Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология Финансовой Свободы


 

ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОЙ СВОБОДЫ
выпуск №8 автор рассылки - Лана Рачкова

 

Доброе время суток, уважаемые читатели!

Рада приветствовать тех, кто к нам только что присоединился! Мы ведем разговор о финансовой свободе и тех внутренних ограничениях, которые затрудняют ее полноту.

Сегодня мы совершим легкий экскурс в time-management. И вспомним матрицу Эйзенхауэра. Этот метод предлагает структурировать все свои дела по критериям «важно – не важно», и «срочно – не срочно». Помните, когда мы проводили хронологию, мы "на всякий случай" ввели и эти две графы.

Матрица объединяет эти понятия в такую табличку:

важно

 

В

 

А
не важно

 

D

(корзина)

С
не срочно
срочно

 

Если вы уже провели хронологию своего времени и у вас есть представление о том, как распределяется ваше время (и в абсолютных и в относительных единицах) – то разговор для вас будет сейчас более предметным.


Обсуждая нужность и важность дел в каждом из квадрантов, попробуем представить себе психологический портрет тех людей, которые приоритетно проводят свое время в том или ином квадранте этой матрицы.


Квадрант А. Так живет современное общество (в своем большинстве). Здесь все дела срочные и важные. То есть не сделать их – чревато весьма плачевными последствиями, которые как «снежный ком» обернутся еще более срочными и более важными (и бОльшем количестве).

Например, прорвало трубу на кухне. Вода хлещет во все стороны, пока удается эту воду собирать, но вот-вот соседи снизу уже тоже узнают об этом несчастье и тогда наступит тот самый «снежный ком» (особенно если этаж не второй, и под соседями тоже есть соседи ;-)). «Вытекает» задача: срочно отремонтировать водопроводную систему. Задача, безусловно, и срочная и важная. Она требует и времени для решения и отложить ее крайне сложно.

Другой пример: заболел ребенок. Не смотря ни на какие другие планы, мама бросает все и занимается его лечением (отложить нельзя и сделать это очень важно). При этом даже не важно, лечит ребенка сама или есть необходимость лечь в больницу для решения этой «свалившейся на голову» проблемы.

В рамках организации – это может быть реакция на острые ситуации: сбит график поставки товара клиентам, ЧП, ключевой специалист не вышел на работу (может, это именно у него прорвало трубу на кухне ;-()...

В общем, это те ситуации, не реагировать на которые очень сложно (можно сказать невозможно). Это важно и срочно.


Легко представить себе портрет человека, большая часть времени которого проходит именно в этом квадранте. Это очень организованный человек. Точнее – дисциплинированный. Он умеет быстро принимать решения. Его стиль управления – скорее административный (когда уж тут «разводить демократию», когда «вода хлещет» ;-)).

Он умеет брать на себя ответственность, но речь, скорее всего, идет все-таки о защите. Он умеет защищать и отстаивать свои решения, принятые в ситуации «цейтнота». Ведь именно в ритме «хронического цейтнота» он живет.

Скорее всего, этот человек очень «жесткий» (даже в свободное от работы время – в общении с близкими людьми) – привычка реагировать на постоянные ЧП вполне способна выработать такую черту характера.

Нельзя назвать этого человека и спокойным – ведь постоянное ожидание (а если их нет – то создание себе) таких ситуаций, на которые необходимо срочно реагировать и от этого многое зависит, - какое уж тут спокойствие!…

Такие люди необычайно успешны и хорошо себя чувствуют в крупных компаниях с жесткой системой управления.


Квадрант С. Дела здесь срочные, но не важные. То есть, дело должно быть сделано (и срочно), но именно эти дела можно ПОРУЧИТЬ (в управлении есть термин ДЕЛЕГИРОВАТЬ).

Здесь следует также вспомнить значение слова «срочно». Срочно – это то, что имеет срок. Например, посадка картошки на приусадебном участке – это дело срочное (если не посадить ее до определенного срока – то она не вырастет). Чем чревато, если мы этого не сделаем (здесь, конечно же, не рассматриваем людей, чья жизнь зависит от приусадебного участка)? А чревато тем, что придется в начале осени купить эту картошку на рынке (а в современных условиях – и это не обязательно – когда супермаркеты «под боком» и там «есть все» круглый год). Страшно? Нет! Зато сколько времени высвобождается!…


Очень сложно бывает правильно разделить дела на «важные – не важные»!!!


Пример из консультационной практики. Небольшая оптовая компания (продукты питания), численность около 80 человек. Проблема компании – никак не сдвинется с «точки безубыточности». То есть – прибыли нет или она минимальна. Когда повнимательнее присмотрелись к графику работы директора – результатами были несколько удивлены. Директор – типичный представитель этого квадранта («срочно – не важно»). Этот человек работал «на износ» - по 14-16 часов в сутки! Но как? Он отпустил офисного водителя (в целях экономии – компания-то «выживает»), и взял водительские функции на себя. С одной стороны – отвезти накладные на склад и главного бухгалтера в банк – это срочно (здесь нет никаких сомнений – это действительно срочно) и важно. Важно? Да, накладные необходимы для начала отгрузки. Вот только дело ли это директора? Действительно ли это важно для такого уровня? Или все-таки можно поручить выполнение этой работы водителю или экспедитору?

