодно.

Вторая причина: интернет дает психологу богатые возможности для самопрезентации,
а это значит, что потенциальный клиент заочно может познакомиться с терапевтом,
узнать о нем больше, почитать его публикации, вникнуть в стиль и манеру его работы,
и даже посмотреть, как тот или иной психолог решает проблемы других людей. Это
позволяет клиенту выбирать "своего" терапевта, чего в офлайне он, как правило,
лишен.

Третья причина: хотим мы этого или нет, нравится нам это или нет, – но очень
многие люди выбрали интернет как основной коммуникативный канал. Они предпочитают
интернет телевизору, телефону, радио. Если они хотят узнать прогноз погоды, они
не включают телевизор, а "коннектятся". Если им нужно написать письмо, они открывают
почтовую программу, а не тетрадку. Если им нужно обсудить пару вопросов, то они
запускают ICQ, а не набирают номер телефона. Они делают покупки в магазинах,
читают новости с информационных лент, и делают работу (за которую получают деньги,
и часто очень хорошие деньги), которая требует стопроцентного времяпровождения
в интернете. 

Иначе говоря, сформировалась целевая группа (может быть, это несколько миллионов
человек, – и, в обозримой перспективе, эта цифра будет только расти), которая
при появлении любого рода психологических проблем будет искать помощи именно
в интернете, и нигде больше. С этой точки зрения психология в онлайне обязана
быть, это не прихоть и не мода, а общественная необходимость.

Четвертая причина: денежная. Часть людей просто не может оплатить услуги психолога,
либо считает это для себя непозволительной тратой средств. В интернете клиент
может получить помощь или бесплатно, или за меньшие деньги, что для большого
количества людей – причина номер один в выборе формы психологической помощи.

Пятая причина: помощь тем людям, которые по физическим (например, инвалидность)
или по психологическим (панические страхи, комплексы) просто неспособны посещать
психолога.

Я легко могу назвать еще с десяток причин, но уверен, что вполне достаточно и
всего сказанного выше. "Спрос" на онлайн-консультирование велик, и он будет только
расти, оформившись в самостоятельное и самодостаточное направление в психотерапии,
каким сегодня, например, можно назвать телефонное консультирование.

АНДРЕЙ КОНОВАЛОВ: На мой взгляд, основная причина популярности онлайновых консультаций
– их "безопасность". Ими можно воспользоваться. А можно и забыть. При обращении
к "реальному" психологу человек берет на себя некоторую ответственность за свои
действия – своим визитом он как бы подтверждает желание изменяться. А в интернете
возможна игра в психологическую консультацию. "Я как бы спрашиваю о как бы проблеме".
Онлайн предоставляет плодороднейшую почту для различных обманов и, в первую очередь,
самообманов. 

Можно бесконечно варьировать изложение проблемы, выставляя себя лучше или хуже,
чем есть на самом деле. (Кстати, любопытный феномен можно наблюдать в интернет-форумах.
Участники разного рода сообществ в своих дискуссиях очень быстро переходят "на
личности", а так же используют многозначительные намеки на свое положение "в
оффлайне". При этом авторы таких посланий часто тихи и незаметны в жизни.) В
этом смысле интернет – великий уравнитель, можно нафантазировать что угодно.
По-моему, интернет-консультации особо любимы именно за возможность "менять, ничего
не меняя", создавать видимость работы над собой. (В противном случае, онлайновым
консультантам задавали бы только один вопрос – где я могу с вами встретиться
для разговора о моих проблемах?).

Остальные причины не кажутся мне значительными. Деньги? Почти в любом городе
есть бесплатные психологические службы, нужно только поискать. Специалисты? Их
вообще немного, в том числе в интернет. Однако на прием к "светилу"-медику люди
не считают зазорным съездить и в другой город. Почему бы не съездить к хорошему
психологу? 

Психологическая помощь – не анальгин (быстро достал из сумки, выпил, полегчало).
Для того, чтобы реально измениться, справиться со своей проблемой, нужно потратить
СИЛЫ. Человек, который страдает душевно, но не может найти в себе сил поискать
психолога в своем городе, не найдет сил и чтобы воспользоваться советом онлайнового
консультанта, сколь бы прекрасен тот не был. Но зато получает очередную возможность
обвинить других в своих неудачах – "Да, обращался я к психологу в интернете –
не помогло..." 

