Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология Финансовой Свободы


 

ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ СВОБОДЫ
выпуск #21 автор рассылки - Лана Рачкова

 

Доброе время суток!

Для начала, хочу сообщить несколько радостных новостей.

Итак, новость первая: у этой рассылки наконец-то есть новый славный «домик». Адрес его: www.rezons.ru Здесь вы можете найти все выпуски рассылки.

Новость вторая: теперь архив рассылки можно читать не только on-line (Интернет-время значимо для всех, кто подключается через обычную телефонную линию, а это сегодня пока еще большинство пользователей Интернет). Архив рассылки (1-20 выпуски) можно скачать на свой компьютер. Этот архив можно «таскать с собой на флешке», или послать другу по электронной почте. Для того, чтобы скачать архив, достаточно просто нажать кнопку «скачать архив» в панели навигации сайта из рассылки «Психология Финансовой Свободы».

Новость третья: Также можно поступать (и почитать и скачать) с рассылкой «Ищешь работу? Подготовь себя к Успеху!». Напрямую попасть в эту рассылку вы можете по этой ссылке.

Новость четвертая: На сайте выложен новый бесплатный курс «Уверенное собеседование». Курс короткий, 7-дневный. Оформлен в виде рассылки, которая будет приходить к вам ежедневно в одно и то же время в течение 7 дней. Курс посвящен уверенности в себе на примере собеседования при приеме не работу. Для того, чтобы начать получать информацию, достаточно просто подписаться на странице.

А теперь вопрос к вам: мне очень интересно ваше мнение – как мог бы развиваться этот сайт, чтобы быть еще удобнее для пользователей. Я размышляю о том, что на этом сайте могут быть самые интересные книги, статьи по темам, похожим на тему сайта.
Что еще вам хотелось бы видеть на этом сайте, чтобы он был удобен для вас?

Заранее благодарна за ваши предложения.

А теперь – к теме рассылки.
Прошло достаточно много времени от последнего выпуска рассылки, но тема, которая была поднята, не потеряла свою актуальность. А благодаря вашим письмам, она приобретает новое, неожиданное направление.


Сначала – цитата одного из писем читателей (мы уже знакомы с Владом Семеновым по прошлому выпуску, вот выдержка из его письма):

"P.S. Желание сократить ваш поиск заставляет меня напомнить, что
обще принято считать, будто ВЕРА (т.е. УБЕЖЕНИЯ и ЦЕННОСТИ)
формируются на основе опыта и знаний. Но не наоборот. Вероятно - это массовые галлюцинации. Зато, примеры, которые Вы приводите в тексте как раз именно это и подтверждают. (Влад)"

Итак, речь зашла о структуре логического мышления. Здесь уместно вспомнить, что об этом говорит классическая психология. Для того, чтобы построить свои рассуждения на прочном фундаменте.

Короткий экскурс:
Выделяется пять уровней логического мышления (или, если хотите, восприятия действительности).

Окружение. Первый уровень логического мышления. Здесь задаются вопросы:
- Что?
- Где?
- Когда?
- С кем?

Интересы находятся в области того, что делают другие люди.

Поведение. Второй логический уровень мышления. Здесь задается вопрос «Что делать?»

Навыки. Третий логический уровень мышления. Здесь задается вопрос «Как?»

Убеждения. Четвертый уровень. Здесь находятся стойкие стереотипы, которые формируют навыки и отражаются в поведении.

И, наконец, мировоззрение. Пятый логический уровень мышления. Здесь назодятся цели и задаются вопросы:
- А что это значит для меня?
- Какие мои цели?
- Что я хочу?

Теперь, когда структура понятна, попробуем разобраться, что откуда следует. И говорить мы будем о «взрослении». Беру в кавычки только потому, что речь мы ведем о взрослых людях. Взрослых по возрасту. А «взросление», о котором будем говорить – взросление личностное, психологическое.

Когда ребенок рождается на свет и начинает познавать эту Жизнь, речь не может идти об уровнях логического мышления. Опыта пока еще нет. Вначале доступен только первый уровень. «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?». Наблюдение. Выводы в раннем детстве возможны только на уровне «проявление - следствие».

