Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Апрель 2007 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
-2 за неделю
Медитация Випассана
Обращение к Дхамме. (С.Н. Гоенка) Один мой друг, мусульманин-торговец в Рангуне, страдал от бессонницы много лет, и никакие лекарства не могли ему помочь; его жизнь была страданием, ничто не приносило облегчения. Когда он услышал о том, как Випассана изменила мою жизнь к лучшему, он пришел ко мне и попросил рассказать о технике. Я подробно объяснил ее, и он выразил горячее желание принять участие в курсе. Однако ему захотелось сначала посетить центр медитации и встретиться с учителем. И вот однажды вечером я привел этого человека в центр и представил его Саяджи. Спокойствие места и благожелательно присутствие учителя произвели на него сильное впечатление. Он заявил, что желает принять участие в следующем курсе. Мы распрощались с Саяджи; и прежде чем возвращаться домой, я предложил своему другу осмотреть центр. Когда мы обходили помещение, я заметил, что внезапно его энтузиазм прошел и он утратил всякий интерес. Меня поразила эта неожиданная перемена в его поведении, и я спросил его, что случилось. Он отвечал мне с нерешительностью. Оказалось, что когда мы ходили по помещению, он случайно бросил взгляд сквозь открытую дверь и увидел внутри комнаты место поклонения со статуей Будды, перед которой кто-то стоял на коленях. «В моей религии запрещены идолы, – сказал мой друг, – и мы не должны склоняться ни перед кем, кроме Бога. Я вижу, что если я приду на этот курс, мне придется кланяться этому идолу и учителю. Я не могу прийти». Вместо того, чтобы спорить с ним, я сказал: «Давай пойдем и расскажем Саяджи об этой проблеме». Мой друг неохотно последовал за мной и повторил Саяджи то, что сказал мне. «Что ж, – сказал Саяджи, – это буддийская страна, и статуя стоит у нас для традиционных буддистов; она находится здесь для того, чтобы вдохновить их на медитацию. Никто не станет требовать от вас, что вы ей кланялись, никто не будет ожидать этого от вас – тем более ожидать поклонов мне. Если вы находите наличие статуи оскорбительным, я могу завесить ее, пока вы будете находиться тут, так что вам не придется даже видеть ее. Пусть это обстоятельство не удерживает вас от изучения Випассаны». Этот человек последовал совету Саяджи, хотя не без колебаний. Когда начался следующий курс, он принял в нем участие. Еще до окончания этих 10 дней Дхамма произвела в нем глубокую перемен; теперь он освободился от напряжения, которое целые годы делало его несчастным. Естественно, он был преисполнен благодарности. Он пришел к учителю и настоятельно попросил разрешения склониться перед ним, понял теперь, что выказывает почтение не какой-то отдельной личности, а учителю истины. После курса этот мой друг не стал называть себя буддистом. Он остался преданным мусульманином и в то же время жил жизнью Дхаммы, практикуя мораль, сосредоточение и мудрость. Также и мой учитель не испытал разочарования из-за того, что этот человек не повесил на себя новый ярлык. Саяджи не был заинтересован в том, чтобы обращать людей из одной религии в другую, поскольку это не имеет ничего общего с Дхаммой. Единственное обращение, которое ему хотелось видеть, – это обращение от страдания к счастью, от неведения к мудрости, от рабства к освобождению. В этом смысле мой друг, несомненно, подвергся обращению, и Саяджи было приятно видеть, что он понял Дхамму и ощутил ее благотворное воздействие.
Вопросы и ответы. – Как можем мы избежать последствий кармы? – Будьте господином собственного ума. Вся техника учит вас тому, как стать своим собственным господином. Если вы не будете господином своего ума, тогда из-за старого привычного стереотипа вы по-прежнему будете совершать те действия, которые не хотите совершать. Рассудком вы понимаете: «Мне не следует совершать эти действия». Но вы все еще совершаете их, потому что не обладаете властью над своим умом. Эта техники поможет вам стать хозяином собственного ума. – Что такое конечная цель жизнь? Иначе говоря, к чему приводит нас вся эта гармония? – Наивысшая жизнь, конечная цель, находится здесь и сейчас. Если вы продолжаете искать что-то в будущем, но ничего не имеете сейчас, это заблуждение. Если вы начали переживать гармонию и мир сейчас, тогда налицо высочайшая вероятность того, что вы достигнете цели, которая являет собой не что иное как мир и гармонию. Поэтому переживайте ее сейчас, в это мгновение. Тогда вы действительно находитесь на правильном пути. – Как может истинный последователь дхармы встречаться с этим миром, далеким от дхармы? – Не пытайтесь изменить этот далекий от дхармы мир. Постарайтесь изменить отсутствие дхармы в самих себе, изменить способ реагирования и не делать себя несчастными. Как я сказал, когда кто-то оскорбляет вас, поймите, что этот человек несчастен. Это проблема этого человека. Зачем же делать эту проблему вашей? Зачем начинать порождать гнев и становиться