Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трансперсональная психология


   Новость № 1. Сейчас мы создаем новый сайт, специально посвященный интегративной работе со сновидениями - www.master-snov.ru.

   Новость № 2. В понедельник, 7 июля, в 20-00 в Москве пройдет очередное заседание Клуба Сновидцев. Приглашаются все желающие. Подробности - здесь.

   Новость № 3. Через неделю в Москве мы открываем новый поток обучения процессуальной психологии - самого сильного подхода при работе со сновидениями. Приглашаются все желающие.

Семинар «Работа со сновидящим телом» процессуальной программы



   В своей работе Арнольд Минделл обнаружил, что у каждого челокека одно и то же глубинное, недуальное глубинное послание будет проявляться в совершенно различных сферах жизни. В частности, он обнаружил, что нет разницы между тем, с чем работать, c телесными симптомами или со сновидениями - они настолько тесно связаны, что во время работы человек будет оказываться в одних и тех же вторичных процессах.

   К примеру, разворачивая послание кошмарного сна или послание воспаления легких, клиент выходит на одно и то же недуальное состояние сознания, на одно и то же глубинное послание. Эту связь А.Минделл назвал «сновидящим телом» или «телом сновидения» (dreaming body).



   Первый семинар курса состоит их практической и теоретической части.

   Теоретическая часть семинара (30-40% времени):
  • Что такое процессуальная психология?

    • история создания процессуальной психологии
    • связь процессуальной психологии с другими направлениями психологии
    • связь процессуальной психологии с духовными практиками
    • связь процессуальной психологии с шаманизмом
    • связь процессуальной психологии с квантовой физикой

  • Базовые понятия процессуальной психологии

    • схема трех уровней сознания А.Минделла
    • понятие первичного и вторичного процесса
    • понятие «края» и как с краями работать
    • использование каналов для доступа ко вторичному процессу:

         канал мира, канал смерти, канал сновидений, аудиальный канал, визуальный канал, канал запахов, канал движения, канал отношений, канал телесных симптомов, пропреоцептивный канал.

  • Связь сновидений и телесных симптомов

    • связь сновидений и телесных симптомов
    • связь кошмарных снов с заболеваниями
    • связь повторяющих сновидений с повторяющимися сценариями жизни
    • связь детских снов, долгосрочных стилей жизни и хронических заболеваний
    • как предотвращать возникновение заболеваний, заблаговременно раскрывая послание сновидения
    • как исцелять себя через работу со сновидениями
   Практическая работа на семинаре (50-60% времени):
  • Процессуальная работа со сновидениями и телесными симптомами

    • Отработка упражнения по раскрытию посланий сновидений
    • Отработка упражнения по раскрытию посланий телесных симптомов
   О семинаре:

   Семинар рассчитан на всех желающих. Никаких предварительных знаний по психологии и по процессуальной психологии не требуется. Семинар является обучающим. Участвовать необходимо во всех трех днях семинара.

   Дополнительная литература к семинару:

   1. А.Минделл «Работа со сновидящим телом»

   2. «Три уровня сознания А.Минделла»

квантовая физика»


Особенности человеческого восприятия



   Многие особенности психологии человеческого восприятия были определены тысячи лет назад. В то же время в западной психологии процессу человеческого восприятия и осознанности уделяется совсем мало внимания.

   Одним из главных текстов, описывающих философско-психологическую составляющую восприятия - это буддистский текст «Абхидхамма», написанный в 3 веке до нашей эры.

   «Абхидхамма Питака» (что переводится как «Высшее учение») состоит из семи отдельных трудов, включающих в себя подробную классификацию психологических феноменов, метафизический анализ и толковый словарь специальных терминов. Хотя тексты этого собрания считаются авторитетными среди специалистов, они мало влияют на простых буддистов. Существуют также значительно расширенные тибетский и китайский варианты канона.

17 стадий человеческого восприятия



   «Абхидхамма» разделяет процесс человеческого восприятия на 17 стадий. Первые восемь стадий происходят на уровне бессознательного ума, остальные - на уровне сознания. Во время первых 8 стадий человеческая психика опознает объект и реагирует на него. Если воздействие объекта на человека было достаточно сильным, то включается сознание. При этом человек отождествляет себя с самим собой и навешивает на объект ярлыки («плохой-хороший», «нравится-не нравится»), и затем производит некоторое действие.

