Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Ресурс для позитивных изменений" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Танатотерапия
Уважаемый подписчик,
Второй и последующие выпуски рассылки сохраняют рубрикацию первого выпуска. В конце рассылки мы посчитали интересным включить рабочий фрагмент готовящегося к публикации текста «10 плюс 1 метода тотального расслабления». За основу данной работы взята готовящаяся к публикации книга Джанни Каматтари «10 методов расслабления». Почему «10 плюс 1»? Дело в том, что данная книга выйдет не только с нашими комментариями, но и, даже, с возражениями по многим позициям автора (например, положениям рук во время расслабления, энергичного выхода из релаксации и многого-многого другого). Спасибо! В.Баскаков Заходите на наш сайт www.thanatotherapy.ru пишите на e-mail vbaskakov@yahoo.com Рассылка №2 ХРЕСТОМАТИЯ по ТАНАТОТЕРАПИИ (подбор текстов данного раздела соответствует глубине и специфике подготовки специалиста-танатотерапевта) ЗАПАХИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Г. Кабакова Запах смерти *. Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О. Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 664 с. Мне уже доводилось писать о восприятии запахов в русской традиционной культуре , причем отправной точкой служил этнолингвистический материал из Полесья, дополненный данными, почерпнутыми из других восточнославянских традиций. В данной публикации рассматривается запах как атрибут смерти и один из маркирующих признаков «того» света. Человек ничем не пахнет до тех пор, пока остается в «своей» среде; лишь болезни да скрытые пороки проявляются через дурные запахи. Упоминание о неприятном запахе, кроме того, встречается в описании «чужого»: человека иной нации, культуры, иного социального происхождения. В эту же категорию «чужих» могут попасть люди, вызывающие антипатию и в силу иных причин, например, богохульники, лжецы, матерщинники . Особый запах появляется у человека с возрастом. Так, о стариках на Русском Севере говорят, что они «пахнут старостью». Возникший (или приписываемый человеку) запах – первое предвестие смерти. Отсюда и своеобразный образчик полесского «замогильного юмора»: Будом воняць – закопаюць» (бел.) . Новый дурной запах, приписываемый старикам, - своеобразная форма отторжения. «Падальшы фсё ванелых людей: как грипп стухнет у леси, так ы люди ванеют» (псков.) . О дряхлом человеке, приблизившемся к концу жизненного пути, говорят, что он «трупом пахнэ» . Среди запахов, упоминаемых в соответствующей фразеологии, чаще всего упоминается запах земли. Про глубокого старика говорят, что «он пахнет землей» (бел., волын., брянск.) или «от него пахнет землей», что неудивительно, ведь именно в ней он вскоре обретет последнее пристанище. Земля как бы проникает в человеческое тело самым материальным образом, а не только посредством запаха. Недаром говорят, что из стариков «песок сыпется». Она как бы проступает наружу, меняя цвет лица и весь облик: «Если земля выступила на лице – [человек] умрет» (костром.). Про потемневшее, почерневшее лицо умирающего говорят, что его «землей заметало» (перм.) или что оно «землей подернулось» (тобол.) . Земля, проникшая в тело, не обязательно признак старости, зато она всегда предвещает скорую кончину. По материалам из белорусского Полесья, «если ребенок тяжел на подъем, он долго не проживет, так как в нем больше земли, чем тела, а земля в землю и тянет» ; ср. также русское поверье из Пошехонья: «Если ребенок растет пухлым и нежным, то говорят, что его нежит земля. Тоже умрет» . Тема притяжения земли – сквозная в рассказах о смерти. Как рассказывала одна информантка-баптистка из с. Речица Ратновского р-на Волынской обл., про человека, который скоро умрет, здесь говорят: «Однэю ногою в вичносты, а другэю ше на земли». «У нас кажуть, людына – як уже умырае – просыцца на землю, шоб положылы. Его земля прытягуе. Як положы на землю, може легшее будэ. Тягне до земли, переходы до вичносты. Ох, вичность, вичность, каже, выбырай: або пэкло, або рай. Е две вичносты, трэба выбрат: одна радосна, а другая мучытельная. Выбраты за жызнью на земли: пока ты в живых» (запись автора, 1997 г.). Земля притягивает, манит как суженая. (Исследователи уже не раз обращали внимание на брачные мотивы темы в смерти.) Влечет она и воздействием на обоняние того, кто скоро придет в ее объятия или, как говорят белорусы-полещуки, «ажаницца з магилаю, з сырою землею». Она издает соблазнительные, аппетитные запахи, которые может воспринять, «услышать» лишь ее избранник. В Полесье говорят: «Пахтыть (пахнет) ему зэмля. Ужэ мни самому зэмля пахтыть. [Мне] зэмля обаранком пахтыть» (с. Засимы Кобринского р-на Брестской обл., Полесский архив Института славяноведения РАН (далее – ПА), 1985 г.). Ср.: «Иван був з тых людэй, шчо, як кажуть, ему земля яблыками пахне, старый горбатэнький» (с. Бобрик Пинского р-на Брестской обл.) . Страх перед запахом смерти – одна из основных универсалий человечества, поэтому организация похорон подчиняется строгой «обонятельной» регламентации. Длительность срока пребывания покойника в доме зависит от того, как долго не появляются первые признаки разложения. «[У вас хоронят на второй день?] – То як холодно, то подождуть [приезда родных], а так-от сутки полежила, уже зворошили, уже воняе по хатэ» (с. Речица, запись автора, 1997 г.). Запах смерти пытаются скрыть с помощью засушенных пахучих трав, цветов, которые были освящены в церкви на Троицу или на Спаса: «Е такэ Зэлэны света, мы идом до цэркви на Зэлэны света мы нэсэм зилле з лиса сватым, а на Спаса – то с городу цвиты: мак, цвиты – всяке таке зилле. И коли корова тэлетко мае, то мы даем Трошки того свячэного, и колы умрэ, то надо е под голову, по цэлый труни покласты, и подушку шыем с того зилля… Зилля, шо сватять, у лиси на Зэлэни свята збыралы. Кадыло – Билым цвитом цвитэ, як мьята пахнэ» (с. Красностав Владимир-Волынского р-на Волынской обл., ПА. 1986 г.). Среди других трав упоминают мяту, «пахучую лэпэху». Выбор способа транспортировки тела подчиняется той же необходимости – избежать распространения зловония. Особенно отчетливо эта озабоченность прописана в карпатском похоронном ритуале. П. Г. Богатырев показывает, сколь разнообразны аргументы, с помощью которых местные крестьяне объясняли, почему вол более подходящее животное для перевозки покойника, чем лошадь. Возможно, истинная причина такого выбора – материальная престижность вола как гужевого транспорта: вол стоил намного дороже коня. Но этот социальный аспект далеко не всегда выдвигался на первый план. Информанты скорее предпочитали говорить о практической и о символической стороне дела: «Нехорошо везти покойников на кладбище, как евреев. Лошадь – нечистое животное. Вол – самое чистое животное»; «У лошади – нет дыхания (не маε дыханiε), она не верит в Бога. Вот почему покойников возят не на лошадях, а на волах, и не на телеге, а на санях. Волов нельзя запрячь в телегу, нет такой упряжки»; «Чтобы везти покойника на кладбище, нельзя запрягать лошадей, надо только волов. Это закон. На лошадях возят только евреев, а для русинов нужны волы. Только евреев возят на телегах. А русина нельзя так везти на кладбище, потому что его тело растрясется и начнет смердить» . Но карпатская обонятельная тема этим не исчерпывается. Объясняя, почему волы предпочтительнее лошадей, русины ссылаются на «обонятельные пристрастия» смерти. Оказывается, смерть не любит лошадиного запаха . Данное поверье требует этнографического комментария. Отвращение смерти к лошадиному запаху вполне закономерно, поскольку вообще на Украине отношение к лошади достаточно презрительное. Ее гужевые качества не вызывают сомнений, но лошадь – животное нечистое, ее мясо несъедобно. На этот счет существует этиологическая легенда, которая объясняет происхождение запрета на употребление конины. Когда Христос воскрес, он убежал от своих мучителей и спрятался в яслях. Животные по-разному отреагировали на его появление: куры и кони разгребали сено и тем самым выдавали Спасителя, в то время как коровы и быки зарывали его поглубже. За это предательство Господь наделил лошадь вонючим потом и запретил христианам есть ее мясо, как он запретил есть и куриные ножки. Зато христиане могут с чистой совестью есть говядину (чернигов.) . Запаху смерти приписывается разрушительная сила, которая опасна не только для ближайшего окружения покойника, но и для всего сообщества. Запах смерти заразителен. В Полесье считают, что пока в деревне лежит непогребенный мертвец, женщины стараются не варить обед, иначе он тоже будет пахнуть трупом. Страдают от смрада и сады, которые червивеют, «бо мерц’е везут’ откритого» (с. Олтуш Малоритского р-на Брестской обл.) . По возвращении с кладбища семья занимается очищением дома от следов пребывания покойника. Если запах первым оповестил о приближении смерти, то он же последним покидает дом. У русских в первый после похорон день принято мыть пол, чтобы «не пахло покойником» (Ильинский и Шуйский уезды Владимирской губ.) . Дух покойного изгоняют из дома и с помощью «сакральных» запахов: ладана, воска: «Шчоб покойнык нэ ходыл, трэба палыты в хати воском, пахнэ мэдом и пэрэстайе ходыты» (с. Забужье Любомльского р-на Волынской обл., ПА, 1987 г.). Но не менее эффективными оказываются запахи, принадлежащие к другому регистру: не к сакральной сфере, а к сфере бытовой. Как известно, в народной традиции существовал ряд способов справиться с тоской по умершему. Хорошо известны разного рода действия, связанные с заглядыванием в печь или в дежу (квашню). Но тоску можно победить и с помощью запахов – например, запаха хлебной закваски, которая всегда остается в деже: «Из дзежи квасу панюхай, як кто муцно плачэ, коб забуваўса худко. Добре, ка, нюхай да панюхаў да стаў забуваца» (с. Жаховичи Мозырского р-на Гомельской обл. ПА, 1983 г.). Еще более показателен способ, при котором средством борьбы со смертью, с тоской по покойному выступает нормальный человеческий запах – запах пота: «Возьми таково свово пота, да понюхай его» (с. Любязь Любешовского р-на Волынской обл. ПА, 1985 г.). К сожалению, из этой записи трудно понять, как