Достаточно быстро подключается и второй (уровень поведения, вопрос «Что делать?»). Второй уровень в этом случае – это те выводы, которые следуют из наблюдений за окружающим миром.


«Сунул палец в розетку – папа застукал и дал ремня – вывод: пальцы в розетку совать не надо (при папе)».

«Сделал уроки хорошо – учительница похвалила и привела в пример всему классу – было приятно – вывод: когда делаешь уроки – это хорошо».

«Петров разбил окно – его родителей вызвали в школу – Перову попало (сам рассказывал) – вывод: надо вести себя смирно».

Часто бывает и наоборот: «Я хочу рисовать, а мама говорит, что это безделье и надо именно сейчас пропылесосить ковер. Я обещаю, что пропылесошу, когда порисую, а мама говорит, что я бездельник и наказывает меня. Вывод: то, что я ХОЧУ – ни для кого не важно. Важно слушать взрослых. Их приоритеты важнее, чем мои».


Навыки (а это третий уровень) формируются. При достаточно частом повторении ситуации или действия формируется навык. При этом, речь идет не только о моторных навыках (в психологии это называется «динамический стереотип»), но и о способах мышления и обработки информации, поступающей из внешнего мира.

Курьез из жизни. Это было в студенческие годы. В одной компании студентов радиофака Университета была замечательная традиция: в свободное время играли в преферанс. В студенческом общежитии.

Висты пересчитывались на пиво. После подсчета результатов, проигравший брал бидон и отправлялся за пивом. Поскольку комната в общежитии была на первом этаже, а ближайшая «пивная точка» была ближе к окну, чем к выходу – то ближе и удобнее было выходить с бидончиком в окно. Это преамбула.

Теперь сюжет. В общежитии был ремонт, и, когда ремонтировали первый этаж, комнату переселили на четвертый. После того, как в очередной раз «подбили пулю», проигравший взял бидончик, и отправился за пивом….. самым привычным образом!!!

Те, кто остались в комнате не сразу сообразили, что произошло. Когда они, ошалевшие от внезапного понимания происходящего, выглянули в окно (с четвертого этажа!), они увидели прихрамывающего друга, стойко направляющегося за пивом с бидончиком. Это стало анекдотом.

Вообще, согласно исследованиям, привычка формируется 21 день. То есть при постоянном повторении, первые три недели действие будет осознанно и осмысленно, а далее – может перейти в разряд «на автомате».

Стоит при этом помнить, что есть сложные навыки. Например, вождение машины. В этом случае сложный навык вождения состоит из серии более простых: плавно трогаться, вовремя переключать скорость, смотреть в зеркала заднего вида, обращать внимание на знаки, ……… («троеточие» длинное). Каждый из этих навыков автономен.

Часто можно встретить водителя, у которого нет привычки смотреть в зеркала. Хорошо, если его можно опознать по знаку «У» на заднем стекле автомобиля или по зеленому цвету 412-го москвича, которые встречаются на проезжей только летом. Тогда заранее можно относиться к таким участникам движения более осторожно, чем к остальным. Хуже, если он «неотличим» для других водителей. Тогда его успех на дороге зависит только от скорости реакции других участников дорожного движения.

От привычки невозможно избавиться!

Ух ты! А еще раз то же самое:

От привычки невозможно избавиться!!!!!

Любые попытки отказаться от какой-то привычки чаще всего заканчиваются крахом. Именно поэтому, попытки «бросить курить», «перестать есть после 6 вечера» уже самой постановкой задачи обречены на провал или требуют настолько мощного подключения «силы воли», что напоминают самоистязание.

Вместе с этим, привычка легко может быть вытеснена другой привычкой.

«Привычка быть некурящим» - это не просто интересная игра, но еще и исследовательская позиция. «Интересно, а как некурящие чувствуют себя после обеда?». «Как некурящие могут расслабиться?». «Какие способы используют некурящие, чтобы переключиться и отдохнуть от рабочей рутины?».

Аналогично с едой. Тот (чаще та), кто формулирует себе установку «не есть после 6 вечера», по сути, задает установку: «Я толстая, и чтобы похудеть, мне надо ограничить себя». А если подойти по-другому? «Я стройнею и веду себя как стройные». «Интересно, как стройные умеют занять себя по вечерам?». И тогда, в голову приходят совсем другие решения: вышивать, вязать, читать, играть с детьми,….. Да и образ формируется совсем другой.

Вернемся к теме. А подошли мы к четвертому уровню – Убеждения. Действительно, убеждения первоначально формируются только на основе опыта и знаний. В этом Влад прав. Все наши наблюдения и действия, а также их последствия и выводы, которые мы делаем из этого, играют огромную роль в формировании наших убеждений.

Убеждения у всех разные. На основании нашего опыта из детства мы получаем убеждение о счастливой семье. При этом, возможны варианты – если мы росли в счастливой семье, то получаем опыт «как должно быть». Если же опыт был не очень удачным – то убеждение на тему «как не должно быть».

К теме этой рассылки имеют прямое отношение убеждения, касающиеся денег. Если человек вырос с убеждением, что «деньги зарабатываются только тяжелым трудом», чему способствуют многие факторы, включая русский народный эпос: «Кто не работает – тот не есть», «Без труда – не вытащить рыбку из пруда». Эпос только поддерживает факты, которые формируют наше убеждение. А факты – это родители, которые работали с утра до ночи, чтобы заработать себе на «кусок хлеба» и все свободное от работы время «воспитывали» ребенка в этом контексте, старательно «передавая свой опыт».

Как можно заработать больше денег?

Кстати, остановитесь и попробуйте ответить на этот вопрос.

Для себя.

Как?

И если ваш ответ из серии: «больше работать» - то с большой долей вероятности где-то близко похожее убеждение. Есть о чем задуматься.

Кстати, на днях играла впервые в жизни в легендарную игру Роберта Кийосаки «Денежный поток 101». Эта игра очень сильно «шибанула» по моим убеждениям относительно денег. Не тем, собственно, что разрушила уже существующие убеждения (да разрушить убеждения (никакие!!!) и не возможно – это более стойкое, чем привычки, понятие). Игра показала огромный спектр вариантов, которые я не видела до этого. Не сталкивалась с этим в жизни. А здесь – наглядно, со всеми возможными последствиями использования этих вариантов.

Мы не будем, пока, обсуждать, что делать со своими убеждениями. Потому что в нашей структуре мышления остался еще один уровень.

Уровень миссии. Уровень мировоззрения. Помните вопросы, которые звучат из этого уровня?

«А что это значит для меня?»,

«Какие мои цели?»,

«Что я хочу?».

Мировоззрение – это понимание, как устроен мир. Я не уверена, что на этой планете найдется хотя бы два человека, для которых это понимание совпадет полностью. Вряд ли. Впрочем, это и не важно. Мировоззрение есть у каждого. Представление об устройстве мира, так или иначе, сформулировано.

Рискну предположить, что о смысле жизни, хотя бы однажды, задумался каждый и пришел к какому-то выводу. Поэтому, если заявлю, что этого уровня достигают не все – буду категорически не права.

А вот то, что выстроен этот уровень на прочном фундаменте всех предыдущих уровней – это аксиома. Если это не так, то можно смело говорить о том, что человек «оторван от жизни».

И вполне логично рассуждая, можно аргументировать свое представление о жизни, о смысле, о целях своим опытом, опытом окружающих, литературой об этом, телевизионными передачами, да мало найдется фактов из жизни, которые подтверждают нашу правоту! При этом, для любого представления о мире (а представления разные)

Казалось бы, все. Тема закрыта. Все люди задействуют все пять уровней, формируются они только «по порядку», что логично.

Точка.

И если уж с детства «вбито», что «век счастья не видать», то так с этим и жить?

КАРМА.

Тогда к чему весь этот разговор?

Самое печальное, что на этом и останавливается большинство людей.

Продолжение следует.

С пожеланием творческих успехов и хорошего настроения,

до встречи, Лана Рачкова

Архив рассылки

Написать автору

www.rezons.ru - мой сайт.

 


В избранное