Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


Здравствуйте!

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию главу из книги Майкла Харнера «Путь шамана»: «Сила духа-животного».
Предыдущую главу «Шаманизм и состояние сознания» Вы можете прочесть в архиве рассылки.


Сила духа-животного

Шаманы издревле верили, что их внутренняя сила — это сила животных, растений, солнца и других основных источников энергии Вселенной. Они использовали свои особые способности, свою внутреннюю силу для исцеления людей, делились этой силой с ними, общались с другими живыми созданиями, чтобы жить счастливой жизнью в гармонии с Природой и Космосом.
За тысячи лет до Чарльза Дарвина люди шаманских культур были убеждены, что люди и животные находятся в родстве. В их мифах, например, животные обычно очень похожи на людей; их различия определяются многообразием видов животных, существующих и по сей день.
Так, койот в их историях злонамеренный, а ворона осуждали за то, что он пользуется услугами других, убивающих для него дичь. В мифах о сотворении мира часто повествуется о том, что с тех пор, как животные были облечены в те формы, в которых они существуют теперь, — люди перестали понимать их.

Если мифический рай с единством человека и животного утрачен в обычной реальности, — в необычной реальности для шамана он все еще существует. У австралийских аборигенов понятие «Время сна» основано на уверенности, что мифическое прошлое все еще существует параллельно с обычной реальностью, и туда можно проникнуть в снах и падениях. Шаман — единственный, кто способен видеть единство человека и животных, входя в ШСС, и мифическое прошлое ему также доступно.
В мифологии северо- и южноамериканских индейцев повествуется не о приключениях койота, ворона, медведя, а о похождениях Койота, Ворона и Медведя, то есть это всегда имена собственные. Короче говоря, индивидуальными чертами наделяются целые виды п даже классы животных. Поэтому, обладая силой какого-то одного медведя или орла, человек обретает силу целого рода медведей или орлов. Владелец духа животного-хранителя извлекает силу из всего рода или вида, хотя он приобщен к этой силе через отдельного индивида.

Связь между миром людей и миром животных для шамана очень важна, ибо с помощью своего духа-хранителя он подключается к могущественным силам млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и других живых существ.
Североамериканские индейцы (салиш и оканогон) часто называют духа-хранителя животным силы. Это очень подходящий термин, так как он подчеркивает как сам факт передачи силы духом-хранителем, так и его животную форму. Тем не менее прибрежные салиш часто упоминают о духе-хранителе в человеческом виде. Такая двойственность духа-хранителя характерна для многих шаманских культур.
Индейцам племени кокопа, живущим в долине реки Колорадо, животное силы является во сне в человеческом обличий. Хиваро утверждают, что дух-хранитель в видениях предстает перед ними как животное, а во сне — как человек.
В способности животных появляться в человеческом образе нет ничего удивительного, если принять во внимание, что люди и животные считаются родственниками и в былые времена могли беседовать друг с другом. В необычной реальности животные по-прежнему способны являть себя шаману в человеческом виде. Так, шаманы Южной Австралии могут разговаривать с птицами и другими животными. Когда Кастанеда вступает в беседу с койотом, он уверенно приближается к знанию шамана. Хиваро считают, что если животное говорит с вами, — значит, это ваш дух-хранитель.
Индейцы племени лакота сиу говорят, что животное дух-хранитель часто разговаривает с шаманом в его видениях. Индеец по имени Хромой Олень рассказывает: «Вдруг я услыхал крик большой птицы, и она тут же ударила меня по спине крыльями. Послышался крик орла, заглушающий голоса других птиц. Казалось, он говорил: «Мы ждали тебя! Мы знали, что ты придешь. И вот ты здесь. Отсюда начинается твоя тропа: рядом с тобой всегда будет находиться призрак, твое второе «я».
Способность духа-хранителя являться в виде человека и говорить с людьми доказывает наличие его внутренней силы. Эта сила также проявляется, когда духи-хранители показываются в необычной для себя стихии, например, — летающие змеи или млекопитающие. Все эти проявления — признаки особой силы животного, способного преодолеть свою обычную природу. Принятие человеческого облика — магическое проявление его силы. Являясь хранителем шамана, животное наделяет его такой же силой перевоплощения.