именно нужно нюхать свой пот. Важно подчеркнуть, что о запахе пота, самом естественном для человека запахе, и о самом поте мало что известно. Возникает впечатление, что пот вообще никак не воспринимается культурой, кроме тех случаев, когда он оказывается «неуместным»: например, считается, что хороший запах младенца возникает лишь в результате крещения, а до того он пахнет потом (смолен., костром.). До сих пор мы рассматривали «стандартную» ситуацию смерти. Но в христианской культуре посмертный запах может выступать как смыслоразличительный признак. Смерть проливает истинный свет на прожитую жизнь. Аромат, исходящий от покойного, означает, что он достойно прожил жизнь: «Почиша (мученики) бо в мирЂ, и гроби ихъ фимияномъ мирисають, и мощи ихъ цвЂтуть, яко благоуханный цвЂть» . Аромат источают святые мощи и много лет спустя. Приведем только два примера. «Через десять лет, когда хоронили одного из ее (Юлиании Лазаревской, XVI в.) сыновей у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее наполненной какой-то жидкостью, похожей на миро. Больные, мазавшиеся этой жидкостью, начинали чувствовать себя лучше, а некоторые из них совсем исцелились» . Благоухание подчас начинает источаться в момент перенесения мощей, как о том рассказано в «Указе святого Синода от 31.5.1727 о мощах Варлаама Керетского»: «…а благоухание де тогда в часовне никакова от мощей ей не было, а как оныя его мощи из земли вынули и внесли в церковь великомученика Георгия, а из церкви в алтарь, и оный де иеромонах Иона с десятским досматривали, и тогда де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно де тому, аки бы от росного ладону дым, и тогда де он, священник Василий и дьячек Игнатий, сказывали и говорили оному иеромонаху Ионе: исходит де от мощей преподобного благоухание, и он де иеромонах им говорил: исходит де от горна дым, а не благоухание». Несмотря на это, архиепископ приказал выкопать яму, положить мощи в раку, возвести своды и заклепать землю, а также устраивать панихиды в приличествующие дни . Как благоухание служит знаком праведности и бессмертия, так и смрад обличает греховность. Гибель великих грешников, сопровождаемая страшным «злосмрадием», способна вызвать гнев стихий и привести к природным катаклизмам: так случилось, когда тело убитого Лжедмитрия не было предано земле, а было выставлено «на позорище»: «Сама земля возгнушилась, и звЂри и птицы такового сквернаго тЂла гнушалися и не терзали… Земля возгнушалася на себЂ держати проклятаго и мерскаго трупа и воздухъ отвратишася, съ небесе дождя на землю не сотвориша, земля плода своего, дондеже тот проклятый трупъ лежаше, и солнце не возсiя смрада ради трупа того, и всеплодiе исякло и поиде смрадъ не всеплодiе и отъять Господь тука пшенична и гроздiе, дондеже не исчезе трупъ его» . Обращаясь к этнографическим источникам, более близким к нам по времени, мы находим те же представления. Люди, которые при жизни предавались такому нечистому занятию, как колдовство, разлагаются, как считают, быстрее, чем обычные покойники: «Который знае, вин разбрыкае [разлагается], ротом тэчэ» (с. Рясно Емильчинского р-на Житомирской обл. ПА, 1981 г.). Посмертное существование колдунов подстать их земной жизни и совершенным грехам: «Чародеи все изыдут в диавольский смрад» , т.е. попадут в ад. «Тамо же смрад паче всякаго смрада», - говорится в древнерусском «Луцидариусе». Точно так же праведники попадут в благоуханный рай (ср. в украинской песне: «…в Божим раi / дзвенять водо-граi / I пахнуть медови сади»). «Нечистые» покойники долго угрожают покою живых. У В. Н. Добровольского находим рассказ, показывающий связь дурного запаха с дурным занятием. Один крестьянин отрубил голову своей жене, посчитав ее ведьмой, вместе с сыном разрубил тело на кусочки и сжег в поле. От тела на всю округу разнесся страшный смрад: «Хто такого смуроду набраўся, на век видьмаком астаўся» . Вонь, таким образом, не только выявляет греховную сущность человека, но и сама оказывается разносчиком греха. Это в некотором смысле инобытие духа, продолжение жизни в иной форме – одна из постоянных тем украинских этиологических легенд. В текстах этого жанра, умирая, человек не исчезает бесследно, а превращается в растение. И по запаху, который источает новое растение, судят о том, каким человек был при жизни. Весьма почитаемый украинцами базилик (васильок) вырос на том месте, где умер святой человек – Василий Блаженный. Поэтому растение пахнет одновременно и трупом, и ладаном . Чеснок вырос из зубов колдуньи, табак – на могиле распутной женщины. Но в народной космогонии запах некоторых растений может быть и благоприобретенным: трупный запах бузины объясняется тем, что Иуда положил конец своим дням, повесившись на этом кустарнике. И, наконец, последний аспект затронутой «ароматической» темы. Если «правильные» покойники по истечении года утрачивают свою индивидуальность и закономерно переходят в разряд предков, то покойники «неправильные» становятся нечистой силой, в неурочное время вторгающейся в пространство живых. Среди многочисленных способов защиты от