   Давайте рассмотрим примеры.
   Пример. Предположим, Вы лежите под фруктовым деревом под одеялом, накрывшись с головой. С дерева падает манго, Вы просыпаетесь, и съедаете его.

   С точки зрения «Абхидхаммы», процесс восприятия происходит следующим образом:

   Стадия 1. Вы лежите под деревом, накрывшись с головой.

   Стадии 2-3. Налетает ветер и манго падает.    Стадия 4. Звук пробуждает Вас ото сна.

   Стадия 5. Вы высовываете голову из-под одеяла, пытаясь понять, что произошло..

   Стадия 6. Ваша рука находит плод манго.

   Стадия 7. Вы обследуете плод на ощупь.

   Стадия 8. Вы узнаете плод по запаху.

   Стадии 9-15. Вы решаете, что плод Вам нравится, и едите его.

   Стадии 16-17. И наслаждаетесь вкусом.

   Согласно Абхидхамме, самые ранние стадии (4-8) характеризуются пробуждением и определением того, приемлимо или неприемлимо нечто для бессознательного ума. Затем за этим идет то, что в Абхидхамме называется обследованием, то есть снабжение вещей ярлыками. На этом этапе оценивается природа объекта. Он присутствует, но нет еще никакой обыденной реакции. Здесь исследуются ассоциации с чувственным объектом. Затем идет установление, которым определяется реакция на объект, хотя все еще сознательно мы не осведомлены о нем. Все эти процессы восприятия происходят более-менее автоматически.

   Заметим, стадии 4-8 происходят неосознанно. То есть то, что человек узнал предмет, не означает, что мы знаем про этот предмет что-то сознательно. Более того, на этих стадиях мы еще себя не осознаем.

   На следующих стадиях 9-15 возникает сознание. На первых шести из этих стадий имеется смутное ощущение «себя». В этот момент Вы сами пробуждаетесь и ваше повседневное «я» начинает смутно осознавать, что объект, на который Вы смотрите, существует.

   Следующей идет стадия восприятия, которая в «Абхидхаммы» называется «пробегом». Здесь Вы обнаруживаете и оцениваете, отличается или нет объект, который вы видите, от вас самих, и формируете антипатию и привязанность к тому, что вы видите.

   На этом этапе вы впервые оцениваете объективное значение. Вы начинаете думать о своем опыте объекта, как если бы он был только внешней реальностью, вступают в свои права привычные способы видения вещей, и порождается чувство себя как субъекта.


   Пример 2. Предположим, человек спит, раздается звонок будильника, но человек этот звонок не слышит.

   С точки зрения «Абхидхаммы», на стадиях 4-8 происходит опознание события, но событие является настолько слабым, что не проходит на уровень сознания. Это подтверждается и научными данными, которые говорят о том, что тело реагировало на звонок будильника, но человек не просыпался.

Осознание и проблемы



   Процесс восприятия не прерывается человеком ни на одну минуту. В каждой момент времени мы воспринимаем что-то, и большая информации остатся за рамками нашего сознания. Подобно примеру с будильником, для нашего сознания эти сигналы слишком слабы, и большая часть реакций - абсолютно автоматическая.

   Если человек сталкивается с какой-либо проблемой, то всегда есть то, что человек об этой проблеме знает (в процессуальной психологии это называется «первичным процессом»), и то, что человек не знает, что не смогло пройти на уровень сознания (это называется «вторичным процессом»).

   Приведем примеры.
   Пример 3. Допустим, мне приснился сон. Тогда мой первичный процесс состоит в том, что я про это сновидение знаю: обрывки образов, сюжета, действий. Все остальное, то есть как сформировался этот сон, какое послание он несет - лежит за рамками моего сознания, является вторичным процессом.

   Более того, если я начну этот сон рассказывать другому человеку, за рамками моего осознания останется то, как я этот сон рассказываю. Я не буду отмечать свой тембр речи, телесные переживания, тонкие эмоции, энергетику.