Уверенность шамана в том, что он может принимать форму своего духа-хранителя, заимствуя при этом у него силу, — давнее и широко распространенное убеждение. Например, шаманы племени арунта в Австралии часто перевоплощаются в орла либо ястреба. При посвящении в шаманы в австралийском племени вираджери человек проходит через необычные ощущения, когда у него на руках отрастают перья и вырастают в крылья. Тогда его учат летать, потом он с помощью песнопений лишается крыльев и возвращается в обычную реальность. На крайнем севере Скандинавии лапландские шаманы обращались в волков, медведей, северных оленей, рыб. Сибирские и эскимосские шаманы часто превращаются в волков. Американские индейцы племени юка шаманов, имеющих силу превращаться в медведей, называют «медвежьими знахарями». Начинающий шаман и на самом деле присоединя ется к настоящим медведям, ест их пищу, живет среди них иногда все лето.

Древнее шаманское поверье о способности человека обращаться в животное существовало в Западной Европе до эпохи Возрождения. Христианская церковь, разумеется, считала людей, занимавшихся подобными метаморфозами, колдунами, ведьмами и чародеями и преследовала их с помощью инквизиции. Тем не менее коллега Галилея, алхимик и ученый Джованни Ваттиста Порта в 1562 году опубликовал знаменитую книгу «Природная магия», где описал, как с помощью галлюциногенной настойки совершить такое превращение. Он замечал: «Человек воображает, что превратился в рыбу. Широко расставив руки, словно плавники, он начинает плавать по земле, иногда выныривает, а потом снова погружается. Другой считает, что стал гусем, — ест траву, грызет землю губами, как это делает настоящий гусь, а иногда поет и хлопает руками как крыльями».

Подобно этому Кастанеда описывает превращение в ворону с помощью галлюциногенного напитка, а также наблюдения дона Хенаро за перевоплощениями шаманов в орлов и сов.
Однако для такой трансформации вовсе не обязательно принимать галлюциногенные препараты. Вполне достаточно шаманского танца под барабан. Например, в племени индейцев кариб на севере Южной Америки посвящение в шаманы происходит при ночных танцах, когда посвящаемые в танце подражают движениям животных.
Но не только шаманы и их ученики исполняют шаманские танцы для такого превращения. Во многих примитивных культурах любой человек, обладающий духом-хранителем, может с помощью танца вызвать его. У индейцев салиш в сезон зимних танцев любой человек может объединиться со своим животным силы. Дух танцующего полностью выражается в его движениях, темпе, выражении лица, жестах, гримасах, в крадущейся походке, в стремительных, летящих прыжках рыси, неуклюжих движениях медведицы, в юрких изгибах тела ящерицы и т. д. Во время таких танцев часто надевают специальные маски и одежду, чтобы увеличить сходство с животными силы. В американском племени тимшиан, например, шаман танцует не только в маске орла, но и с медными когтями на пальцах. Желание объединиться с животными прекрасно проиллюстрировано песней племени тлингит на северном побережье Америки:

— By! Медведь! By! By!
Говори — By! By! By!
Ты приходишь!
Ты — красивый юноша,
Ты — медведь-гризли.
Ты вылез из своего меха.
Ты приходишь, я говорю: ву, ву, ву!
Вот я бросаю медвежий жир в огонь,
Все для тебя, медведь-гризли,
Мы с тобой одно целое!


Такие «животные» танцы служат для объединения танцующих с животными и их силой независимо от того, носит такая церемония чисто шаманский характер или нет. Так, танцы звериных богов в племени зуни на американском юго-западе, напоминающие отдаленно современные танцы, приводят шамана в возбужденное состояние. Танцуя под барабан и звуки мараки, он доводит себя до исступления, имитируя движения и крики животных. При этом он сам становится воплощением духа, находящегося под маской. Танцоры, желающие превратиться в медведя, привязывают к рукам настоящие медвежьи лапы. Вот как в песне индейцев племени осадж под названием «Подъем индейских буйволов, человеко-быков» подчеркивается осознание личного соединения с этим могучим животным:

Я встаю, встаю,
Я, от чьей поступи дрожит земля. Я встаю, встаю,
Я, в чьих чреслах громадная сила, Я встаю, встаю,
Я, который бьет себя хвостом по спине, Я встаю, встаю,
Я, который трясет в гневе шеей, Я встаю, встаю,
Я, чьи рога такие изогнутые и острые.

В Сибири, Америке и других местах шаманы подражают крикам птиц и животных, тех, чьей силой они хотят воспользоваться. Хромой Олень говорил, что когда он изображает медведя, то кричит и рычит по-медвежьи, выставляя пальцы вперед, словно на них огромные когти. И это не просто исполнение обряда, но акт поддержания единства со своим духом-хранителем. Элиаде также считает, что это «не одержимость, не неистовство, а скорее магическая трансформация шамана в животное». Подобные описания встречаются у Кастанеды.
Индейцы Мексики и Гватемалы называют духа-хранителя нагваль от ацтекского слова «нагуалли» (скрытый под маской). Нагвалем называется как сам дух-хранитель, так и шаман, перевоплощающийся в него. В Мексике этот термин относится также к шаману, способному к такой трансформации независимо от того, совершает он ее в данный момент или нет. Кастанеда называет нагвалем дон Хуана.
Кастанеда различает понятия нагваль и тональ. Слово тональ происходит от ацтекского «тонналли» и относится к символу дня рождения, часто связанному с каким-либо животным. Тонналли было частью ацтекского календаря и подразумевало предопределение, — нечто аналогичное нашему гороскопу. Понятие тоналя, таким образом, относится к судьбе, предопределенной от рождения до смерти. Можно считать, что жизненный опыт определен тональным животным; нагваль же, являющийся духом-хранителем в ШСС, находится за пределами обычной реальности.
В антропологической литературе Мексики и Гватемалы иногда смешиваются понятия тонального и нагвального животных из-за неясного их понимания, а также из-за того, что в некоторых племенах эти понятия действительно смешивались.
Хотя в некоторых племенах считают, что каждый взрослый обладает духом-хранителем, это далеко не так. Североамериканские индейцы утверждают, что некоторые люди упускают возможность обрести его и поэтому обречены на постоянную нехватку внутренней силы и неудачи в жизни. В племени хиваро большинство взрослых мужчин верят, что у них есть дух-хранитель, что подкрепляется видениями, являющимися им у священного водопада.


Ближайшие мероприятия:

С 7 по 11 мая пройдет V межрегиональный фестиваль проекта «Психология будущего» по интенсивным интегративным психотехнологиям и трансперсональной психологии «В поисках чудесного».


5 апреля состоится тренинг "Я и деньги"
Ведущий: к. философ. н. Г. Карельский

10—12 апреля пройдет семинар «Холотропное дыхание».
Ведущий: к. философ. н. Г. Карельский

12 апреля состоится процессуально-шаманский семинар «Привлечение Духа благосостояния»
Ведущая: к. психол. н. И. Зингерман

17—19 апреля пройдет семинар «Мистерии Смерти и Возрождения: ритуалы перехода»
Ведущая: к. психол. н. И. Зингерман

17—19 апреля пройдет тренинг «Создатель реальности»
 Ведущие: Г. Карельский и А. Гончаренко

24—26 апреля пройдет семинар «Холотропное дыхание под живую музыку».
Ведущий: к. философ. н. Г. Карельский

В избранное