этих «нежелательных» духов важную роль играют растения с сильным, резким запахом. Окуривания ладаном и асафетидой, растением с сильным чесночным запахом (укр. сафатина, рус. дурной дух, пол. smròdzieniec), помогают от ведьм. У гуцулов асафетидой кадят в стойле, под выменем коров, у белорусов с ее помощью распознают колдуна: кто не выдержит запаха асафетиды и выбежит из дома, тот знается с нечистым. Пахучие растения амбивалентны: с одной стороны, они защищают от нечистой силы; с другой – способны ее приманить. На Русалчын Велыкдень (четверг на Троицкой неделе) русалка выпытывает у своей потенциальной жертвы, какое растение та держит в руках: мята и петрушка обостряют ее сексуальный аппетит, полынь обращает в бегство (укр., полтав.); ср. формулу, упоминающую растения-апотропеи: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!» (житомир.) . Точно так же одно лишь название чеснока, произнесенное вслух, способно прогнать лешего (рус.), ср. русскую апотропейную формулу: «Чеснок тебе под язык». Чеснок предупреждает гуцула: «Не лупи мене до живого, то я тi збавлю вiд усього злого» . Как утверждает русская пословица, «хрен да редька, лук да капуста лихого не пропустят». Запахи, таким образом, выступают как важный канал общения человека с потусторонним миром: с их помощью он узнает о своей скорой кончине, но в то же время с помощью «своих» домашних запахов человек может защититься от смерти и ее нежелательных посланцев. ИНТЕРКЛАСС (включает наиболее достойные к публикации курсовые и дипломные работы участников долгосрочных обучающих программ Института) МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТАНАТОТЕРАПИИ Курсовая работа Тема: «СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ МОТОДА ТАНАТОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ» Студент: Титова Наталья Александровна Научный руководитель: Директор Института танатотерапии, координатор Международной программы «Культура тела», Президент Российской Ассоциации телесных психотерапевтов В.Ю. Баскаков Москва, 2005г. Первый опыт применения мною метода Танатотерапии относится к 1995 г. В этом году я прошла базовый уровень подготовки у В.Ю. Баскакова в г. Москва. Как-то само собой получилось, что сначала основными клиентами стали семейные пары, ожидающие ребенка. В 1995 году метод Танатотерапии давался Баскаковым в контексте телесно-ориентированной терапии, и я, незагруженная чрезмерной ответственностью за семантическую и смысловую нагрузку метода, смело применяла его в работе с беременными. Тем более, что результаты превзошли все ожидания. Существенным положительным фактором было наличие в городе молодого, смелого и способного врача-гинеколога, который после первых положительных результатов, стал направлять «проблемных мамочек» ко мне на консультацию. Со временем круг клиентов расширился, и люди стали обращаться с самыми разнообразными проблемами. Интересно, что, несмотря на небольшой опыт работы, не было ни одного недовольного результатами сеанса. Со временем, в результате накопленного опыта, приходило ощущение более полного понимания и принятия процедуры танатотерапии. Предлагаю описание нескольких случаев применения Танатотерапии. 1. Клиентка Л. 27 лет. Хроническое «невынашивание» плода. Самопроизвольное прерывание беременности наступает на сроке 26-28 недель. В анамнезе 4 выкидыша. Актуальная психодиагностика выявила тенденцию к проявлению акцентуации характера по эмотивному типу и повышенный уровень тревожности. Кроме того, Л., часто оступалась, имела постоянные ушибы ног и подвывих голеностопного сустава. Ко мне Л. пришла с диагнозом угроза прерывания беременности на сроке 25 недель, смещение плаценты вниз. Жалобы на ноющие, тянущие боли в низу живота. Страх опять потерять ребенка. Страх перед очередным выскабливанием. Недоверие к официальной медицине. От госпитализации отказалась. После первого сеанса Танатотерапии улучшилось общее самочувствие, исчезли боли в животе, Л. стала спокойнее. Сеансы Танатотерапии проводились в течение 3-х недель с интервалом 3 дня. После сеансов Л. всегда чувствовала себя хорошо, отмечала необыкновенную легкость в теле, «как будто внутри воздушный шарик». Боли в животе не возвращались, эмоциональный фон стабильный. Страх перед родами прошел. Появилась уверенность в походке, прошли синяки на ногах. Ультразвуковое обследование на сроке 29 недель показало отсутствие угрозы прерывания беременности, плацента поднялась! до уровня нормы. Перед родами еще 4 раза проходила сеансы Танатотерапии. Роды прошли без осложнений, мальчику уже 9 лет. 2. Клиентка С. 33 года. Хроническая сердечная недостаточность, периодические приступы тахикардии. В анамнезе потеря ребенка во время родов на сроке 32 недели. Ко мне пришла с мужем на сроке беременности 20 недель с повышенной отечностью, одышкой, с нежеланием идти к врачам, «мы ждем от них поддержки, а они только пугают», «…а первого малыша нашего угробили». Врачи с неодобрением относились к повторной беременности, «озадачивали» неутешительными прогнозами. Кроме работы методом Танатотерапии применялись приемы