Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологические типы и основы соционики для начинающих Выпуск 34


Уважаемые друзья!
Приветствуем Вас на страницах нашей периодической рассылки:
"Психологические типы и основы соционики для начинающих"


Выпуск № 34
Четвертая (заключительная) "четверка" отношений в соционике

Как мы и обещали в прошлом выпуске - сегодня мы поведаем о четвертой заключительной "четверке" видов отношений между соционическими типами...

Полезная ссылка этого раздела - PhotoShop "с нуля" в видеоформате
Еще одна полезная ссылка - Выгодные условия бизнес-иммиграции

Вид тринадцаый. Отношения обратного заказа

Отношения обратного заказаПервый партнёр, который называется передатчиком заказа, или просто заказчиком, смотрит на второго, называемого приемником, сверху вниз, как на более нижестоящего, недооценивая его. Второй (приёмник, или подзаказный) смотрит на первого (заказчика), наоборот, как на человека интересного, значимого, переоценивая его поначалу.

Приёмника может восхищать в заказчике, во-первых, его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приёмник, и, во-вторых, стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Приёмник в присутствии заказчика невольно начинает заискивать перед ним, угождать ему по каким-то для себя непонятным причинам. Начинается это с мелочей, а потом делается больше и больше, пока приёмник сам не начинает сдерживать себя. Причем со стороны это воспринимается так, как будто приёмник почему-то оправдывается перед заказчиком.

Вместе с тем для приёмника есть в поведении заказчика и неприятные, раздражающие моменты. Те черты, которые заказчик выпячивает, для того чтобы, с его точки зрения, хорошо выглядеть в обществе, привлечь к себе внимание, проникают в подсознание приёмника и будят в нём смутную тягу к активности по устранению тех условий, которые заставляют заказчика страдать или вести себя так неестественно. Однако приёмнику всегда непонятно, что же надо конкретно делать. Выдаваемый заказ оказывается не индивидуальным, а социальным, т.е.  за ним скрываются проблемы той группы людей, в которую включена эта пара.

Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Инициатором их почти всегда является заказчик. Приёмник ощущает со стороны заказчика какое-то душевное расположение к себе. Заказчик старается всячески поощрить приёмника, позаботиться о нем, поддержать его по мере сил. Обратный отклик бывает обычно только на первых порах. Попытки договориться с заказчиком на равных не имеют успеха, обратная связь никак не налаживается. Заказчик, увы, не слышит приёмника. Вследствие этого приёмник отходит от него и старается держаться на расстоянии, а то и задеть его каким-либо образом, пуская в ход свою сильную функцию, которая у заказчика является предметом лишь периодической заботы.

Таким образом, эти отношения могут быть названы отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Со временем они могут перерасти в почти полное игнорирование приёмником заказчика. Приход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный.

Формула этих отношений: по первой функции — помощь, по второй — управление, порядок — обратный.

Вид четырнадцатый. Отношения обратной ревизии

Отношения обратной ревизииЭто второй вид ассиметричных отношений в соционе. Ревизор как бы постоянно следит за подревизным, обращая внимание на его слабое место. Создается впечатление, что ревизор постоянно хочет выяснить, что и как делает подревизный. У подревизного часто возникает впечатление, что за ним все время наблюдают, как за подопытным кроликом. Однако это не означает, что ревизор обязательно словесно указывает подревизному на его недостатки. Подревизный внутренне чувствует, что ревизор может сделать это в любой момент и поэтому поначалу находится в его присутствии в некотором напряжении. Ревизор кажется человеком значительным, а то, как он действует, заслуживающим внимания. Признания ревизора хочется заслужить, его похвала очень ценится. Однако ревизор постоянно недооценивает подревизного, мысли и дела которого ему кажутся незначительными, что не может не вызывать обиду подревизного. Сначала это даже стимулирует, хочется доказать ревизору свою полезность, но все попытки не имеют успеха. Ревизор кажется самодовольным и мелочным, он придирается, пытается поучать и перевоспитывать.

Подревизный кажется интересным и способным, но ему чего-то не хватает. Ему надо помочь, подсказать, но все советы оказываются бесполезными. Подревизный их не воспринимает, чем ещё больше усиливает желание ревизора его перевоспитывать. Подревизный кажется бестолковым, но не потому, что не может (в действительности это так и есть), а потому, что просто не хочет. Это вызывает у ревизора периодическое раздражение. Отношения ревизии могут быть названы отношениями опеки ревизора над подревизным, которая может быть для второго весьма навязчивой. Чувствуя свою уязвимость, подревизный на людях склонен делать попытки выйти из под этой опеки: он задевает ревизора, спорит с ним, пытается давать ему поручения. Однако такие попытки обычно ничем не заканчиваются. Ревизор, как правило, не обижается на подревизного, а продолжает дальше его «воспитывать». Эти отношения хорошо иллюстрируются аналогией «мать-непослушный ребёнок».