   Пример 4. Допустим, у меня развилось какое-либо заболевание. Мой первичный процесс состоит в том, что я болен, у меня болит то-то и то-то, и мне это грозит тем-то и тем-то. За рамками моего восприятия остается все остальное, и прежде всего послание телесного симптома - то есть то, с чем этот телесный симптом связан, как он возник, и как мне следует поменять стиль жизни, чтобы устранить причину заболевания.



   Давайте рассмотрим приведенные примеры подробнее.
   Для начала, разделим стадии восприятия 1-17 «Абхидхаммы» на более крупные этапы:
  1. Первый этап. Возникновение самого события (объекта). (падение манго, звонок будильника) (стадия 1-3 «Абхидхаммы»)

  2. Второй этап. Анализ бессознательным события (объекта). Набор данных о событии. Формирование реакции на объект. При этом сознание еще не включено. (стадии 4-8 «Абхидхаммы»)

  3. Третий этап. Смутное, сновидческое включение сознания. Формируется образ себя, объект сравнивается с самими собой и навешиваются ярлыки («плохо-хорошо», «нравится-не нравится»). Стадии 9-15 «Абхидхаммы»).

  4. Четвертый этап. Сознательная реакция на событие, основанная на позиционировании себя по отношению к объекту, полученному на этапе 3. (Стадии 16-17 «Абхидхаммы»).

   Рассмотрим снова пример 3.
  1. Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии, сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите) возникает некоторое послание, важное для нас.

  2. Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний, тонких мышечных переживаний.

  3. Третий этап. На следующем этапе на основе личного опыта возникают образы сна, поляризация на персонажи, действие, возникают наши оценки и отношения к сюжету сна.

  4. Четвертый этап. И, наконец, мы просыпаемся и задаемся вопросом «Что за бред мне сегодня приснился?»

   Рассмотрим снова пример 4.
  1. Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии, сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите) возникает некоторое послание, важное для нас.

  2. Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний, тонких мышечных переживаний.

  3. Третий этап. Вследствие перегрузки тех или иных систем организма (от сформировавшихся на этапе 2 реакций) возникает телесный симптом. Возникает отношение к этому телесному симптому, поляризация, двойственность. (Отдельно есть «Я» и есть мое заболевание).

  4. Четвертый этап. И, наконец, мы очухиваемся и бежим к врачу с криком «Мне плохо! Дайте мне волшебную таблетку, чтобы не болело. У меня из ниоткуда возникла болезнь.»

   Так вот, первичный процесс - это то, что мы о проблеме знаем, прежде всего это четвертый этап приведенных примеров. А вторичный процесс относится к первому этапу.

Работа с проблемой в традиционной психологии



   В традиционной психологии (и медицине, если речь идет о заболевании) принято работать в основном первичным процессом, то есть с тем, что мы о проблеме знаем.

   Чаще всего работа в традионных подходах происходит следующим образом: мы берем первичный процесс, опускаемся на уровень ниже, то есть на уровень отношения к проблеме, меняем там что-то и привносим на уровень первичного процесса. То же происходит и в медицине.

   Рассмотрим снова пример 3. Допустим, я клиент традиционного психолога и мне что-то приснилось. Тогда мы с психологом опускаемся на уровень образов, анализируем связь сюжета с личной историей, архетипами, парадигмой, в которой работает психолог, меняем отношение к событиям личной истории. То есть мы работаем с третьим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь. Но на это требуются годы.

   Рассмотрим теперь пример 4. Допустим, я заболел. Тогда я бегу к врачу и мне дают лекарство. Погружений на уровни этапов 1-3 нет вовсе. Осознания тоже.

   Если же я осознаю, что за любым заболеванием «стоит психика», я иду к традиционному психологу и мы начинаем анализировать мои реакции, подавленные эмоции, связь этих эмоций с личной историей. И через годы можно убрать заболевание. То есть мы снова работаем с третим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь.

   Все эти методы хороши, но, не говоря уже о том, что они не очень эффективные (и медленные), практически никогда не доходят до вторичного процесса. И это будет объяснено позже.

   Как следствие, послание (вторичный процесс) не доходит до уровня сознания, и, тем более, не привносится в жизнь. В результате мы через некоторое время сталкиваемся с другой проблемой, имеющей тот же источник. (Подробнее об этом можно прочитать здесь)


работа с проблемой в процессуальной и традиционной психологии

Работа с проблемой в процессуальной психологии



   Другой подход применяется в процессуальной психологии. Если есть какой-то первичный процесс, то мы стремимся дойти до вторичного процесса и затем привнести его в жизнь.

   Рассмотрим снова пример 3.
   Допустим, я хочу послание своего сновидения, понять вторичный процесс. Тогда я начинаю рассказывать сновидение своему партнеру (партнеру, который помогает мне осознавать). Когда я рассказываю сновидение, я выдаю множество реакций (чувства, эмоции, мышечные напряжения, состояния, переживания в теле, движения). При этом я их не осознаю. Мой партнер помогает мне отследить наиболее яркие из этих реакций. При этом он не имеет никакого рационального суждения о том, что именно со мной происходит и про что этот сон.

   Далее я начинаю усиливать эти реакции сознательно. По ходу процесса мы с партнером проходим на уровень, в котором нет мыслей и суждений. И наконец я попадаю в недуальное, недвойственное состояние, которое является вторичным процессом. Это состояние невозможно описать словами, для каждого человека, и для каждого сна - свое. Это может быть состояние радости, счастья, свободы... Хотя эти термины лишь отдаленно могут описать эти состояния. Часто вторичные процессы - это высокодуховные, надличностные состояния.

   То же самое происходит и в примере 4, когда мой партнер помогает мне выйти в состояние вторичного процесса через усиление моего телесного симптома.

   Дальше, получив ОПЫТ проживания этого состояния, я могу привнести его в жизнь. Когда я привношу его в жизнь, проблема уходит. Более того, сколько рационально не говори «Будь свободным, люби, радуйся», но я не имею этого опыта, то я не начну любить и радоваться. А вот если я получу ОПЫТ ПРОЖИВАНИЯ этого состояния, то это будет сделать гораздо проще.

   И именно потому, что невозможно описать другому человеку вкус сахара, если он его не пробовал, невозможно рационально пережить недуальные, недвойственные состояния ума, стоящие за любой проблемой, конфликтом, телесным симптомом.

   И именно поэтому за 2-3 сеанса процессуальной работы можно получить такой же результат, на который в традиционном подходе уходят годы. В том числе, и при лечении «неизлечимых заболеваний».

Роль процессуального психолога, фасилитатора



   В процессуальной психологии роль психолога (фасилитатора) абсолютно не похожа на роль традиционного психолога. Задача фасилитатора, партнера по работе - усиливать тонкие сигналы, реакции, которые вы выдаете. При этом чем более «прозрачным» является процессуальный психолог, тем выше качество работы.

  Если фасилитатор привносит свой логический ум, свои знания о том, что, по его мнению, происходит с партнером, и как с этим работать, то КПД работы становится близко к нулю - до вторичного процесса дойти не удастся.

   В процессуальной психологии, «психолог - это инструмент осознавания в руках клиента». И не более того.

Если бы все было так просто...



   Та картина, которая была нарисована в предыдущем разделе, когда мы легко и свободно попали во вторичный процесс, а потом легко и свободно привнесли послание проблемы (СОСТОЯНИЕ) обратно в жизнь, является идеальной. Но - редкой. Прежде всего, потому что если бы мы легко смогли получить доступ из первичного процесса во вторичный и привнести состояние обратно, то все бы давно были просветленными Мастерами.


край, сенсорный барьер между первичным и вторичным процессом

   Если послание из глубин бессознательного (а это послание всегда недуальное, божественное) легко проникает на уровнень сознания, то никаких проблем не возникает. Ни заболеваний, ни непонятных снов, ни конфликтов в отношениях. Всегда есть некоторый барьер, край на осознавание, из-за чего мы не можем легко и свободно пережить вторичный процесс. И искусство процессуального психолога, фасилитатора состоит в том, чтобы не зная ничего о вторичном процессе клиента, стать таким инструментом в его руках, который поможет осознать и пережить вторичный процесс.

   Но и этого иало. Ловушек, на самом деле гораздо больше... Но это уже практика. Искусство, которому можно научиться.

В избранное