парной работы на установление контакта со своим телом, телом партнера и будущим ребенком. Супруги осваивали дыхательные техники, специальную гимнастику для беременных. С. прошла 12 сеансов Танатотерапии. В ходе занятий отечность и одышка прошли, после 3 сеансов исчезли приступы тахикардии, вплоть до родов не было ни одного приступа. Появилась уверенность в своих силах. Вместе с тем нежелание общаться с врачами приобрело категоричную форму и выразилось в решении рожать дома, несмотря на все разумные доводы. На сроке 39 недель прошли роды в домашних условиях, в ходе которых на «потужном» периоде был приступ незначительной тахикардии, который быстро прошел без медикаментозного вмешательства. Ребенок родился здоровым. Мальчик. Роды курировал врач-гениколог. 3. Клиентка Т. 25 лет. Замужем 4 года, беременность не наступала. Диагноз: бесплодие 1. В ходе беседы выявилась неуверенность в своем желании иметь ребенка именно от этого мужчины. В ходе танатотерапевтических сеансов произошло осознание и принятие себя как женщины-матери, улучшились отношения с мужем. Т. стала лучше его понимать, научилась быть терпимее. После четвертого сеанса наступила беременность. Анализируя результаты применения методов Танатотерапии в работе с проблемами бесплодия и беременными женщинами, можно предположить, что метод достаточно эффективен, активно принимается женщинами и вызывает исключительно положительные эмоции. В контексте работы с такими женщинами, не очень ясен и корректен для меня вопрос «озвучивания» названия метода, в котором присутствует упоминание о смерти, при том, что мы имеем дело с зарождением новой жизни. Речь не идет о продвинутых клиентках, которые за долго до наступления беременности знали о методе. С ними работа проводилась заранее, им была понятна сущность метода, и они не испытывали традиционного страха перед названием метода и перед словом «смерть». Поэтому при работе с «неподготовленными» беременными женщинами я ограничивалась тем, что обозначала метод Танатотерапии, как одно из направлений телесно-ориентированной терапии. На мой взгляд, такая ситуация, - это результат не только отношения людей к процессам жизни и смерти, но и не достаточно проводимой просветительской и разъяснительной работы в СМИ о методе Танатотерапии и результатах ее применения, в том числе и при работе с проблемами материнства. 4. Клиентка В.И. 55 лет. Застарелый остеохондроз шейного позвонка. На протяжении многих лет не может поворачивать шею. На зов поворачивается всем корпусом. Проведен курс Танатотерапии (14 сеансов). Общее самочувствие значительно улучшилось, нормализовался сон. Увеличилась подвижность позвоночника. Шея довольно легко поворачивается влево и вправо до уровня линии плеча. Ремиссия почти 10 лет. 5. Клиентка И. 44 года. Впервые обратилась в 1997 г. тогда она начинала заниматься сетевым маркетингом, только что потеряла мужа в автомобильной катастрофе. Муж полгода пролежал в коме, прежде чем умер. За это время, вследствие чрезвычайно подвижной нервной системы, высокого порога эмоциональной восприимчивости и чувствительности, у нее установился «духовный контакт» с умирающим мужем, она разговаривала с ним во сне, он во сне обращался к ней с различными просьбами (в частности об организации приближающихся похорон). После смерти общение с мужем продолжалось, приобретая постепенно все более мистическую окраску (с таинственными предсказаниями, совпадениями, встречами и т.д.). У И. появилось желание обучаться на экстрасенса, обозначилась некоторая «обрядовость» поведения, тенденция ухода от реальной жизни. С ней оставался сын подросткового возраста. После первого сеанса Танатотерапии к ней во сне пришел муж, попрощался и сказал, что теперь может уйти совсем спокойно. В ходе последующих занятий у клиентки стабилизировалось состояние, моменты «ясновидения» стали проявляться реже и перестали быть актуальными. Она вспомнила о сыне, стала уделять ему больше внимания, записалась на шейпинг, поменяла прическу, занялась бизнесом. Через год встретила мужчину (в точности с предсказаниями умершего мужа), вдовца, с которым живут счастливо уже 6 лет. Она увлекается вопросами психологии, применяет полученные знания в своем, довольно успешном, бизнесе, с удовольствием участвует в психологических тренинга. Достаточно адекватна и объективна. Практика применения метода Танатотерапии с различными клиентами показывает, что грамотно проведенная сессия помогает аккуратно, безболезненно, корректно и достаточно эффективно решать достаточно широкий спектр проблем. Самому методу, на мой взгляд, необходимы специалисты-проводники, которые смогут донести идеи метода и его возможности до более широкого круга людей, нуждающихся в психологической и врачебной помощи Джанни Каматтари 10+1 методов расслабления Полное расслабление. 10+1 современных и адаптированных техник расслабления Введение. Жизнь человека происходит (разворачивается) в периодически повторяющихся фазах: Расслабление, Тревожность, Напряжение (напряженность), Действие. Эти фазы соответствуют четырем основным цветам: Синий, Зеленый, Красный, Желтый. Расслабление: синяя фаза, необходимая человеку для восстановления. Без расслабления человек весьма скоро прекратил бы свое существование из-за истощения. На закате солнца сама природа придает человеку чувство (ощущение) усталости, и нарастает желание отдохнуть. Таким образом, человек вынужден предаться желанному восстановительному сну. Тревожность: зеленая фаза бдительности, крутого подъема, ожидания, что природа подскажет нам, как приспособиться к окружающей обстановке, в которой нам приходится жить, и защититься от грозящих опасностей. Напряженность: красная фаза, необходимая для мобилизации всего организма ввиду предстоящего действия. В то время, как тревога воздействует на ментальный уровень, напряжение действует на уровне физическом. Действие: желтая фаза освободительной активности по завершении тревожности и напряжения. Природа сама подталкивает организм к расслаблению и энергетической подзарядке. После чего цикл возобновляется, потому что едва индивид (особь) восстановился, он сразу чувствует необходимость обратить внимание на окружение, чтобы главенствовать, сохранить и распространить свой род. Все эти четыре фазы равнозначно важны и необходимы для существования человека; фазы должны гармонично следовать друг за другом. Индивид, который противостоит подсказкам природы и запаздывает в одной из фаз, провоцирует этим самым искажение (деформацию) своего биопсихологического равновесия. Современное общество, нацеленное на потребление, успех, деньги, подталкивает (вынуждает) индивида преимущественно к состояниям тревоги, напряжения и действия и к уменьшению фазы расслабления. Укорачивается время сна. Зачастую слышны жалобы, что «приходится спать целую треть жизни». Ведь человек не задумывается над тем, что предназначенное для отдыха время имеет то же самое значение и пользу, что и фаза активности; более того, второе не может реализоваться без первого. Современный цивилизованный человек страдает от дефицита (потери) энергии. Особенно эмоциональные конфликты истощают наши энергорезервы. Отдохнувший человек всегда знает, когда может войти в состояние напряжения, а когда нет, когда он готов беспокоиться, а когда лучше не придавать значения (чему-либо). В этом случае индивид экономит свою энергию. Но находящийся в состоянии стресса, утомленный, возбужденный и беспокойный, он не сможет упорядочить состояние своей души и всегда живет под угрозой нависших или грозящих опасностей, т.е. он остается в постоянной фазе тревожности, подвергает стрессу свой организм, поддерживая его в состоянии напряжения, которое не находит разрядки в освобождающей активности. В этом случае ему не хватает умственных усилий для организации и направления своей энергии, стремящейся рассеяться (распространиться) в виде настороженности и враждебности; следовательно, необходимо вернуться к природным циклам и научиться расслабляться. Нервное напряжение. Наш первобытный предок при виде льва напрягался, решая убежать или противостоять. Однажды, пережив опасность, он расслаблялся, отдыхал, восстанавливал свои силы. Сегодня человек всегда находится под угрозой «нападения льва»: начальника, семьи, учреждения, поставщиков, учебы, документации и т.д., поэтому никогда не находит достаточного времени для отдыха (релаксации). Примитивный предок, уставший после длительной охоты, отдыхал в пещере, окруженный заботами жены и детей. Сегодня многие из нас ежедневно сражаясь на рабочем месте, возвращаясь домой, не находят уютного очага для отдыха и восстановления, и продолжают противостоять повседневным проблемам. В таких условиях мышечный тонус всегда в напряжении, расстраиваются эндокринная система и нервная проводимость. Каждый телесный отдел стремится разобщиться с соседним и не может более реагировать согласованно. Возникают нервные тики и мышечные зажимы (блоки) в плечах, горле, спине, бедрах или в суставах конечностей. Даже внутренние органы, питаемые неправильным (ошибочным) способом начинают подавать сигналы о дискомфорте (неудобстве): гастрит, колит, желудочные спазмы, менструальные боли у женщин, сексуальные затруднения, дисфункции (расстройства) печени и желчного пузыря, почечные колики, затрудненное дыхание, расстройство сердечного ритма и т.д. Вследствие этого появляются и нарастают психические расстройства, беспокойство, страхи, навязчивые идеи, ночные кошмары, бессонница, перевозбуждение, неудовлетворенность (фрустрация), подавленность (депрессия). Беспокойство происходит всякий раз, когда мы наталкиваемся на опасность. Возникает необходимость принятия решения. Однако зачастую наш современник не может решиться в выборе между приятием или отказом и продолжает находиться в тревоге. Представим себе первобытного человека. Вот он возвращается в пещеру, где его ждет семья; по дороге он наталкивается на льва и вынужден остановиться. Надо принять решение: или противостоять льву или вернуться назад и искать другую дорогу или ждать, когда лев удалится. Если бы у предка была психология современника, нервного от стресса, как бы он поступил в этой затруднительной ситуации? Возможно, он начал бы плакаться (жаловаться): «Вот, досада, именно со мной это приключилось, кругом столько места, а он встал именно здесь, неужели не понимает, что это дорога, нет бы чуть подальше (в стороне)…» Вот так он кипятился бы, теряя время, вместо того, чтобы принять решение и действовать. В наше время человек обычно выбирает поведенческую позицию, неподходящую (неадекватную) ситуации: вместо противостояния «льву» и выбросу агрессивности, он накапливает агрессию внутри себя и разрушает свое психическое равновесие и, как следствие, свои внутренние органы. Понаблюдаем за теми, кто всегда торопится и не находит выхода из состояния беспокойства. Можно заметить мышечные судороги в разных частях тела. Известно, что такие сокращения способствуют сбросу энергии. Каждое движение требует определенного количества энергии, соответственно сложившимся обстоятельствам. Это, так называемая, «критическая масса», необходимая для выполнения эффективного (результативного) действия. «Критическая масса» энергии имеет два предела: высший и низший, за рамками которых действие всегда становится затруднительным, вплоть до бесполезности и неудовлетворенности. Если мышечная энергия при ее мобилизации превышает (превосходит) «критический порог», то действие приводит индивида к противоположному от желаемого результату. Студент, готовящийся к экзамену в состоянии возбуждения, т.е. использующий количество энергии непропорционально последующему результату, частенько «проваливается» на экзамене или сдает его весьма неудовлетворительно. Необходимо учесть, что как избыток (излишек), так и недостаток задействованной энергии, могут помешать достижению цели или сделать его затруднительным. Все события, приносящие физические или духовные (моральные) страдания, могут спровоцировать стресс и нервное перенапряжение. К тому же избыток последнего является причиной мышечной блокады, делая мышцы неэластичными и болезненными. Такое состояние можно определить методом пальпации, т.е. нажатием пальцами на мышцы и их растяжкой. Это состояние затвердения мышц может стать привычным, мешая любому движению и даже отдыху. Техники расслабления рассчитаны на проведение нервных импульсов в диапазоне необходимого количества энергии для гармоничного и результативного совершения действия. Нервно-мышечная система. Часто люди жалуются на смещение позвонка, болезненную мышцу, напряженный желудочно-кишечный тракт. Ответ на все эти жалобы находим в нашей психике, в образе жизни. Кости человеческого тела связаны (сцеплены) (прилегают друг к другу, сочленены) согласно природной конструкции. Сами по себе они неподвижны, а после внешнего воздействия кости стремятся к возврату в надлежащую позицию. Благодаря сокращению и растяжению мышечных волокон, мы можем привести в движение наши члены. Мускулы, как бы «приклеены» к костям, и каждая деформация мускула приводит к перемещению прикрепленной кости. Мускулы приходят в напряженное состояние в случае защиты или нападения. Когда человеку угрожает опасность, мышцы сокращаются и готовы распрямиться как пружины. Даже когда мы готовы защититься от внешних и\или внутренних вмешательств, наши мышцы сокращаются для уменьшения нервной проводимости во избежание болевых ощущений. Всем известно, что в кресле у зубного пациент невольно сжимает руки в кулаки, стараясь уменьшить чувствительность и страдание. Но если мышцы деформируются для действия или защиты, что ими движет или кто отдает приказы? Каждый, даже самый маленький мускул связан с нервом, который и передает команду возбуждения или расслабления. В случае болевого воздействия нервная реакция приводит к противодействию, в момент наслаждения происходит расслабление. Чем более мышцы расслаблены, тем активнее циркулирует кровь в капиллярах, тем лучше насыщаются клетки, тем больше шлаков (продуктов жизнедеятельности) выносится из организма. Именно шлаки являются причиной тупых и острых болей в плечах, шее, спине, т.к. в состоянии постоянного (перманентного) напряжения эти шлаки накапливаются, не имея возможности естественного удаления, и образуют кристаллы, создающие болезненные ощущения при движении. Биологическая энергия, циркулирующая по нервам, регулируется мозгом. Если мозг спокоен, но оптимистично настроен на позитивное восприятие течения жизни, то и импульсы, направляемые мозгом по нервам, будут гармонизированными и уравновешенными. То есть перед лицом опасности, угрожающей организму, будет дана команда мобилизации на защиту. В случае противостояния агрессору или преодоления препятствия мозг (за)дает команду напряженности. Как только опасность будет позади (преодолена), мозг отдает приказ о «демобилизации», т.