(Инвалидность, неспособность к передвижению, конечно, отдельный разговор. Тут
хороши любые виды общения – и телефонное, и электронное).

2. То есть, получается – помочь человеку "онлайн" невозможно?

АНДРЕЙ КОНОВАЛОВ: Смотря, какая помощь требуется. Если человеку нужен простой
ответ на вопрос ("К какому специалисту обратиться?", "Что почитать по теме...",
или даже "Как вести себя в такой ситуации...") – помощь вполне реальна и ощутима.
Если человеку нужно просто пообщаться – тоже. А вот когда речь заходит о каких-то
серьезных личностных проблемах, консультант никогда не может знать, в чем же
проблема на самом деле. 

Большую часть настоящих своих проблем люди не осознают, замечая лишь их проявления.
Эти проявления и предъявляются консультанту как проблема. Но когда человека видишь
или хотя бы слышишь, можно докопаться и до основ проблематики. А за электронным
письмом – потемки! 

За словами "Я боюсь отвечать у доски" может скрываться и страх открытого пространства,
и страх учителя, как представителя мужского/женского пола, и проблема социальных
взаимоотношений в классе, и проблема самоотношения и еще много чего. На очном
приеме все это можно постепенно выяснить, а вот что делать, когда человек за
тысячу километров? А если он "на всякий случай" еще и присочинил себе другой
пол и возраст?

А потому, профессиональный консультант и не будет пытаться "решить проблему",
он просто должен переориентировать человека на очную консультацию.

ВИТ ЦЕНЁВ: Я занимаюсь онлайн-консультациями более трех лет, и могу с уверенностью
сказать, что, как минимум, в половине случаев помочь человеку вполне возможно.
За это время было написано около пяти тысяч писем консультативного характера,
накоплен огромный опыт подобной работы. Кому-то вполне достаточно одного письма,
а с кем-то другим переписка может идти месяцами. Есть проблемы, за которые в
онлайне лучше не браться вовсе: любовные треугольники, сексуальные проблемы,
желание изменить другого человека (чтобы любил только меня, чтобы не ходил в
церковь, чтобы не пил), и многие другие. С другой стороны, большинство проблем,
где ключ к решению человек ищет в самом себе (ревность, раздражительность, тревога,
беспокойство, "как себя вести", "что делать" и "кто виноват") очень хорошо поддаются
онлайн-терапии.

В онлайн-консультировании очень многое зависит от формы ее проведения. Если,
например, на том или ином сайте читатель видит обращение: "Задайте вопрос психологу",
то он его и задает. "Я боюсь желтых полос на диване, что мне делать?" Вот и думай,
чего он боится на самом деле. Это гадание на кофейной гуще, а не консультирование.
Изучив этот опыт, я отказался от интерактивных гаданий в форуме или конференции.
Вся работа идет по переписке (часто включая в процесс общение в реальном времени
с помощью ICQ для оперативного разрешения тех или иных вопросов, получения обратной
связи, детализации). И это дает свои плоды. Письма, которые я получаю, обстоятельны
и серьезны, и никаких причин для подозрения их авторов в обмане или несерьезности
я не вижу. К тому же, если человек так уж хочет обмануть, мистифицировать или
"поиграть", он сделает это и в работе с реальным терапевтом. Можете вспомнить
историю Эриксона о том, как мужчина дурачил терапевтов, переодеваясь в женское
платье.

Мистификация чаще проявляется там, где "все на виду". Если некий онлайн-консультарий
читают все, консультируют кто ни попадя, – то у некоторых людей появляется искушение
поиграть на публику. Если же весь процесс, от начала до конца, происходит "за
кадром" и касается только одного человека, то розыгрыши и мистификации теряют
всякий смысл. А все остальное проявится в переписке: если человек тяготеет к
тому, чтобы всех обвинить, свалить на всех все свои неудачи, то он сделает это
как в офлайне (я, мол, обращался за помощью к электронным "дохторам", а они мне
ничем не помогли), так и в онлайне (я обошел всех наших терапевтов, никто не
смог помочь, только на вас и уповаю).

Онлайн и офлайн – это два полюса одной и той же жизни, и любая стратегия человека
проявится как в онлайне, так и в офлайне. Если человек не хочет решать свои проблемы,
то ему не поможет ни реальный терапевт, ни виртуальный. Например, для многих
людей телефон доверия – это область развлечения, розыгрыша, подурачиться. Нет
проблем. Если вам нужна действительно помощь, то вы ее получите в любой форме:
в очной беседе с психологом, по телефону доверия, по переписке. Миллионы людей
решают свои психологические проблемы, просто читая те или иные книги.

3. Значит,  "онлайн-онлайну – рознь", и не все формы консультаций одинаково полезны?

ВИТ ЦЕНЁВ: У меня друзья, один из которых при появлении головной боли пьет анальгин,
другой пенталгин и третий цитрамон. При этом каждый из них уверяет, что остальные
средства ему не помогают. Скажите, какое лекарство из трех перечисленных полезнее
других? Так и в онлайн-консультировании: я могу, в силу своих собственных убеждений,
сколь угодно долго распинаться в "скомканности" и "догадательности" публичных
консультариев по типу "вопрос-ответ", – но если они пользуются спросом, если
часть аудитории находит там ответы на свои вопросы, если она считает нужным,
ценным и уместным их задавать, то полезность консультаций подобного рода очевидна.
Полезность для той аудитории (а она немаленькая), которая сама считает, что им
это помогает.

Сравнивать же, какие формы более полезны, я не представляю возможным, ибо у нас
нет никаких исходных данных для такого сравнения. Даже в офлайне обратную связь
никто вам не гарантирует (вспомните, как Эриксон сетовал на то, что сеанс закончился,
человек ушел, а ты остаешься в неведении, помогло ли то, что ты для него сделал,
или нет), а в онлайне, в силу ее специфики, практически каждая консультация оставляет
терапевта в полной неизвестности о том, смог ли он помочь или не смог. О неудачах,
как правило, узнает другой терапевт, – поэтому и слагается ложная картина низкой
эффективности оппонентов: в онлайне много говорят о том, что в офлайне им не
помогли, и наоборот. 

Объективно определить более и менее эффективные формы консультирования, я думаю,
возможно, но это требует серьезной аналитической работы, которую никто не проводил.
У меня большой опыт в консультировании по почте, – но я не работал с другими
формами консультирования (IRC-каналы, чат-сессии, форумы, голосовые или видеоконференции),
и не могу их сравнивать. На сегодняшний день для меня есть один достоверный критерий
полезности чьей-то работы – это востребованность: и если к онлайн-психологу "валят
толпами", то он делает нужное дело.

АНДРЕЙ КОНОВАЛОВ: Я бы сказал так – есть формы более близкие к психологическому
консультированию, и есть формы, ничего общего с реальной психологической помощью
не имеющие. Например, упомянутые форумы "Задай вопрос психологу!" - просто тихий
ужас. Посетительница спрашивает – "Мой парень не хочет на мне жениться, почему?",
а некий человек, именующий себя психологом, авторитетно отвечает: "Потому что
он боится взять на себя ответственность, вообще, по сути он - маменькин сынок,
избегающий ответственных решений". Вспоминается замечательный эпизод из Довлатова
– знакомая звонит герою и кричит: "Приезжай скорее, муж избивает меня!" Герой
прибегает к ней, у нее, действительно, синяк под глазом и сама вся в слезах.
Мужа нет. Появляется часа через полтора, В БИНТАХ И ГИПСЕ! И сразу прячется за
спину героя со словами – "Как хорошо, что вы здесь! Она била меня и зонтиком
и настольной лампой, и даже не знаю, чем еще!" - "А синяк?" - "Я случайно задел
ее, когда уворачивался от зонтика..." 

Форум вида "вопрос-ответ", да еще и открытый для всеобщего обозрения, никак не
может считаться психологической консультацией. Профессиональный психолог, во-первых,
никогда не будет делать далеко идущих выводов на основании минимальной непроверяемой
информации, а во-вторых, никогда не будет давать каких-либо рекомендаций, не
имея возможности убедиться в том, что клиент вообще способен их правильно понять.
(Ф.Перлз рассказывал о женщине, в процессе консультирования осознавшей, что источник
ее мучительных проблем – глубоко подавленное желание убить мужа. Когда это ей
открылось, она испытала огромное облегчение. А потом пошла  - и убила.) В общем,
форум – это не консультирование, это пародия. Причем, далеко не безопасная. А
то, что люди туда "валом валят", еще не свидетельствует о полезности таких "консультариев".
Потребление наркотиков тоже возрастает, но полезными от этого они не становятся.

