Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних. Психологическая теометрия


Информационный Канал Subscribe.Ru

Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних

Выпуск от 03 декабря 2002 года

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОМЕТРИЯ

Сегодня мы с вами будем ловить черта за хвост. Или дергать бога за бороду. На
помощь нам в этом презанятном деле приходит наука теометрия, или измерение божественного.
Я надеюсь, что вы понимаете, что измерению в данном случае будут подчинены не
какие-то внешние персонифицированные субъекты религии, - типа дедушки с окладистой
сединой, живущем на небе, - а только лишь интрапсихические (внутренние, присущие
человеку) религиозные переживания, которыми переполнен тот или иной субъект.

Начнем мы с фундаментального положения теометрии: любая измеряемость религиозного
переживания начинается с перехода от непереживания к переживанию. Дабы не истязать
ваши светлые головы, поясню на простых примерах: сидит дядька в окопе, а вокруг
идет страшный бомбеж и война. Так страшно, что дядька вдруг почуял бога. Вот
это почуял - и есть базовая теометрическая точка отсчета.

Или сидит человек в камере смертников и вдруг тоже как-то особенно понял, что
бог есть при любой погоде и при любых обстоятельствах. И опять у нас состояние
перехода от его неверия к верию.

А вот пример наоборот. Предположим, что человек, - опаньки! - согрешил. Ну, с
кем так не бывает, верно? Так вот, его грех есть точка перехода от дьявольского
к божественному (и здесь я не оговорился, - именно так: от дьявольского к божественному).
Вот с этого и начинается теометрия. В данном случае нам совершенно не важно,
поверил ли человек в бога или утратил веру в него, поклялся ли он служить верой
и правдой Богу, или продал душу дьяволу: с теометрической точки зрения это будет
все равно. Более все равно, чем, например, в абсолютном смысле все равно, что
один бок у яблока зеленый, а другой его бок красный.

Второе фундаментальное положение теометрии: переход всегда осуществляется от
минуса к плюсу, от негативного к позитивному, от пугающего к дающему облегчение
и покой, от погибельного к бессмертному, и так далее. Ибо ничто живое на планете
не идет от плюса к минусу, но только наоборот.

Плюсом и минусом могут выступать как бог, так и дьявол. Переход от бога к дьяволу
(что называется грехом) есть переход от минуса к плюсу. Простой пример: во время
поста вы не смогли устоять перед аппетитно зажаренной курочкой. Переход от дьявола
к богу есть переход от минуса к плюсу. Простой пример: после того, как курочка
погублена, вас тут же одолевает стыд и раскаяние, и вы возвращаетесь к богу и
посту.

Фундаментальное следствие второй теометрической аксиомы: ни бог, ни дьявол не
есть ни плюс ни минус, а их полюсы определяются субъектом в точке перехода. Если
субъект идет от бога к дьяволу, то дьявол есть плюс, а бог - минус. Если субъект
идет от дьявола к богу, то бог есть плюс, а дьявол минус. Таким образом, ни бог,
ни дьявол - не есть нечто константное, их полюс определяется субъектом в момент
отторжения субъективного зла и притяжения к субъективному благу. То, что есть
плюс, есть и благо, - но только в данный отрезок времени. Бог может быть злом,
но через пять минут он станет добром. И дьявол может быть благом, но опять же
на строго определенный промежуток времени. Ни то, ни другое при этом не являются
константными величинами.

Первая догма фундаментальных положений теометрии: плюс не содержит минус, а минус
не содержит плюс. Это значит, что в боге нет черта, а в черте нет бога. Бог не
есть часть дьявола, а дьявол не есть часть бога. Перед нами стоит очень сложная
задача: минус - это минус, а плюс - это плюс, но при этом мы не можем сказать,
что конкретно есть плюс, и что у нас есть минус. Эти значения определяются психодинамически
в строго отведенный отрезок времени, например, времени от точки непреодолимого
желания съесть курицу до точки раскаяния о содеянном. В этом случае плюс стал
минусом и снова стал плюсом за несколько минут.

Рассмотрим постулаты теометрии на простых графических примерах. Весьма глобальное
разделение субъекта: это сознательная и бессознательная часть его психики. Никто
с этим не спорит? Минусы и плюсы я не рисую, и так должно быть ясно и понятно:
одна и та же часть может быть и плюсом, и минусом, - в зависимости от сиюминутного
состояния субъекта. Граница между первым и вторым есть точка перехода от плюса
к минусу.

От сознания можно двигаться к бессознательному, от бессознательного к сознанию.
Это движение, с одной стороны, никогда не прекращается, - и это раз. Это отрицает
одиозные оценки значимости сознания или подсознания - это два. Нельзя сказать,
что лучше и что хуже, - сознание или подсознание. А можно лишь сказать, что лучше
то, к чему человек идет, и хуже то, от чего человек уходит.

Приведем пример. Например, один человек читает лекции со сцены. Он долго готовится
и затем читает. Получается не очень хорошо. Он подходит к этому слишком осознанно.
Ему советуют (или он сам догадался) быть более спонтанным и непосредственным,
и он сразу стал выдавать лучшие результаты. При этом мы не можем сказать, что
использование им подсознания дает объективно лучший результат. Плюс есть плюс
только для него и только для данной задачи. Более того, он может через месяц
обнаружить, что все не так уж клёво, ибо спонтанно он не может соблюсти тему,
его несет, он отклоняется от темы, и это дает не очень хорошие результаты. И
он возвращается к осознанному чтению, которое теперь стало для него плюсом, а
спонтанное - минусом.

Другое условное разделение психики субъекта - индивидуальное и социальное. В
первом значении туда входит вся совокупность индивидных свойств отдельного субъекта,
какие присущи только и только ему. Во втором значении формализуется вся сумма
социальных взаимодействий. Например, холостяк - это более индивидуальное состояние
субъекта, а семьянин - более социализированное.

Некоторая часть субъекта есть индивидуальное. А некоторая другая часть субъекта
есть социальное (разделение идёт по тому же принципу, как делят "сов" и "жаворонков",
или интровертов и экстравертов). Если социум есть зло и переживается субъектом
как зло, то оно у нас маркируется минусом (дьявол), а точка перехода будет от
минуса к плюсу, то есть от социального к индивидуальному.

Например, некоторый монах решил уйти от бренности мира в глухое отшельничество.
И тогда бренный мир мы условно называем дьяволом, а отшельничество - богом (он
к нему и идет, не правда ли?). Социум есть минус, индивид есть плюс.

А в то же самое время некоторый пожиратель курочек, тоскующий от отрыжки в полном
одиночестве, - шасть в церковь. А там люди, и все верят в бога. И ему как-то
стало легче, и он укрепился в вере, и стал поглощать курочек более аккуратно
и умеренно. Индивид в его случае был дьявол (минус), социум в его случае есть
бог (плюс).

Человек может идти от индивидуального к социальному, и наоборот. То, откуда он
идет, есть минус, и то, куда он идет, есть плюс. Если вам кажется, что то место,
куда он идет, - это минус, то это только вам кажется, ибо это плюс. А если вам
кажется, что - то место,  откуда он движется, - это плюс, то на самом деле это
был минус.

Таким образом, бог и дьявол - нигде и везде одновременно, ибо их качества определяются
динамически и субъективно. Все, что плюс, всегда бог, - так что если любитель
курочек получает удовольствие и ничуть не переживает за свою святость, то он
пребывает в Боге. Если страдает, то пребывает в Боге только тогда, пока ест,
- и пребывает в дьяволе сразу, как он станет сыт.

Какое бы разделение не было, какая бы теоретическая модель не была предложена
- это всегда переход от чего-то к чему-то. Если вы в одном месте, то вы не в
другом месте, это неизбежно. Если вы в другом, то вы уже не в первом. Если опять
в первом, то снова уже не во втором. Вы визуал. Или аудиал. Или экстернал. Или
весы. Или вы Дон Кихот. Или сова. Или генитальный тип. Или сангвиник. Или еще
кто угодно. Но если это вы, то тогда вы точно не кто-то другой, не противоположность
и не антитеза этого.

Где находится ваш выдох, если вы сделали вдох? Где находится ваш сон, если сейчас
вы не спите? Где находится ваш покой, если вы в движении? Где находится ваше
движение, если вы в покое? Где находится ваш голод, если вы сыты? И где искать
вашу жажду, если вы напились воды?

Мономодальная физиология приведет к смерти через несколько минут, часов, дней
или недель. Согласны? Зафиксируйте любое из состояний, и скажите, что оно и есть
благо, и оно присуще только вам, - и вы не протянете долго. Нельзя бесконечно
есть или столь же бесконечно быть голодным. Нельзя только вдохнуть или только
выдохнуть. Нельзя только двигаться или только не двигаться. Нельзя только спать
или только не спать.

Мономодальная психология приводит к психологической смерти через месяцы, годы
или десятилетия. Это не нужно понимать, как физическую смерть, а нужно понимать
именно как смерть психологическую. Клетка определяет орган. Орган определяет
организм, а он, в свою очередь, определяет психологическую природу. Психологическая
природа задает социум. Как только вы покажете мне клетку, которая совершает только
добрые деяния и которая "подставляет другую щеку", то я сразу закричу, что у
человечества есть шансы на светлое и радужное будущее.

Возвращаясь к теометрии, я бы сформулировал понятие бога и дьявола вот так: дьявол
- это то место, где вы есть, бог - это то место, где вас нет. Если вы поменяете
эти места, то я опять скажу вам через некоторое время: дьявол - это то место,
где вы есть, бог - это то место, где вас нет. Если вы снова вернетесь на исходную
точку, то я снова скажу вам все то же самое, слово в слово.

Вы можете спросить: тогда где мне находиться? Ибо где бы я не находился с точки
зрения теометрии, я все равно остаюсь с дьяволом. Где же бог?

Легко. Бог в движении от одного к другому. Только движение и есть бог. Его нет
на небе. И его нет на земле. Его нет в добре. И его нет в зле. Его нет нигде,
как только вы сделаете остановку и осмотритесь внимательно в поисках бога. Как
только вы сделали шаг - и он снова есть, он впереди вас, или у вас за спиной.
Он все время там, где вас нет, и есть лишь один путь прийти к нему - это все
время идти туда, где вас нет, туда, куда вы не шли. Вы идете - он есть, протяните
руку. Вы остановились - он исчез. Сделайте снова один шаг, и он снова появится.

Если вы кричите - попробуйте говорить тише. Если вы говорите тише - кричите.
Если вы шагаете - остановитесь. Если вы стоите - сделайте шаг. Если вы читаете
- вы попробуйте писать. Если вы пишете - почитайте что-нибудь. Если вы отказываетесь
- то согласитесь. И если вы соглашаетесь - откажитесь. Если вы работаете - отдохните.
Если вы отдыхаете - пора работать. Если вы принимаете решения - позвольте принять
его за вас. Если за вас принимают решения - примите его сами. В этом и есть бог.
В этом и вся теометрия.

---------------------------------------------------------------------------
Оригинал текста (с картинками): находится здесь:
http://psyberia.ru/remarks/teometry

Скачать этот текст в zip-архиве можно здесь:
http://psyberia.ru/zip/teometry.zip
----------------------------------------------------------------------------

С уважением, Вит Ценёв.

URL: http://psyberia.ru
E-mail: vit@psyberia.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное