Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


Здравствуйте!
Сегодня в рассылке: новая редакция статьи Геннадия Бревде «Интегральная (интегративная психология), интегральный тренинг».

20—22 февраля пройдет тренинг «Тантра: древние традиции и современные смыслы«.
Ведущий: к. философ. н. Г. Карельский.

13—15 марта состоится V модуль процессуальной программы: «Зависимости и их тенденции — путь достижения целостности».
Ведущая: к. психол. н. И. Зингерман.

Также: I модуль программы «Целостность. Энергия. Успех» 13-15 марта (Санкт-Петербург) и 20-22 марта (Москва).
Ведущий: к. философ. н. Г. Бревде.

А каждый четерг приглашаем Вас присоединиться к «Открытой мастерской».

В Книге «Веданта - религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача интегральной психологии - не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Введение

К моменту возникновения трансперсональной школы (середина 70х годов ХХ века) в психологии и психотерапии эффективно применялись мастерски разработанные методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) её модель. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный - в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни - конструкт или процесс психики.

За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в психике) фигуры и процессы коллективного бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие социальную значимость и возможность творческой самореализации личности. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я - не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) - но и «отнюдь не Я». Революционные открытия психоанализа и аналитической психологии о доминировании бессознательного в психической деятельности становились предметом лукавых мудрствований и квазинаучных рефлексий, но отнюдь не принципами работы учёных и практиков.

Базальный внутренний конфликт - разрыв между сознанием и бессознательным - стал распространенным, если не тотальным, явлением. Это явление с трудом распознавалось и неохотно признавалось, однако его последствия (неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, алкоголизм, наркомания, патологический квазимистический опыт, хипизм, участие в псевдорелигиозных сообществах) с неистовством духовной чумы обрушились на демонстративно благополучный мир прагматических стратегий и здравого смысла.

Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.

Таким образом, объектом пост-аналитической психологии становится даже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а индивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний - только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей, ведущих человека к целостности – единству с миром и самим собой - символ веры, начертанный на знаменах аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии.

Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.

Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не целостен (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не целостны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия научно-практической концепции, получившей название «интегральная психология».

Словосочетанием “Integral Psychology” (в переводе – «психология целостности») Кен Уилбер назвал используемую им в исследованиях и терапии систему, обобщающую «наиболее глубокие открытия и озарения из различных до-современных, современных и пост-современных источников». В русский язык это словосочетание перешло не переводом, а транслитерацией. Таким образом, в среде профессиональных психологов и психотерапевтов терминологической нормой и хорошим тоном стало то, что среди музыкантов может быть предметом осмеяния (в консерваторских кругах распространена, к примеру, шутка: раз де дюх = pas de deux из балета «Лебединое озеро»). Этот и подобный ему языковые казусы позиционируют обозначаемое как нечто «фирменное», изготовленное или используемое на Западе. Называние «интегральной психологией» совокупности теоретической базы и методологии практики может также указывать на преемственность или вторичность по отношению к Уилберу. Тем не менее, термины «интегральная психология», «интегральный коучинг», «интегральное развитие личности» получили столь широкое распространение в профессиональных и околопрофессиональных кругах, что вполне резонная попытка заменить их русским эквивалентом не имела бы ни смысла, ни конструктивных последствий.

По определению Уилбера, целостный (integral) подход в психологии, терапии и тренинге:

  • объединяет персональное и трансперсональное
  • объединяет индивидуальное и социальное
  • объединяет линии развития личности
  • объединяет теорию и практику
  • объединяет различные теории данной области знания
  • объединяет внутреннее и внешнее
  • признаёт первичность целостности перед иерархией
  • объединяет четыре квадранта Великого Гнезда Бытия
  • объединяет степени и состояния нашего существования
  • объединяет пустоту и форму
  • объединяет бытие и становление
  • объединяет также всё вышеперечисленное

Это определение соответствует не только Integral Psychology Уилбера, но и многим научно-практическим и вненаучным системам, в том числе, «интегративной психологии» В. Козлова и его последователей.

Сам Уилбер неоднократно писал, что его «Integral Psychology» - лишь одна из разновидностей психологии целостности. Следует также отметить, что ни английский оригинал (Integral Psychology), ни его эквивалент или транслитерация, в отличие от Holotropic Breathwork, не являются и по правилам патентования не могут быть зарегистрированы как объект интеллектуальной собственности (товарный знак). Вопрос о правообладании этим объектом не может быть поставлен ни в юридической, ни в этической плоскости.



Продолжение статьи - в следующих выпусках!

В избранное