Индивидуальное консультирование по электронной почте гораздо ближе к "настоящему".
И здесь все зависит уже от квалификации консультанта и того, насколько он сам
осознает ограниченность своих возможностей при использовании подобной формы.
Да, наверное, таким образом можно, если не решить, то хотя бы прояснить некоторые
проблемы. Но я бы все-таки сказал, что "электронное" консультирование, как и
консультирование по телефону, не являются самодостаточными и, в идеале, должно
подводить клиента к мысли об обращении в очную консультацию.

4. А какие рекомендации вы могли бы дать человеку, решившемуся обратиться к "психологу
он-лайн"?

АНДРЕЙ КОНОВАЛОВ: Я бы, наверное, посоветовал избегать "скоростных" консультаций.
 Если уж "он-лайн", то пусть он будет максимально вдумчивым. Ну и выбор консультанта,
конечно. Почему-то до сих пор нормально сказать - "Найду  хорошего столяра, чтобы
стол сделал", но в то же время советовать обратиться "к психологу". А ключевое
слово – именно "хороший". Все специалисты разные, вот и при выборе онлайн-консультанта
старайтесь собрать максимум косвенной информации о его профессионализме. Что
это может быть? В первую очередь, это статьи самого консультанта. Если вы не
соглашаетесь с тем, что там написано, или не понимаете, возможно это "не ваш"
консультант.

ВИТ ЦЕНЁВ: Во-первых, такой человек должен отделить проблему (и надежду на помощь)
от возможности получить консультацию, ибо в интернете полным-полно проблем, которые
заявлены просто потому, что есть дармовая возможность их "порешать". Образно
эту ситуацию можно выразить так: вышел психолог на городскую площадь, поставил
стол и повесил табличку: "задавайте ваши вопросы, отвечу бесплатно". Естественно,
полгорода сбежится позадавать разные вопросы психологу. Но замените "бесплатно"
на какую-то символическую сумму (например, 30 рублей), и очередь тут же растает,
останутся лишь те, кто действительно нуждается в помощи, а не просто хочет воспользоваться
удачно подвернувшейся возможностью.

Проверить это очень просто: пусть человек задаст себе два вопроса. Первый: "Что
я буду делать, если этот консультант (этот онлайн-сервис) мне не ответит?". И
второй: "Готов ли я заплатить какую-то (допустим, 50 рублей) сумму денег за решение
своей проблемы?" Во втором вопросе речь идет не столько о необходимости платить,
сколько о внутренней готовности заплатить. Если на первый вопрос ответ: "Ничего",
а на второй: "Нет", то можно никуда не обращаться, проблема выеденного яйца не
стоит.

Во-вторых, этот человек должен формализовать свою проблему письменно, так как
всё дальнейшее общение с консультантом будет проходить в письменной форме. Проблема
не способна подчиниться форме (или объему) ее возможного изложения, так что все
"возможности" с ремарками "ваше сообщение не может быть более 40 слов" можно
смело игнорировать.

В-третьих, этот человек может посмотреть на качество ответов и понять, будет
ли это тем, что его устраивает. Ответы типа "Крепитесь, батенька", "Вам следует
понять, что все в ваших силах" или "Лягушка била-била молоко и превратила его
в масло" я вообще не могу считать помощью, сколь бы дипломированным или сертифицированным
этот консультант не был. Это отмазки, а не помощь.

И, в-четвертых, –  это уже не столько рекомендация, сколько пожелание к обращающимся
за консультациями. Всегда давайте вашему консультанту обратную связь, то есть,
или по факту получения ответа на ваш вопрос, или по завершению вашего общения,
говорите ему о том, что вы извлекли из этой консультации. Прокомментируйте ответ,
укажите на те изменения, которые с вами произошли, отметьте самое важное, что
вы увидели в ответе. Опишите ваши теперешние ощущения, ваш ход мыслей, ваши планы
на будущее. Это очень важно для не только для вас (и для вашего консультанта),
но и для всей практики интернет-консультирования в целом.
-----------------------
URL: http://psyberia.ru
E-mail: vit@psyberia.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное