Синтез. (Обобщённое значение карты.) Из книги Хайо Банцхафа "Основы Таро":
Эфир, пятая стихия, возвышает нас над планом земных данностей, над обыденной жизнью, придавая ей ценность. В то же время он стимулирует нас на постоянный поиск смысла жизни и истинной, глубинной ценности события. Так возникает уверенность, что ты - частица некоей высшей структуры, хоть эту уверенность и трудно обосновать
рациональными доводами. Именно на это указывает пятиконечная звезда лучом вверх, символ человека. Она включает в себя пятиугольник, в котором опять-таки находится пятиконечная звезда, что, в свою очередь, символизирует функцию человека как частицы Космоса. Жрец олицетворяет духовный план веры, план субъективного, в отличие от объективности Императора (IV). Он - астролог, тогда как Император - всего лишь астроном. Знак, который он делает рукой (в отличие от вытянутой руки Дьявола, XV), показывает, что на
свете есть больше вещей, чем нам известно. Это и есть та квинтэссенция всего видимого и данного, о которой он хочет сообщить своим жестом. Таким образом, вся карта в целом символизирует все большее проникновение в суть вещей, чувство веры и защищенности, возникающее благодаря знанию.
История. (Пример из литературы или из жизни, помогающие лучше понять, "почувствовать" смысл данной карты.) Из книги Хайо Банцхафа "Основы Таро": "Один весьма
набожный дервиш брел как-то по берегу реки, погруженный в свои мысли. Вдруг до него донесся громкий крик - кто-то распевал дервишескую молитву: у-йа-ху! "Так не годится", - подумал наш дервиш. - "Он поет неправильно. Надо петь: йа-ху!" И, будучи добросовестным адептом, счел себя обязанным объяснить незадачливому собрату, как нужно петь правильно. Наняв лодку, он перебрался на остров, откуда раздавалась молитва. На острове стояла хижина, а в ней сидел человек в дервишеской одежде
и, раскачиваясь, пел свою молитву. - Друг мой, - обратился к нему дер виш. - Ты поешь неправильно, и мой долг предупредить тебя об этом. Петь надо вот как. И показал, как надо. - Спасибо, - смиренно поклонился другой, и первый дервиш направился обратно к лодке. Он возвращался с чувством исполненного долга: недаром говорится, что знающий правильную молитву сумеет и по воде пройти аки посуху. Не успел он высадиться на берег, как с острова снова донеслось: у-йа-ху! И задумался наш дервиш над косностью
человеческой натуры. И вновь его отвлекли от размышлений: он увидел, как из хижины на острове вышел тот, другой дервиш и пошел к нему по воде аки посуху! И пока он стоял и смотрел вне себя от удивления, тот подошел ближе и сказал: - Прости, брат мой, что досаждаю тебе еще раз, но память у меня плохая, поэтому прошу тебя: повтори, как нужно правильно молиться!"
Метафизическая интерпретация. Из книги "Таро. Теория и практика" под ред. Костенко: В
величественной позе церковного иерарха восседает облаченный в одеяние праведника Иерофант. Он символизирует внедряемые в массы стандартные, традиционные учения и практику. Нам же, подобно коленопреклоненным монахам, надлежит лишь безоговорочно верить его освященным традицией речам и законам, и ничего более.
Здесь нашему взору вновь предстает сотканная учеными Таро загадочная завеса, которую предстоит раскрыть. Проще всего было бы принять эту карту такой, как она есть, не вникая в ее глубинное
значение. Однако Иерофант в равной мере указывает и на обитающего в нашей душе учителя, на то внутреннее вдохновенное чувство или наставление, осеняющее время от времени каждого из нас, когда в смятенной душе воцаряется покой и приходит умение слушать и внимать.
Одежды Иерофанта горят красно-оранжевыми тонами, присущими Тельцу. Сочетание символа быка со значением Иерофанта наводит на весьма глубокие размышления. Телец обычно ассоциируется с голосом земных благ и сильной материалистической привязанностью
к ним. Отсюда и тонкое умозаключение: усматриваем ли мы Слово Божие в вызывающей роскоши церковных украшений и многословных проповедей, то есть в традиции, предназначенной для доверчивых простаков, или же для общения с нашей сокровенной духовной сущностью мы с помощью интуиции углубляемся в тайники души, в которых и обретаем Бога?
Слово иерофант означает "верховный жрец"; он символизирует духовный авторитет и различные школы религиозной мысли. Его безраздельная власть символизируется
замысловатой короной и скипетром в руке. Три яруса короны, равно как и три перекладины скипетра венчает четвертый, несколько меньший по величине символ. Все вместе они символизируют четыре мира, или уровня творения, власть над которыми он обрел в облике Императора. Этой карте присвоено число V (5), число перемен. В ней наше внимание переключается с присущего Императору рассудочного мышления и мира внешнего на внутренний мир духовности. Стихарь одного из коленопреклоненных монахов украшен лилиями, указывая
на то, что к стопам Иерофанта его поверг духовный идеализм. Вытканные на одеждах другого монаха розы наводят на мысль о том, что к трону учителя за руководством и наставлениями его привела любовь к людям. Иерофант представляет учителя или же того, кто выступает в роли Папы, гуру, священника, проповедника или раввина. Это еще и тот наш внутренний духовный учитель, которого мы порой воспринимаем как наставника, порой — как Высшее "Я", совесть или ангела-хранителя. С этим добрым советчиком мы контактируем
с помощью интуитивных подсознательных качеств Верховной Жрицы (их символ — серебряный ключ), что в свою очередь ведет к раскрытию сверхсознания (символизируемого золотым ключом). Примечание: в некоторых колодах бывает трудно различать серебряный и золотой цвета.