несчастными? Когда вы так поступаете, это означает, что вы не являетесь хозяином самих себя, что вы оказываетесь рабом этого человека; и всякий раз, когда этот человек пожелает, он сможет сделать вас несчастными. Итак, вы оказываетесь рабом кого-то другого, кто сам несчастен. Вы не поняли дхарму. Будьте хозяином самих себя, и вы сможете жить жизнью дхармы вопреки отсутствию дхармы в окружающем вас мире. – Существует ли какой-то более короткий путь? – Я сказал бы, что этот путь – кратчайший. Вам нужно изменить свой привычный стереотип, вам надо подойти к корню проблемы. И этот корень проблемы находится внутри, а не вовне. Если вы научитесь тому, как совершать внутреннее погружение, если вы начнете изменять обстоятельства на коренном уровне, – это и будет кратчайшим путем для вашего выхода из несчастья. – Некоторые люди погружены в нечистоту, но чувствуют себя счастливыми и не кажутся несчастными; пожалуйста, объясните. – Вы не проникли в умы этих людей. Человек может иметь много денег, и другие люди могут подумать: «Такой счастливый! Посмотрите, как он богат!» Но вот чего вы не знаете: этот человек не может крепко спать, ему нужно принимать снотворное; это очень несчастный человек. Вы можете сами узнать, насколько вы несчастны, углубившись в себя, но вы не в состоянии понять не поверхностном уровне, увидев чье-то лицо, несчастен или счастлив этот человек. Несчастье скрыто глубоко внутри. – Как справиться с бессонницей? – Вам поможет Випассана. Когда люди не в состоянии спать надлежащим образом, если они лягут и будут наблюдать дыхание или свои ощущения, они смогут обрести крепкий сон. Даже если они и не добьются крепкого сна, поднявшись не следующий день, они почувствуют себя очень свежими, как если бы они пробудились после глубокого сна. Занимайтесь практикой. Попробуйте; и вы найдете, что она очень полезна. – Насколько существенна дхарма для первого встречного, для человека с пустым желудком? – Иногда люди, живущие в трущобах, приходят на курсы Випассаны и находят их очень полезными. Их желудки пусты, но в то же время их ум находится в состоянии сильного возбуждения. С таким возбужденным умом они не в состоянии разрешить свои повседневные проблемы. Вместе с Випассаной они учатся сохранять ум спокойным и уравновешенным. Тогда они могут прямо рассматривать свои проблемы, тогда они достигают лучших результатов в своей жизни. Более того, я обнаружил, что хотя обитатели трущоб очень бедны, большая часть их заработка уходит на алкоголь и азартные игры. Пройдя несколько курсов, они отказываются от азартных игр, отказываются от алкоголя, освобождаются от всех форм зависимости. Дхарма полезна. Она полезна всем и каждому, богатому и бедному. Она не делает различий. – Каково воздействие Випассаны на чакры тонкого тела? – Чакры – ни что иное, как нервные центры спинного мозга. Випассана приводит вас на ту ступень, где вы можете почувствовать деятельность в каждом малом атоме своего тела. Чакры – всего лишь часть этой деятельности. Эту деятельность можно почувствовать во всем теле. – Какое определение вечной жизни вы даете в своей системе медитации? – Это не моя система медитации! Это индийская система медитации, система медитации древней Индии. Жизнь вечна, но вам нужно сделать ее очищенной, так, чтобы вы жили лучшей жизнью, хорошей жизнью. Не пытайтесь найти начало жизни, ту точку, откуда она началась. Что вы от этого выиграете? Жизнь начинается в каждое мгновение; этот мир катится. Он катится по неверному пути, и вы – несчастная личность. Избавьтесь от этого несчастья. Это важнее всего прочего. – Как можно освободиться от гнева? – Именно этому вас и будет учить Випассана. Наблюдайте свой гнев, и вы избавитесь от него. А для того, чтобы наблюдать гнев, вы учитесь тому, как наблюдать свое дыхание и как наблюдать свои ощущения. – Как могут практиковать медитацию профессионалы, у которых не хватает времени? – Для профессионалы медитация тем более важна! Главы семей, имеющие в жизни особые обязанности, нуждаются в Випассане гораздо больше потому, что им приходится сталкиваться с такими ситуациями в жизни, где налицо множество превратностей судьбы. Из-за этих превратностей они приходят в возбуждение. Если же они научатся Випассане, они смогут гораздо лучше встречаться с жизнью лицом к лицу. Они смогут принимать разумные решения, правильные решения, точные решения, которые окажутся для них очень полезными. Для профессионалов, руководителей и других ответственных работников Випассана будет великим благодеянием. – Верите ли вы в повторные рождения? – Моя вера или мое неверие вам не помогут. Медитируйте, и вы достигнете ступени, где сможете увидеть свое прошлое и свое будущее. Только тогда верьте. Не верьте чему-нибудь только потому, что так говорит ваш гуру. Иначе вы окажетесь в когтях какого-то гуру, а это противоречит дхарме. – Что такое ум? Где он находится? – Как раз это вы и поймете благодаря практике Випассаны. Вы осуществите аналитическое изучение своего ума, аналитическое изучение своей материи и взаимодействие между ними. – Как можем мы сделать других мирными? – Сделайте мирными самих себя! Только тогда вы сможете сделать мирными других. – Я согласен с тем, что эта медитация мне поможет; но как она разрешит проблемы общества? – В конце концов, общество – не что иное, как группа индивидов. Мы хотим решать проблемы общества, однако не решаем проблемы индивида. Мы хотим мира во всем мире, но ничего не делаем для мира отдельного человека. Как это возможно? Если каждый индивид будет чувствовать мир и гармонию, тогда мы обнаружим, что и общество в целом начинает переживать мир и гармонию. – Я не могу подавлять свой гнев, даже если стараюсь сделать это. – Не подавляйте гнев; наблюдайте его! Если вы станете его подавлять, появятся проблемы. Чем больше вы пытаетесь подавлять гнев, тем больше он уходит на более глубокий уровень вашего ума. Комплексы становятся все более и более сильными, и освободиться от них очень трудно. Просто наблюдайте свой гнев. Никакого подавления, никакого выражения. Просто наблюдайте. – Одновременно ли протекают гнев и наблюдение? Или наблюдение – это процесс, возникающий после мысли? – Нет, это не мысль. Вы наблюдаете одновременно с возникновением гнева. – Если кто-то преднамеренно делает нашу жизнь несчастной – как это терпеть? – Прежде всего, не пытайтесь изменить другого человека. Постарайтесь изменить самих себя. Кто-то старается сделать вас несчастными. Но вы становитесь несчастными потому, что реагируете на это. Если вы научитесь наблюдать свою реакцию, тогда никто не сможет сделать вас несчастными. Никакая масса страдания, причиненная вам другими людьми, не сможет сделать вас несчастными, если вы научитесь оставаться невозмутимыми глубоко внутри себя. Эта техника вам поможет. И как только глубоко внутри вы станете свободными от несчастья, это обстоятельство также начнет оказывать воздействие на других. Та же самая личность, которая причиняет вам вред, начнет понемногу изменяться. – Разве прощение грешника не поощряет грех? – Никогда не поощряйте грех. Удерживайте людей от поощрения греха. Но не испытывайте отвращения или гнева по отношению к грешнику. Проявляйте любовь, проявляйте сострадание! Этот человек несчастен; это невежественный человек, который не знает, что делает. Такие люди вредят самим себе и вредят другим. Таким образом, используйте всю свою силу, физическую и словесную, чтобы удержать этого человека от совершения греха, но делайте это с любовью и состраданием к нему. Вот этому вас научит Випассана. – Сможем ли мы благодаря Випассане достичь полного преображения и полного счастья? – Это постепенный процесс. Когда вы начнете работать, вы обнаружите, что переживаете все большее и большее счастье. И в конце концов вы достигнете такой ступени, которая будет тотальным счастьем. Вы становитесь все более и более преображенным – и постигнете ступени тотального преображения. Это происходит постепенно. – Что находится выше ума? – Сначала узнайте, что такое ум. Тогда вы узнаете то, что находится по ту сторону ума, превыше ума. – Как вы уравниваете религию и дхарму? – Скажем, если религию рассматривать как индуизм или буддизм и тому подобное, тогда она целиком и полностью противоречит дхарме. Но если религию рассматривать как закон природы, универсальный закон природы, тогда она являет собой то же самое, что и дхарма. – Сколько времени нам следует практиковать Випассану в нашей повседневной жизни? – Пройдите курс, и тогда вы поймете, как вам применять эту практику в своей жизни. Если вы всего лишь пройдете курс и не будете применять практику в жизни, тогда Випассана станет только обрядом, ритуалом или религиозной церемонией. Она вам не поможет. Випассана – это жить хорошей жизнью. Вы поймете, как практиковать ее в жизни после того, как вы пройдете курс. – Что такое депрессия? Какая это проблема – внутренняя или внешняя? – Все проблемы являются внутренними; внешних проблем нет. Если вы войдете глубоко внутрь и откроете причину своего страдания, вы найдете что каждая причина лежит внутри вас самих, а не вовне. Устраните эту причину, и вы будете свободны от страдания. – В чем различие между дхармой и долгом? – Все, что полезно вам и полезно другим, – это ваш долг, это дхарма. Все, что вредно вам и вредно другим, – это не ваш долг, потому что это вредит вам и вредит другим. – Страдания, война и конфликт так же стары, как история. Вы на самом деле верите в мир во всем мире? – Ну, если несколько человек избавились от страдания, это хорошо. Когда повсюду вокруг темно, а один светильник начал давать свет, это хорошо. И подобно этому, если один светильник становится десятью светильниками или двадцатью светильниками, здесь и там тьма будет рассеиваться. Нет гарантии, что весь мир станет мирным, но вы настолько поможете миру во всем мире, насколько значительным будет мир, созданный вами в самих себе.
|
В избранное | ||