Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Международный центр психологической помощи" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Продвинутая психология для совершеннолетних. Ширпотребность
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних --------------------------------------------------------- Вит Ценёв Выпуск от 06 мая 2003 года --------------------------------------------------------- ШИРПОТРЕБНОСТЬ В той или иной мере все мы подвержены ониомании – навязчивой потребности покупать. В США, по статистике, ониоманией страдают до 55 миллионов американцев, по большей части – женщины. Непреодолимое влечение покупать часто сравнивают с зависимостью, в которую попадает наркоман. Оно подталкивает ониомана в магазин, покупать очередную порцию совершенно ненужных ему вещей, – это успокаивает его на некоторое время, и дает возможность почувствовать, что его жизнь - продолжается. А далее все повторяется: магазинному наркоману нужна очередная доза-покупка. Для того чтобы проширнуться по магазинам, человек готов почти на все: занимать, лезть в долги, воровать, и даже – убивать. Несколько лет назад Америку потрясла история про женщину, убивавшую ради денег, на которые она тут же накупала себе ворох косметики, одежды и аксессуаров. Убив и ограбив очередную жертву, она немедленно отправлялась в магазин, чтобы нажимать, нажимать, нажимать на педаль кассового аппарата. Удивительное сходство социальных симптомов у наркомана и ониомана (частичная или полная утрата самоконтроля, иррациональная мотивация, зависимое поведение, вычурные объяснения своим поступкам, тенденция к антисоциальным поступкам, попытки борьбы с собой и постоянные срывы) может показаться вам загадочным и труднообъяснимым. Ибо на житейском уровне мы хорошо понимаем, что наркомания – есть болезнь, возникающая от систематического приема определенных групп химических веществ. Но в случаях, где человек стремится постоянно "уколоться" очередной тратой денег, никакой химии нет. А симптомы практически одни и те же (за исключением, пожалуй, физической зависимости) и у наркомана, и у ониомана. У вас есть этому какое-то разумное объяснение? И второй очень важный вопрос. В случае с наркоманией нам доподлинно известно, кто в этом виноват. Конечно, это те злодеи, кто продают наркотики. А наркоманы, в основном, представляются как жертвы, которых надо не судить, а лечить. В теории, если вытравить на корню всю наркомафию, то человечество станет свободным. На практике – вряд ли. Но кто виноват в ониомании? Кто виноват в том, что человек начинает лезть в долги, ворует у своей семьи, у других, и даже готов пойти на убийство ради губной помады или теней для век? Может, супермаркеты виноваты? Или реклама?! Но в рекламе ли дело? Нет, нет и нет. Дело именно – в самой покупке, в психологической подоплеке и эмоциональной насыщенности покупательного действа. Мама, купи, мама, ну купи-и-и-и-и-и, – ныли вы в детстве, увидев на витрине нечто яркое и привлекательное. И вам покупали. Цак-цак, – крыса нажала на педальку и получила свой разряд удовольствия. Сладкие слюни расплылись по небу и потекли по губам. Цак-цак. Это хорошо, это очень и очень приятно. Это надо будет повторить. Что такое – покупка? А покупка – это решение какой-то проблемы. У вас есть проблема. У вас есть потребность. И у вас постоянно есть необходимость в чем-либо. Вы покупаете – и ваша проблема решается. Ваша потребность удовлетворена. И у вас нет более нужды в этом. Покупка всегда достигает одного и того же – она удовлетворяет вас. Вы покупаете пищу – и удовлетворяете своё чувство голода. Покупаете лекарство – и снимаете боль. Покупаете мебель и удовлетворяете желание комфорта и уюта. Покупаете новый дверной замок – и обретаете чувство безопасности. Цель покупок все время одна: достичь приятных ощущений, избежать любых неприятных. С рациональной точки зрения любые покупки решают разные проблемы: в каких-то есть смысл, в каких-то других – его нет. Но иррационально и бессознательно покупка не имеет никакого значения, кроме одного потенциального удовольствия, которая она несет. Ничто и никогда мы не покупаем во вред себе. Только – для блага. Только – для удовольствия. И только – для решения наших проблем. Десятки лет одно и то же: ты купил нечто, и стало лучше. Ты купил, стало хорошо. Ты купил, стало вкусно. Ты купил, стало комфортно. Ты купил, стало безопасно. Цак-цак, цак-цак, цак-цак. И, как следствие, любая покупка (нужная или ненужная, оправданная или нет) вызывает эмоциональный подъем, удовольствие, она успокаивает вас и освобождает от тревоги, она наполняет вас чувством уверенности в себе, она придает жизни ощущение благополучия, смысла и наполненности. Цак-цак. Крыса - жмет на педальку. Наркоман - давит на помпу, а ониоман - онанирует прямо перед кассой своим толстым кошельком. Это доставляет много, много, много удовольствия. А все то, что доставляет нам удовольствие, – это хорошо. Это не может быть плохо, потому что это хорошо. Тело не может ошибаться. И удовольствие не может быть ошибкой, ибо если не удовольствие, то тогда что другое? Цак-цак! Покупка – это лампочка для собаки Павлова. Купили – и лампочка зажглась. Купили – и вы сыты. Купили – и вы в безопасности. Купили – и ваши дети рады и счастливы. Купили – и стали пользоваться популярностью. И через некоторое время ваша лампочка начинает гореть независимо от того, что вы купили. Купили то, что вам нужно – она горит. Купили, что вам совершенно не нужно – и она горит. Становится не важно, что именно покупать, зачем покупать, к чему покупать, с какой целью покупать. Главное – это чтобы лампочка горела. Лампочка – это доказательство. У нас всё хорошо. Жизнь налаживается. Цак-цак. "Раньше мы зачитывались порнографией, а теперь – каталогами IKEA", – сетует главный герой "Бойцовского клуба". Проститутка удовлетворит только одну потребность. Кофеварка или тостер удовлетворяют одну потребность. Любая вещь сама по себе не столь уж ценна, как нам может показаться. Но покупка любых вещей, – это шлюха, которая удовлетворит всех и сразу. И в приобретении новой пары носков или шампуня кроется больше оргазма, чем в сексе. Из всех тех, кто жмет на помпы, педали или кошельки, легче всего крысе: ибо она не знает и не догадывается относительно того, что её педализация вредна для здоровья и жизни, – и вот поэтому она умирает в счастливом и блаженном неведении. Но людям, к сожалению или к счастью, проделать такой фокус со своей жизнью не удается. И поэтому, в отличие от крысы, у них есть две теории: надо еще один разик нажать на педаль (что соответствует теории крысы), и надо прекратить жать на педаль, ибо это пагубно (что присуще – только и только человеку). Для первого теоретического постулата аргументы будут примерно такие: нужно купить те или иные вещи. Необходимость скорейшего их приобретения представляется абсолютной, а малейшее препятствие на пути этих намерений может вызвать агрессию, обиду, упреки и раздражение. Второй теоретический постулат ониомана разительно отличается от доводов наркоманов: последний намеревается бросить, первый же – обнаруживает ошибки в первом действии, то есть – указывает на ошибочность нажатия кассовой педали. Чтобы вам было предельно понятно, я приведу примеры: "Я купила эту помаду, но она оказалась хуже, чем я думала. Я купила платье, но оно мне не идет, и теперь я это вижу. Я купила еду, которая совершенно несъедобна". И так далее, и тому подобное. Таким образом, ониоман (неосознанно для себя и для других) дает понять, что вот-вот, в последний раз, он купит именно то, что ему нужно, – и успокоится. Но так как он никогда не купит именно то, что ему нужно, то он никогда и не успокоится. Тем более, что много (большинство) вещей вообще невозможно купить один раз и на всю жизнь. Помните, как герой "Бойцовского клуба" констатировал, что всё становится одноразовым: кофе, сахар, салфетки, отношения, друзья? Одноразовость гарантирует повторение. Доза кокаина, или доза героина, или доза шампуня, или доза тонального крема. Отличий почти нет. Смотрите, какая у нас эволюция. Крыса говорит: я это сделаю – еще раз. Наркоман: я это сделаю – последний раз, и больше не буду делать. Ониоман: я этого – не делал вообще. Как видите, прогресс налицо. Цак-цак. Мы – крысы современности, жмущие педаль кассового аппарата и бьющиеся в оргазме. Мы – в порядке, пока отбиваются кассовые чеки, когда в руках шуршат упаковки с очередными ненужными покупками. Цак-цак. В этом смысле фраза Иисуса о том, что – "блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие", – обретает определенную иронию: неспособный что-либо купить волей-неволей является источником истинных желаний и намерений. Если он хочет есть, то он хочет есть. Если он хочет секса, то он хочет именно секса. Если он мерзнет, то это именно холод, а не желание купить новый масляный обогреватель. Его желания и потребности чисты и первозданны, как было задумано природой или Господом Богом, кому как нравится думать. Возможно, поэтому многие великие люди намеренно впадали в аскезу: не столько для испытания, но сколько для чистоты своих мыслей, в попытке прикоснуться к естеству своей природной сути. Лекарства от ониомании нет, что бы там обратного не писали в газетах. Многие авторы, и в особенности философы, много говорят о том, что люди слишком погрязли в ценностях материальных, предпочли их духовным. Фромм, например, написал толстенную книжку о том, как стрёмно быть погрязшим в материальных ценностях. К сожалению, Эрик Фромм ничего не говорит о том, в чем именно нужно погрязнуть взамен бриллиантов, шикарных автомобилей и вилл, яхт, модных диванов и ультрасовременных утюгов. Самое простое и самое очевидное для всех философских и психологических изысканий – срочно грязнуть в духовных ценностях. А почему именно в них, ответа нет. Видимо, потому, что им просто нет никакой альтернативы. Я попробую объяснить этот вопрос, друзья мои. Когда, по велению природы (или Божьему замыслу), из дочеловека только организовывался хомо сапиенс, – его тело, его психика и его серое вещество были организованы так, чтобы за счёт сенсорных сигналов даровать ему необходимую мотивацию к жизнедеятельности. То есть, голод побуждает его искать себе пропитание, жажда заставляет его искать водопой, и сексуальное желание толкает его на соитие. Назовём это внутренними сенсорными сигналами. Вторая порция сенсорных команд – внешние сигналы. Опасные звуки подталкивают или к побегу, или к занятию обороны. Вкусные запахи – пробуждают интерес и аппетит. Внутри серого вещества идет постоянная сортировка этих сигналов по их силе и значимости. И если звучит сигнал опасности, то сексуальный интерес пропадет махом (знают все любовники, которых застали врасплох). Сильный запах чего-то очень вкусного подавляет чувство опасности. И так далее. Это одна сторона медали. Вторая сторона связана с тем, что постоянный сигнал одинаковой интенсивности быстро перестает осознаваться. Для животных и дочеловека осознаваться – неудачное слово, заменим его на "реагировать". Например, если сверкнула молния, то животные с ужасом разбегутся и попрячутся. Но если молния сверкает на протяжении месяца с промежутком в три секунды, то они перестанут её замечать. Как будто её и нет вовсе. Это логично. Если все время бояться молнии, которая не приносит вреда, то можно забыть (или не успеть) своевременно испугаться, когда придёт настоящая опасность. То же самое справедливо и для приятных и полезных сигналов: если они все время одинаковы, то они или замечаются в последнюю очередь, или не замечаются вовсе. И для животного, и для человека такая организация работы мозга жизненно необходима. Она до сих пор кропотливо выполняет свою задачу у хомо сапиенса: любой сигнал, неизменный и постоянный за долгий промежуток времени, перестаёт попадать в высшие отделы мозга. Я уверен, что почти любой из вас соприкасался с постоянным раздражителем, который вы постепенно переставали замечать. Люди, работающие на заводе, и люди, живущие рядом с аэропортом или железной дорогой. Люди, в помещении которых постоянно стоит один и тот же запах (лекарств, например, или пищи). За окном будет реветь самолет, а мать спит сном младенца. Но уроните на пол предмет, которая в тысячу раз слабее по силе звука, – и она проснется. Сейчас вы поймёте, к чему я клоню. Допустим, в вашей комнате висит картина, которую вы постепенно перестаете замечать. Заметите, если захотите, но, по большому счету, вы её не замечаете. И даже думаете, что вот бы круто повесить в комнате какую-то картину, она будет вас радовать... Или вы хотите новое платье. Или вам надоела ваша парфюмерия. Или есть уверенность в том, что машину нужно менять, ибо пепельница засорилась. Фокус в том, что как только вы обзаведетесь новыми вещами, через самый минимальный промежуток времени ваше серое вещество начинает резать сенсорный сигнал под корень. Он постоянный, а все, что постоянно, не нуждается ни в реакциях, ни в осознании. Мозг устроен именно так, и эту его конструктивную особенность невозможно преодолеть. Кто знает, может быть, вы три года копили деньги на новые обои в вашей комнате, и думали о том, как здорово будет в ней, как все это будет вас радовать. Но проходит несколько дней, и от вашей радости остается пшик. Природа явно не предусмотрела, что вы три года будете копить деньги на новые обои, и что для этого случая нужно сделать так, чтобы сенсорное событие радовало вас несколько лет. При этом она, гадина такая, организовала все так, что вы и пятьдесят лет будете бродить мимо магазина и облизываться на эти обои. Сигнал непостоянный, а это значит, что будет он капать вам на мозги целую вечность. И удовольствие от соприкосновения с шедеврами Пикассо или Леонардо будут сохраняться вечность, пока вы ходите соприкасаться с ними в картинную галерею. Но повесьте шедевры на стену, – и вас ждет сюрприз. Наслаждаться вы будете от силы тем, что вы единственный в мире обладатель этих картин, но не от них самих. Так вот, друзья мои, мы подходим к самому главному. Абсолютно все, что проходит через ваши глаза, ваши уши, ваши телесные ощущения и ваше обоняние, – все незамедлительно "кастрируется", освобождая сознание и восприятие для того, чего нет, или того, что очень редко. Например, новая машина (взамен той, которая куплена три месяца назад). Все, что не относится явно к сенсорным системам (предположим, новая машина в три раза реже в год ломается), может сохранять свою ценность довольно долго. Все, что явно относится к сенсорным системам, улетучивается очень быстро. В этом, возможно, кроется объяснение, почему женщинам постоянно "носить нечего". Духовные ценности имеют одно сверхценное преимущество перед всем остальным: они не подчиняются влиянию сортировочного механизма для сенсорных сигналов, – ведь они не являются сенсорными сигналами. Духовные ценности – единственные ценности, которые вышли за границу животного начала в человеке. Например, вера в Бога не имеет никакого прямого сенсорного подтверждения (разве что косвенное, в виде икон, церквей и крестов). Впечатление, которое произвело на вас соприкосновение с Достоевским (поставьте сюда любого автора по вкусу) может сохраняться годами и десятилетиями, – что немыслимо ни для одного постоянного сенсорного сигнала. Вот вам и простое объяснение того, почему духовные ценности – это высшие ценности. Они не подчиняются природе. Они есть манна небесная, которая делает человека человеком. Не прикасаясь к ним, выбирая ценности из мира материального, человек остается животным. Крысой, жмущей на педальку за новой порцией электрического удовольствия. Продвинутой, разумной и мыслящей, – но все же крысой. Заполняя сознание и затмевая разум тысячами вещей, сотнями покупательных коитусов, – мы заполняем его древним и слепым порождением телесного бессознательного, которое, по большому счету, хочет только одного – удовольствия. А самое надежное удовольствие достигается покупкой, ибо покупка есть самый универсальный удовлетворитель, самая на все готовая шлюха из всех шлюх, какую вы только сможете себе вообразить. А если у нас есть единственное решение для всех случаев и любых потребностей, то тогда становится не важно, что и с помощью чего вы удовлетворяете. Главное – сам факт удовлетворения. Но, заполняя сознание духовными ценностями любой природы, мы – освобождаем его для того, чтобы – чувствовать, слышать и видеть. Мы начинаем отличать желание кушать от желания заняться любовью, желание сна от жажды отдыха, клятву друга от угрозы врага. Мы снимаем ногу с педали – и на нас словно обрушивается крик нашего тела и всего того, что мы хотим, в чем мы нуждаемся, и что очень важно для нас НА САМОМ ДЕЛЕ. ----------------------- С уважением, Вит Ценёв. URL: http://psyberia.ru E-mail: vit@psyberia.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||