Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


Доброго времени суток!
Предлагаем вашему вниманию новый выпуск рассылки. Приятного чтения!
Эми Минделл
Сновидящее тело в движении
Работа с движением и процессуально-ориентированная психология

Ниже приведен пример применения работы с движением в процессуально-ориентированной психологии.
Однажды, одна моя клиентка села и начала очень серьезно говорить о проблеме, связанной с построением планов и обязательствами, которые она берет на себя. Пока она рассказывала, ее движения были достаточно сильными и линейными, за исключением одного очень быстрого момента, когда ее руки подбросили свитер, который она держала, в воздух, и откинули его в сторону. Когда я попросила ее обратить внимание на это неожиданное подбрасывание свитера, и сосредоточиться на качестве движения, она, казалось, смутилась, но ей было любопытно, что означает это движение. Она вновь взяла свитер, и, казалось, ей нравилось небрежно подбрасывать его в воздух. Она сделала это несколько раз, и я попросила ее встать и сделать то же самое движение, но без свитера.
Она встала и стала экспериментировать с быстрыми, ненаправленными, мелькающими движениями руками, головой, ногами, и, в конце концов, все ее тело стало метаться в разных направлениях по всей комнате. Она смеялась, наслаждаясь ощущением свободы. Вдруг она остановилась и робко сказала: «Я не знаю, что я делаю. Это здорово, но разве это полезно?» Я предложила ей следовать этому загадочному танцу еще какое-то время, чтобы его смысл развернулся сам собой.
Я присоединилась к ее танцу, и мы носились по комнате в разных направлениях. Двигаясь, я попросила ее включить выражение лица, которое соответствовало бы качеству движения, и может быть, добавить звук. Ее глаза широко раскрылись, и она стала с силой выдыхать воздух, дуть. Я попросила ее «посмотреть», что она делает и рассказать об этом. Она сказала, что видела и ощущала образ великой богини, следующей ветрам судьбы! Она продолжала разворачивать историю о богине ветра, при этом кружась и вращаясь самым неожиданным и потрясающим образом.
Когда, наконец, улыбаясь, она приземлилась, она сказала, что это то качество, которое ей необходимо, чтобы иметь дело с повседневными проблемами: не так много организовывать, анализировать или планировать, а жить спонтанно!


Процессуальная работа
Процессуально-ориентированная психология (ПОП), чаще называемая «процессуальной работой» (ПР) была разработана 25 лет назад моим партнером Арнольдом Миндел-лом и его соратниками в Швейцарии и США. ПР — это форма психотерапии, в основании которой лежит древнее учение Даосизма и знание о мудрости природы. Она с уважением относится к познанному и понимаемому миру, и в тоже время погружается в таинственные и неизвестные, сновидческие измерения жизни. Спектр ее применения очень широк: от работы с людьми в предсмертном и коматозном состояниях, до групповой и политической деятельности, до работы с взаимоотношениями, с движением, с телом (bodywork), а также используется в медитациях и искусстве. ПР показывает, что зачатки решений и огромные источники творчества обнаруживаются как раз там, где мы меньше всего ожидаем их обнаружить: в наших самых трудных проблемах, в спонтанных движениях и в снах.
Движение, в самом широком смысле этого слова, — сердцевина ПР, т. к. сам термин «процесс» означает поток переживания, опыта, т. е. движение, изначально присущее жизни и природе. Подобно даосам, живущим в исследовании и приспособлении к постоянным трансформациям, изменениям в природе, процессуально-ориентированный специалист наблюдает и присоединяется к реке переживаний и пытается помочь природе развернуть, раскрыть себя. Вне зависимости от того, фокусируется ли он на телесном симптоме, сне, на движении или на конфликте во взаимоотношениях, на групповом взаимодействии или на экстремальном состоянии сознания (другими словами, называемом психозом) процессуальный специалист всегда задает вопрос: «А что движется? Что сейчас изменяется?» и пытается следовать извилистой тропинке природы.


Состояния и процессы
Процессуальное видение жизни противоположно видению событий, как состояний Статический взгляд на жизнь имеет тенденцию вешать ярлыки на те переживания, закрепляя названия, которые можно применять лишь одномоментно. Такие названия, как «боль», «проблема во взаимоотношениях» или «двигательные трудности» — это лишь статические описания динамических процессов, которые находятся в процессе развертывания, развития. Как только мы проникнем туда и последуем внутреннему движению этих одномоментных состояний, мы откроем текучие и креативные процессы Подобно всем двигательно-ориентированным людям, процессуальные специалисты понимают события, входя в поток переживания, а не анализируя жизненную форму из вне. Самое важное в ПР в том, что она фокусируется на творческой искре в каждом индивидууме, в паре или в групповом переживании.