Ревизная пара бывает порой очень спаянной. Все дело в том, что в ней оба ощущают свою социальную значимость: ревизор как опекун-благодетель, без чьей заботы и наставлений подревизный пропадет, а подревизный — как объект опеки, чья ценность признается таким образом. В отношениях социального заказа это чувство выражено гораздо меньше, так как заказчик не предпринимает попыток перевоспитывать своего приемника.

Формула этих отношений: по первой функции — противодействие, по второй — понимание, порядок — обратный.

Вид пятнадцатый. Родственные отношения

Родственные отношенияОни похожи на отношения дальних родственников, которые говорят о формально нужных в данных условиях вещах, соблюдая законы вежливости и гостеприимства, но не желают особо вникать в подробности отношений друг с другом. С течением времени такие беседы надоедают, так как создается впечатление, что человек берется за решение проблемы не с того конца или не в той последовательности и не желает встать на твою точку зрения. Поэтому партнёры часто стремятся к некоторой средней линии, компромиссу.

В компании эти отношения значительно улучшаются, потому что поведение партнёра в контактах с другими людьми обычно очень нравится. В этом отношении «родственникам» есть чему поучиться друг у друга. Шансы на обучение, несомненно, тоже есть, так как речь идёт в данном случае как раз о тренируемой словесно-поведенческой функции каждого из них. Один может научиться сдержанности, а другой, наоборот, большей активности.

«Родственные» партнёры могут обращаться друг к другу за советом. Но потом получается так, что советчик сам начинает пользоваться полученной информацией в своих целях. В итоге тот, кто обращался, остается ни с чем, в стороне. Один и тот же случай рассматривается партнёрами под разными углами зрения — так, как если бы это давало выгоду другому и приносило ущерб себе. Поэтому партнёры часто кажутся друг другу эгоистами, хотя напрямую таких претензий и не предъявляют. В семье эти отношения тяжелее ревизных, так как порождают недоверие друг к другу и не дают чувства собственной значимости.

В методах выполнения одной и той же работы взаимопонимания тоже нет. Их наиболее развитые поведенческие функции противоположны. Пока оба на равных, они этим не задевают друг друга, особенно если оба интроверты, но когда один является начальником другого или при ином неравенстве позиций, это может привести к разногласиям и конфликтам, особенно при несовпадающих подтипах.

Формула этих отношений: по первой функции — понимание, по второй — противодействие, порядок — прямой.

Вид шестнадцатый. Полудуальные отношения

Полудуальные отношенияОтношения неполного дополнения. На словах понимание между партнёрами хорошее. Устремления друг друга понятны. Экстраверт зачастую не слушает интроверта, продолжает развивать свою тему — неполное дополнение по вербальной функции. Однако интроверт не обижается на это. Как правило, находит возможность приспособиться. У полудуалов всегда много тем для бесед и эти беседы не утомляют.

Полудуалы, особенно если это лица противоположного пола, вызывают взаимный интерес, тянутся друг к другу. Но где-то на полпути к сближению кто-либо из них совершает такой поступок, который резко всё рушит, отбрасывает их к исходным рубежам. Это значит, что по поведенческим функциям дополнения нет.

Однако партнёры не обижаются друг на друга, успокаиваются и вновь предпринимают попытки сближения, чтобы в очередной раз споткнуться на ровном, казалось бы, месте. Глядя со стороны, можно сказать, что здесь кипят страсти, разгорается настоящая любовь. Эта сторона полудуальных отношений хорошо иллюстрируется следующими стихотворными строками: «А в окно на огонь всё летят и летят мотыльки, разбиваясь о стёкла, но веры своей не теряя».

Назначение полудуальных отношений — тонизировать партнёра, поддерживать его постоянно в состоянии работоспособности. Тонизирующий эффект достигается за счёт периодических встрясок, не дающих человеку полностью расслабиться. Их можно сравнить с окатыванием холодной водой после неполного пробуждения в утренние часы. Комфорт в общении с таким партнёром контрастен: то радость сближения, то недоумение и разочарование.

Формула этих отношений: по первой функции — помощь, по второй — управление, порядок — прямой.



Полезная ссылка этого раздела - Если завтра ЕГЭ...

В следующем выпуске мы с Вами продолжим узнавать о межтипных взаимоотношениях в соционике...

Будем рады узнать Ваше мнение в ходе обсуждения этого выпуска рассылки на нашем форуме.
Также ждем Ваших отзывов, комментариев, предложений и обращений на наш Email


До новых встреч!!!

В избранное