Еще один "блок", который удерживает в этом квадранте – недоверие. Желание все перепроверить. Этот же директор, о котором идет речь, ежедневно проверял ВСЕ бухгалтерские документы и проводки. Он был уверен, что это важно. И действительно, сложно допустить, что это не важно. Опять же вопрос функций. Действительно ли это важно для уровня директора? Или проще довериться бухгалтеру? А если бухгалтерия ежедневно делает ошибки - то принять на работу нового и уже начать ему доверять? Итак, «важно – не важно» - это скорее вопрос: «Что будет, если я поручу решение этой задачи кому-то еще?».

И тогда освобождается время, когда прогулку с ребенком мы поручаем бабушке (или няне), уборку дома – домработнице, отчеты в налоговой – бухгалтерии, печать документов – секретарю, подготовку проекта – заместителю (не путать с принятием ключевых решений)…

В квадранте С находятся руководители ( и не только руководители, даже чаще не руководители), которые не умеют делегировать. Что еще можно сказать о таком человеке? Он недоверчив (кстати, не задумывались, что недоверие к другим идет от недоверия к самому себе?), всегда «сильно занят» - дела то все срочные, скорее всего, имеет высокую степень избегательной мотивации – "как бы чего не вышло" (а иначе как объяснить недоверие?).

Отличный исполнитель, в подчинении которого никого нет и не предвидится.

Вряд ли спокоен (дел много, а в сутках всего 24 часа – и спать-то некогда).

Можно ли говорить, что он чувствует себя счастливым?

Это вопрос для размышления «на досуге»…


Квадрант D (еще его называют «корзиной»). «Не срочно и не важно». Удивительно, но есть люди, которые приоритетно «живут» в этом квадранте. Здесь речь идет об отсутствии как Целей, так и целей, о неумении расставлять приоритеты.

Человек вроде бы и занят чем-то, но непонятно чем и зачем. Самое опасное, что может произойти с этим человеком (а именно это и происходит) – это привычка к тому, что любое (или почти любое) дело – не срочное и не важное. То есть если я отложу начатое дело (или вообще его прекращу, потому что надоело ;-)) – то не произойдет АБСОЛЮТНО НИЧЕГО.

Так и происходит. Перескакивание «с одного на другое», бросание начатых дел «на полпути» без всяких последствий (значит, дело не было ни срочным, ни важным), «делание» того, что не несет никаких результатов, кроме, может быть, сиюминутного удовлетворения.

При этом нельзя сказать, что этот человек обеспокоен своим графиком или положением. Он даже может планировать свой день ежедневно. Только если в квадранте «А» основной вопрос будет «как успеть все сделать», то здесь основной вопрос: «Чем себя занять, что бы еще поделать?».

Люди из этого квадранта являются самыми мощными «пожирателями времени» для других, потому что, выдумывая для себя какие-то дела, они пытаются включить туда окружающих, стремятся к общению «ни о чем» - скоротать свое время.

Что ты думаешь об успехе такого человека?

Он возможен?

Закономерен?

Тебе туда надо?

Привычка, которая необходима, чтобы не вязнуть в этом квадранте – выбрасывать подобные дела («не срочно и не важно») в корзину СРАЗУ ЖЕ, ПО МЕРЕ ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ.


И, наконец,
Квадрант В. Именно здесь находятся дела «важные и не срочные». Если эти дела «запустить» (ах, как это просто, ведь «не срочно»!) – то они имеют обыкновение переходить в квадрант А (то есть становиться срочными, а важность их никуда не делась ;-)). Это те дела, которые сложно (точнее, невозможно) делегировать (они важные, а значит, касаются именно вашего будущего).

Человек, время которого приоритетно распределено в квадранте «важно – не срочно» - очень высоко самоорганизован. Он знает, ЧТО ему нужно и ЗАЧЕМ. Кроме того, именно этот человек обладает ВОЛЕЙ, а значит знает, чего ХОЧЕТ, и готов стремиться к этому.

Здесь нет невроза. Дела не «сваливаются» - они планируются заранее и выполняются последовательно. Такой человек обладает стратегическим мышлением и способен правильно расставлять приоритеты и распределять свое время. Кроме того, он знает, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.


А теперь свяжем это с той хронологией, которую мы проводили ЗДЕСЬ:


ШАГ 7.

  • Попробуй проанализировать (беспристрастно), как «раскладывается» именно твое время по тем квадрантам, о которых мы говорили?
  • Проанализируй, какие именно дела попали в тот или иной квадрант?
  • Как ты думаешь, как можно разгрузить квадранты А, С, D и перенести фокус внимания в квадрант В?
  • Что мешает этому?
  • Как можно разрешить эти вопросы?

Если вопросы кажутся неразрешимыми – не ленись их записать. Это хорошая работа для самоанализа. А ответы находятся только после того, как вопрос задан.

В следующий раз мы поговорим о подходе к управлению временем, который позволяет жить в соответствии со своими приоритетами (в квадранте В), а значит спокойно, ритмично и размеренно достигать своих ЦЕЛЕЙ. И если у нас есть цель, касающаяся финансовых вопросов, значит БЫТЬ БОГАТЫМ.

Прощаясь, как всегда желаю полезных и приятных открытий!

С наилучшими пожеланиями, до встречи, Лана Рачкова.

 

gressy@inbox.ru

 


В избранное