Часто сталкиваюсь в своей психотерапевтическойпрактике сжалобами родителей на то, что ихребёнок не может контролировать своиэмоции при совершении покупки, его как будто бы «несёт», он хныкает, требует, закатывает истерики.Или ещё, что родители вдруг обнаружили, что стали пропадать деньги. При этомникакие разговоры и наказания не помогают.Полное
бессилие и безнадёжность.
Поэтому опокупательной способности детейможно говоритьтолько в связи с возможностью учить их тратить деньги.Магазины уже сейчас доводят людей до банкротства; безудержное приобретательство под массированным влиянием рекламы; магазинное воровство, которое приравнивается к патологической зависимости, подобной алкоголизму или наркомании; «преждевременное богатство»,
когда неподготовленные к жизни молодые люди считают, что могут швыряться деньгами по своему усмотрению; сюда же можно отнести различные виды «игроманий».
Как любил говаривать Карлсон: «Запомни Малыш: „пустяки, дело житейское" о плюшках не говорят». Родители вводят ребенка в мир, и он деловито шествует по нему, словно Дональд Дак по своему игрушечному городку. В этом городке нет мелочей. Все очень серьезно.
И когда ребенок решает накопить на покупку куклы Барби, вы можете вырезать картинку с ее изображением и приклеить на прозрачную банку, чтобы девочка видела, как банка постепенно заполняется деньгами.Играя, дети усваивают азы взрослых финансов. Учатся планировать, сберегать, приумножать.
Родителям полезнопроводить со своими детьми дегустацию продуктов, которые без устали расхваливает реклама, дабы составить о них собственное непредвзятое мнение. Процедура дегустации на близком любому ребенку примере жвачки: так ли уж сильно один продукт отличается по вкусу от других, насколько стойкий у жвачки запах, нет ли у нее недостатков (может быть, она слишком липкая) и так далее. Мораль:
уважай себя, не суй в рот что попало. Учись критически оценивать то, что тебе предлагают. Не поддавайся на дешевые рекламные уловки.
И нам придется признать, что, приучая детей обращаться с деньгами, родители совершают чрезвычайно серьезное дело с далеко идущими последствиями. Заключая своего рода финансовое соглашение с детьми, они дают им возможность почувствовать себя самостоятельными, демонстрируют уважение к их человеческому достоинству, что, бесспорно, дороже денег.
У нас в детскомфинансовомлагере былиребятишки, которые уже с 7-8лет имеют карманные деньги, копят на покупки, откладывают или быстренько тратят. Но также были и 14 летние, которые никогда не получали на карманные расходы.И когда у них на руках появились карманные игровые деньги они абсолютно не понимали, что с ними можно сделать, кроме как быстренько спустить и подальше спрятать.
Родители работают в поте лица и мечтают о том, чтобы их дети выросли физически и психически здоровыми. Как правило, мы стараемся удовлетворить их телесные потребности. Гораздо реже мы сознаем, что оставляем их один на один с эмоциональными нуждами. И еще того реже задумываемся о том, как воспитать в них здоровое отношение к деньгам.
Детям нужна вся мыслимая помощь, чтобы они смогли достичь финансового процветания в современном мире, — ведь этот мир очень сильно изменился с тех пор, как нынешние молодые родители познали (во всяком случае, так им кажется), что такое деньги. Когда нынешние родители подрастали, экономика, в буквальном смысле этого слова, складывалась из трех составляющих: зарабатывание, сбережение и расходование денег.
Сегодня же все гораздо сложнее: нам теперь приходится думать, скажем, о том, как совместить сбережение с трудовым заработком и как заработать на сбережениях. Мы стоим перед широким выбором индивидуальных инвестиций, способов финансирования своих покупок, рискованных льготных кредитов и должны сознавать налоговые последствия любой финансовой операции. Сегодня умение распоряжаться деньгами нужно не только богачам, но и любому работающему человеку.
В наши дни появилось множество финансовых журналов для широкого круга читателей, а ведь еще лет двадцать назад ничего такого не было и в помине.
Школьные учителя практически не дают ученикам знаний по финансовым вопросам. Кучу отрывочных сведений и понятий — многие из которых вам наверняка сильно не понравились бы — дети выхватывают из средств массовой информации, от друзей и знакомых. Откуда еще они могут почерпнуть сбалансированное представление о материальном мире и получить базовую информацию, необходимую для ориентации в такой сложной экономической среде?
Даже преуспевающие и образованные люди не склонны обсуждать со своими детьми тему персональных финансов, пренебрегая ценной возможностью привить им свои умения и установки в этой области. Те же родители, кто меньше разбирается в денежных вопросах, и вовсе предпочтут обойти тему, в которой они не сильны.
Независимо от того, насколько мы искушены в финансовой стороне жизни, приложить уроки своих родителей и собственный опыт к нашим детям, родившимся в мире высоких скоростей и высоких технологий, — это задача не из легких. Каким же образом могут они усвоить здоровые принципы и тем более сохранить их в зыбучих песках глобальной экономики?
Многие ответы на эти вопросывы получите, пройдя курс дистанционного обучения финансовой грамотности для родителей
«Новичок инвестор», а также читайте следующие выпуски рассылки. Помните, ведь мы двигаемся вперёд.
У Вас есть возможность задать вопрос по финансовому и личностному воспитанию
своего ребёнкамнеБарковой Оксанапрактикующемуврачу-психотерапевту