Восприятие и каналы
Будучи профессиональной танцовщицей, в 1980 году я приехала в Цюрих в поиске такого способа работы с людьми посредством движения, который бы глубоко затрагивал природу и творчество каждой личности. Я обследует)ожала танец, но чувствовала, что я «застряла» в своем двигательном репертуаре. ПР открыла мне доступ к пониманию моих двигательных процессов и помогла преодолеть мои собственные двигательные ограничения. Мне хотелось бы несколько слов сказать вначале о процессуальной теории в целом, а затем более подробно остановиться на ее применении в работе с движением.
Сигналы — это биты информации, которые проявляются в различных каналах Например, — через боль в животе, в жесте, в ситуации взаимоотношений. Каналы — это модальности переживания, нейтральные или пустые проводники, через которые проявляет себя информация. Среди основных каналов: кинетический (двигательный), визуальный (видения, сны, образы, галлюцинации), аудиалъный (внутренние и внешние звуки и голоса), проприоцептивный (внутренние телесные ощущения и/или чувства), а также канал взаимоотношений и мировой канал, который включается, когда мы фокусируемся на взаимодействиях с другими людьми или событиями в мире и в окружающей среде.
Процесс, мы используем этот термин, когда имеем дело с развивающимся потоком сигналов, которые проявляются и продвигаются по различным каналам. Искусство ПР состоит в том, чтобы следовать и помогать естественному потоку или движению процесса, по мере того, как он раскручивает свой уникальный путь развития.
Процессы подразделяются в зависимости от их удаленности от осознания человека. Термин первичный процесс описывает те аспекты процесса, которые близки к нашему осознанию, с которыми мы идентифицируемся в данный момент. В примере с богиней ветра, мы обратили внимание, что ее первичное намерение или процесс был очень серьезный и сконцентрирован на проблеме, связанной с постановкой планов и обязательств. Вторичные процессы описывают все события, которые мы переживаем как «происходящие с нами»; они удалены от осознания и мы не идентифицируемся с ними, как подбрасывание свитера, которое привело нас в великолепной богине ветра
Термины первичный и вторичный не тождественны терминам «сознательный» и «бессознательный». Они различны по нескольким параметрам. Первичные процессы обычно не являются полностью сознательными или находящимися под нашим сознательным контролем. Это определенная идентичность, которую мы приняли, и которую, может быть, трудно изменить, даже если мы захотим. Кроме того, первичные и вторичные процессы постоянно превращаются один в другой, и определяются в зависимости от того, с чем мы идентифицируемся в каждый конкретный момент.
Часть каналов мы используем как первичные, а часть как свои вторичные процессы.
Каналы, которые мы используем в сочетании со своим первичным процессом, называются занятыми каналами. Мы используем их регулярно с некоей степенью осознания Определить, является ли канал занятым, можно слушая то, как мы выражаем это в языке, прежде всего по использованию активной формы глагола. Например, предложения типа «Я представляю, что я деловой человек» указывают, что «Я» задействовало визуальный канал, т. е. он первичен сейчас. Занятый двигательный канал может быть выражен в таком высказывании: «иногда я просто выпрыгиваю из кожи». Движение задействовано в первичном процессе, когда мы признаем, что движение или жест выражены полностью, или когда движения очень близко отражают то, что говорит человек.
Незанятые каналы — это аспекты вторичных процессов. Эти каналы не используются сознательно. Мы определяем незанятые каналы, обращая внимание на использование в речи пассивной формы глагола. В терапевтическом контексте фразы типа «люди смотрят на меня» указывают на незанятый визуальный канал, т. к. другие люди смотрят, не я это делаю. Незанятый двигательный канал можно обнаружить в высказываниях типа «она может постоять за себя перед начальником, а я не могу» или «дерево склонилось от ветра». Незадействованное движение также проявляется в повторяющихся, спонтанных и незавершенных действиях, двигательно-ориентированных происшествиях, и непроизвольных телодвижениях.
Очень важно обращать внимание на незанятые каналы, т. к. они дают самый непосредственный доступ к самым глубоким процессам благодаря тому факту, что они сильно удалены от того, что мы себе позволяем замечать. Вот почему поощрение клиента к использованию незанятого двигательного канала простым вставанием в течение нескольких секунд может вскрыть как его/ее всю жизненную историю, так и текущий процесс в этом пространстве.
ПР особенно ценит вторичные переживания, как зародыши новой жизни, и помогает им разворачиваться с помощью технического приема амплификации (усиления). Амплификация — это усиление сигнала в определенном канале, в котором происходит переживание, с тем, чтобы вынести его полное послание. Моя клиентка, например, усилила движение, сначала сконцентрировав на нем внимание, а затем, встав и подключив все тело, затем она стала корчить рожи, отражающие ее движение, и в конце, создав танец Глубину процесса также можно развернуть, используя прием смены каналов, или путем добавления других каналов. В этом примере я попросила женщину сменить канал, произнося звуки, которые отражали бы ее движения. Затем, я вновь попросила ее сменить канал и создать образ, который передавал бы ее переживания, который она в последствии перевела в рассказ.
Продолжение — в следующем выпуске!

А также на сайте terton.ru вы можете посмотреть расписание ближайших мероприятий:

Новый выездной проект «Трансперсональные каникулы», Тайланд 22 декабря-3 января
Ведущие: Г. Карельский и А. Гончаренко

30 октября —1 ноября: Танцевально-процессуальный тренинг «Танец Жизни»
Ведущий: Э. Изотов

30 октября—1 ноября: «Лидерство — Творчество — Сексуальность: интегральный подход» (ЛТС)
Ведущий: Г. Карельский

30 октября—1 ноября: «Практический курс анропологического дизайна интерьера. Пространство Любви. Коды и предметы состояния счастья.»
Ведущая: Н. Ивановская

2 ноября: «Full Moon Party — вечеринка полной Луны»
Ведущий: Г. Карельский

13—15 ноября: «Холотропное дыхание»
Ведущий: Г. Карельский

14—15 ноября: «Интуиция: как конкретно развивать силу интуиции в себе?»
Ведущие: Евгений и Наталья Добролюбовы

20—22 ноября: «Практики осознанного дыхания»
Ведущий: Г. Карельский

27—29 ноября: «Детские сны и хронические симптомы — основы сценария жизни и смерти», II-ой модуль сертификационной программы по процессуальной психологии
Ведущая: И. Зингерман

А также Вы можете узнать о новых путешествиях в Места Силы

В избранное