Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Трансперсональная психология
В сегодняшнем выпуске
мы публикуем статью Президента Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии Владимира Майкова «Терапия
как путешествие в глубину: единство мифологических, экзистенциальных и
трансперсональных измерений».
Владимира Майкова и остальной цвет элиты трансперсонального сообщества России можно увидеть на шестой конференции АТПП, в Москве, 4-6 мая 2006 года. Подробнее - здесь А 27 апреля - 1 мая в поселке Небуг (Туапсе) пройдет третий Фестиваль по трансперсональной психологии и интенсивным интегративным психотехнологиям «Психология Будущего-3». Событие уникальное, проходит раз в год, и мы к нему традиционно готовимся заранее. Достаточо лишь упомянуть, что на Фестивале будет представлен весь спектр трансперсональных техник - холотропное дыхание и сексуальные практики, шаманские техники и бизнес-тренинги, психодраматические техники и танцевально-двигательная терапия, трансперсональный тренинг, основанный на боевых искусствах и процессуальная работа, телесно-ориентированные практики и психологическая игра на живые деньги. Подробнее о Фестивале... 11-13 мая в Москве пройдет тренинг Ирины Зингерман, Сновидения и Отношения. На тренинге можно обучиться трансперсональной работе со сновидениями. Основные техники - шаманские и процессуальные. А учитывая то, что 70% снов рассказывают нам об о наших отношениях с другими людьми, тема может показаться для многих весьма актуальной. 25-27 мая в Москве состоится тренинг Германа Карельского «Холотропное дыхание». Подробности - здесь. Владимир Майков «Терапия как путешествие в глубину: единство мифологических, экзистенциальных и трансперсональных измерений»Если традиционная психология 19-го века в большей степени исследовала мир общепринятый, то Фрейд начал открывать более глубокие слои этого мира, изучая сновидения, искусство, Юнг еще больше расширил границы этого мира и показал, что наша психика сокровенным образом связана с мировой культурой, с религией, с духовными измерениями. Более того, Юнг показал, что многие болезни связаны именно с тем, что мы забываем о своих глубинных измерениях, не уделяем им достаточного внимания и наша природа мстит нам за это.Собственно говоря, все развитие глубинной психологии проходило по линии того, чтобы вернуть назад в процесс терапии всю полноту человеческой жизни. В чем состоит эта полнота? В том, что мы не только ум, не только мышление, но еще и энергия, еще и чувства, еще и тело, еще и дух и все это одновременно. И когда мы в процессе терапии уделяем внимание всем аспектам жизни, тогда процесс терапии будет успешен. По этой линии проходило развитие глубинной психологии от психоанализа до трансперсональной психологии, а терапия развивалась от аналитических методов до современных интегральных и трансперсональных. Мир, исследованный Станиславом Грофом, - это мир нашей глубины. И глубина здесь противопоставлена поверхности. Поверхность - это наша повседневная жизнь, которая на девяносто-девяносто пять процентов автоматична. Мы не свободны: помимо нас, помимо нашей воли, нашего желания, нашей направленности возникают мысли, накатывают какие-то чувства, эмоции, решения, в нашу жизнь вторгаются другие люди, с их проектами, с их проблемами, это влияет на нас, - т. е. с нами все случается, жизнь воздействует на нас, а мы - реагируем, реагируем автоматично, запрограммировано. На протяжении всей истории человечество познание нового было связано с каким-либо путешествием. Путешествие является своего рода архетипом познания нового. И поэтому для человека познание нового, скажем, восприятие нового материала, всегда укладывается в какой-то сюжет какого-то путешествия. Существует взаимообратная связь между новизной и путешествием. Именно поэтому большинство человеческих историй имеют такого рода канву или сюжетность, связанную с путешествием. Когда мы начинаем путешествие в глубину, мы покидаем мир поверхности и попадаем в мир, который имеет другие характеристики. Скажем, основной характеристикой этого мира является сказочность. И в каком-то очень существенном смысле наш мир поверхности является следствием мира глубины. И если мы забываем мир глубины, то тогда наша жизнь тоже может прекратиться. Об этом - сказочный фильм «Бесконечная история», в котором гибнет страна Фантазия и ее нужно спасать, потому что если страна Фантазия не будет спасена, то исчезнет и наш обычный, привычный мир. И поэтому главный герой-мальчик путешествует на драконе, чтобы спасти эту страну, спасти принцессу, спасти сказку, спасти все сказочные истории и сказочные существа. Сказочные существа, сказочные миры в каком-то смысле неразрывно связаны с нашим миром. Вот, по крайней мере, то, что открыли первые исследователи мира глубины. Обычное или повседневное путешествие - это путешествие в рамках мира поверхности, современной разновидностью которого является туризим. И в основном люди совершают это путешествие. Мы знаем, что большинство людей рождались, жили и умирали на одном и том же месте. Поэтому, все, что они есть, связано с их корнями, с их семьей, с местом, в котором они живут, с сословием, из которого они происходят. И это в значительной степени определяло их реакции в типичных жизненных ситуациях. Первый мир, который открывается при путешествии с мира поверхности в глубину - это мир мифический, мир сказочный. Мы можем говорить об этом мире на языке исследователей мировой мифологии, таких как Джозеф Кемпбел, который описал структуру этого мира в виде путешествия героя. В каждом, кто совершает путешествие в глубину, оживают древние мифы, древние легенды. Большинство «мифологических» романов 20 века («Сто лет одиночества» Габриеля Гарсиа Маркеса, «Иосиф и его братья» Томаса Манна, «Человек без свойств» Роберта Музиля, знаменитые романы Кафки, саги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»), - о путешествии в глубину. Большинство фильмов, которые нравятся, нам - о путешествии в глубину («Звездные войны», «Матрица», «Игра» и т.д.). Нам это интересно потому, что рассказывает о нашем собственном возможном путешествии, более того, о нашей жизни как путешествии в глубину. Это отзывается в нас, потому что дает нам путеводные карты путешествия в глубину, показывает проблемы, с которыми мы столкнемся, когда будем путешествовать в глубину. В каком-то смысле мы все уже путешествуем в глубину, глубина уже зовет, мы уже притянуты зовом глубины, уже хотим разобраться, получить какого-то рода опыт и карты для путешествий. Присутствие глубины можно увидеть и в тех кошмарах, проблемах, с которыми мы постоянно встречаемся в своей жизни, в тех симптомах, которые есть у нас, в тех болезнях, которыми мы болеем. Все оказывается нераздельно, и если мы не воспринимаем свою связь с глубиной на уровне смысла, на уровне какого-то вербального послания, на уровне культурной связи, опознаваемой через какие-то вербальные вещи (культурные институты, истории), то эта связь может проявляться на уровне тела, болезней, напряжений, которые мы испытываем, потому что весть, которая прорывается к нам из глубины - это всегда весть о большем, ничем не ограниченном мире, с которым мы связаны и который является нашей основой, но пока не проявился в должной степени в нашем мире поверхности, в нашем привычном мире. Но энергия этого мира уже настолько велика, что он хочет прорваться, а ограничения, в которых мы живем, настолько сильны, что он не может прорваться. Поэтому и возникают на местах прорыва энергии этого мира в наш повседневный мир зоны напряжения, зоны конфликта, послания, которые проявляются как симптомы, болезни, напряжения, жизненные крушения, жизненные кризисы, вся цепочка сокрушающих наш обыденный мир событий. И с точки зрения сохранения привычного конфликта, покоя, мира поверхности, заведенного порядка, это все - возмущающие факторы, это плохо, это то, что мешает нам, от чего мы хотели бы избавиться. Мир поверхности вырабатывает свои средства в отношении того, как избавляться от этого дискомфорта - то, что вызывает забвение, т.е. беспамятство, это отсечение всего конфликтного, ненужного: «Это не твое! Это не нужно! Забудь это, не помни об этом, это плохое, это чужое, это враги!»; мощные медицинские лекарства, которые анестезируют, замораживают, анальгезируют и т.д., утоляют боль, для того, чтобы стать, в конце концов, бесчувственным по отношению к этим сигналам, этим симптомам. И в то же время все это несет нам весть о большем мире, о том, что в нас уже готово проявиться, исцелиться и быть принятым в наше привычное Я, о том, в каких направлениях мы можем расти, начать расширяться. С этой точки зрения это является картами нашего безошибочного, не придуманного пути к целостности, к исцелению. Если мы имеем более глубокое и верное понимание в отношении всего, что происходит в нашей жизни, если мы принимаем это, прежде всего, как послание из глубины, о глубинных конфликтах, о путях нашего изменения, как будущие маршруты наших путешествие в глубину, тогда мы можем руководствоваться этим как картами пути. Все это составляет неотъемлемое мифологическое измерение человеческой ситуации. И когда мы идем в глубину, ситуация разворачивается таким образом, что, оказывается, каждый из нас на своем опыте должен заново решить вечные вопросы, вечные загадки человечества, оказывается, те решения, которые мы получили извне, которые добывали до нас другие люди, не годятся для нас. Какой толк говорить нам, что такое любовь, если мы сами не любили? Что будут значить для нас слова о вкусе первого поцелуя, если мы сами еще не целовались? Если нам говорят, что такое ананас, а мы видели его лишь на картинке? Нам нужно попробовать жизнь на свой собственный вкус, иначе жизнь будет для нас пресной. Нам нужно самим решать вопросы, которые ставит перед нами жизнь, и оборотная, психологическая сторона ситуации состоит в том, что, только попытки самостоятельно разобраться в жизненной ситуации - конечно, с помощью всего, что доступно нам, вроде книг, друзей, семинаров, мудрых людей и т. п. - только эти самостоятельные попытки имеют для нас неопровержимую убедительность, достоверность и очевидность, только это входит в нас. И в этом как раз и состоит суть того, что мы все находимся в ситуации, которая называется экзистенциальной. Экзистенциализм - это литературно-философское направление, возникшее на рубеже 19-20 веков. В России писателями-экзистенциалистами считаются, прежде всего, Достоевский и Толстой, которые в центр своих романов вынесли темы жизни человека, того, как в ней разобраться: человека на пороге тайны, человека перед бездной, «тварь ли я дрожащая, или право имею?»; с одной стороны - слеза замученного ребенка, с другой стороны - спасение мира. И каждый сам должен найти ответ на эти вопросы, сам должен принять решение. И это - неустранимая ситуация каждого человека, потому что мы отделены - мы отделены от других людей, мы отделены от мудрости, мы отделены от бога. Это - та ситуация, в которой мы себя застаем. И нам нужно найти ответы, то есть воссоединиться с мудростью, познать мир, познать бога - это происходит, и в этом процессе мы изменяемся. Когда знание входит в нас, мы изменяемся очень сильно, порой радикально, порой то, что было нами, умирает и рождаемся другие мы, намного большие, мудрые, но другие. Это процесс непрерывных изменений и непрерывных смертей, процесс смерти-возрождения, и поэтому для нас этот процесс часто мучителен - старое «я», старая идентичность умирает. Но нет другого способа расти дальше, кроме как сказать «прощай!» своему старому «я» - нужно сделать прыжок, нужно принять вызов, нужно быть героем и героиней. Без этого жизнь невозможна, без этого мы останемся там, где были, и не будет никакого продолжения, не будет никакого познания. Поэтому наша жизнь сама по себе экзистенциальна, каждый человек находится перед этими вопросами, которые он сам должен решить, потому что все решения, сделанные до него, не имеют к нему никакого отношения. И эта неискоренимая ситуация, которую мы называем экзистенциальной, проистекает из основополагающей ситуации человеческой жизни - из нашей ограниченности, из нашей несвободы, из того, что нам нужно расти и постоянно выходить за границы тех представлений, в которых мы живем, за границы общепринятой человеческой жизни. Трансперсональное в буквальном переводе на русский язык означает надличностное. Личностное - это то, что связано с нами, живущими в этом обществе, в это время. Личность - это та психическая структура, которая коррелирует с современным обществом, являясь как бы внутренним отражением того, что происходит в обществе. Недаром К. Марксом личность определяется как ансамбль общественных отношений. Или можно представить личность как перекресток всех коммуникативных, энергетических, жизненных потоков, всех отношений, в которых мы участвуем. И поэтому личность современного западного человека это субъект тех отношений, которые наиболее важны в этом обществе - это свободный рынок, это частная жизнь, частная собственность, демократия. Но когда мы говорим о transpersonal, о надличностном, мы говорим о том, что в глубине, о том, что универсально для всех людей, это все высшие общечеловеческие уровни психического. Трансперсональная психология, в отличие от мейнстрим-психологии, связанной с изучением личностных структур, универсальна. Психология личности меняется от страны к стране, от эпохи к эпохе, а трансперсональная психология более универсальна, это психология глубины. Нельзя сказать, что лучше для жизни, что хуже. Для жизни необходимо знать и ту психологию, и другую. Нужно знать и азы взаимоотношений и те роли, которые мы играем - родителя, ребенка и взрослого, - нужно знать психоанализ, но также нужно кое-что знать и о том мире, который предстанет пред нами, если мы дерзнем идти в глубины самих себя, если мы дерзнем знать больше, чем требуется от нас знать в мире общепринятом. С этим связаны основные движущие силы трансперсональной психотерапии: с пониманием и с осознанным профессиональным использованием того факта, что наши основные проблемы связаны с нашей привязанностью к тем ролям, которые мы играем. Эти роли, которые являются источником нашей эффективности, нашей нормальности в отношении жизни на поверхности, одновременно являются и источником конфликтов, когда в нашей жизни происходит что-то, и мы неотвратимо начинаем расширяться, расти, путешествовать в глубину и т.д. И тогда эти роли являются одним из главных источников проблем, конфликтов, болезней. Ситуация исцеления всегда связана с исследованием ролей, которые мы играем, тех ограничений, в которых мы живем, которые проявляются как минимум трояким образом: в нашем видении (в нашем уме); в том, как движется энергия в нашем теле, в наших блокировках, в нашем дыхании, голосе, движении, всем том, как проявляется наша энергия; в нашем теле, болезнях, симптомах, синдромах и т.д. И для того, чтобы выйти за их рамки, нам нужны достаточно мощные техники, достаточно глубокие знания и достаточно новые понимания природы реальности, природы человека и всего, что связано с человеческим миром, темой здоровья и болезни, с нашими основополагающими жизненными ситуациями. |
В избранное | ||