е. расслаблении, чтобы восстановить понесенные энергозатраты. Когда на ментальном уровне наблюдаются конфликты, двойственные желания (решил пойти куда-то, но хотел бы остаться), мучительные страдания, противоречия, тогда направляемые мозгом команды становятся несогласованными и контрастными (противоречивыми). Именно так человек попадает в состояние напряженности вместо релаксации и, наоборот, впадает в состояние прострации в моменты, когда требуется собрать (мобилизовать) энергию, необходимую для действия. Может так же статься, что в случае угрозы или опасности человек затрачивает гораздо больше энергии, чем необходимо, как говорится, «стреляет по воробьям из пушки», или же направляет внутрь себя энергию, предназначенную для внешнего действия. Такого рода дистонии (нарушения тонуса) и несовпадения на ментальном уровне негативно влияют на нейромышечную систему, доводя ее до стресса (приводя к стрессу). Техники расслабления направлены на уравновешивание энергии, циркулирующей по нервным окончаниям и мышцам, избегая противоречий, которые засоряют (отравляют) мозговые процессы. Телесность. Невозможно более 6 месяцев терзаться какой-либо проблемой (моральной, любовной, профессиональной). Если же такое случается, сама проблема материализуется, т.е. из сознательной ментальности перемещается в мышечную память. Каковы же последствия? Эмоциональные потрясения, стресс, напряженность, нескоординированные (несогласованные) движения, затруднения во взаимоотношениях, беспокойство. К примеру, человек, очень чувствительный и с обостренным (чувством) порогом ответственности, и с глубоким беспокойством переживает семейные или профессиональные неурядицы, не находя выхода из сложившейся ситуации; такой человек стремится взвалить (переложить) весь груз этих проблем на себя и продолжает искать сознательное решение. И если такого не находится в кратчайшие сроки, индивид избавляется от проблемы «сбрасывая груз» на мышцы и суставы: сутулится, стремится сжать грудную клетку для уменьшения объема вдыхаемого воздуха, даже житейские радости переживает по-другому. Вот цена, которую мы должны платить за неумение разрешать проблемы. А секрет здорового образа жизни, с точки зрения психиатрии и физиологии, состоит в постоянном разрешении проблем, встречающихся в нашей жизни (на нашем пути). Нет такой причины, из-за которой бы проблема не может быть разрешена, забыта или отложена, тем более остаться без решения. Если в вашей комнате разбилось оконное стекло, возникает проблема. Какое вы примите решение? Каким образом устраните неудобство? Надо бы снять размеры (стекла) обратиться к стекольщику, показать ему образец разбитого стекла, пригласить его домой для установки нового и согласовать время его прихода. Если по какой–либо причине (из-за нехватки времени или более неотложных дел) вы откладываете решение этого вопроса, что происходит далее? Вам приходится смириться с разбитым стеклом с исходящими последствиями: сквозняк и возможная влага от дождя, перестановка мебели во избежании ее порчи, переохлаждение, кашель, больное горло и т.д. Как говорится, время лечит все. И это правда. Существует бессознательная мудрость (благоразумие) для уравновешивания системы. Конечно же, человек (индивид) вносит свое поведение противоречивые (бесполезные, ненужные) элементы (факторы). В таком случае оптимальное равновесие наступает (достигается) внутри организма путем нервного стресса или психоза. Техники расслабления подготавливают (подводят) нас к (осо)знанию наших противоречий. Холизм (olismo) и три мозга. Наша психика настроена на восполняющее действие (?). Мозг, как средоточие (вместилище, очаг, центр) энергетических функций, можно себе представить как сумму следующих отделов: Биос, Пафос, Логос. Биос: центр заряда жизненной бодрости (тонуса). Это мозг пресмыкающихся, наиболее примитивный: стремится к самосохранению. Его активность представлена физическими действиями. Точка опоры - в тазобедренном отделе, проявления (выражение) – в ногах. Пафос – эмоциональный центр. Это мозг млекопитающих, переходный этап к эволюционированию, развитию. Стремится к сохранению рода. Его активность представлена действием, как психофизическое движение, направляемое чувствами. Точка опоры – в грудном отделе, проявление – в руках. Логос – центр мышления. Это неокорковый (?) (неокортикальный) мозг, наиболее утонченный и человечный. Стремится согласовывать все человеческие действия в духе рациональности, разумности. Активность логоса представлена мышлением. Точка опоры – в голове, проявление – в словах. Эти три мозга действуют в гармонии (согласованно) между собой. Наиболее значимый из трех – Пафос, отвечающий за чувства. Он имеет власть над жизнью и смертью индивида; именно он регулирует эндокринную систему и играет решающую роль в здоровом или болезненном состоянии, включая инфаркт и опухоли. Этот мозг отвечает за успех или провал всякого лечения, за результат любого воздействия, в том числе телесного. Вот почему так важно всегда держать этот центр под контролем! *(Сноска: смотри Джанни Каматтари «Тело и цвет», журнал «Новости эстетики» №6, июнь 1988) Каждая методика (техника) расслабления основана на таком принципе, чтобы оказать самое полезное воздействие на организм. Многообразие техник обусловлено индивидуальным восприятием, но цель, которую стремятся достичь все техники релаксации – это Пафос, эмоциональный центр, отвечающий за принятие решений. Побуждения, входящие (исходящие?) из единой (целостной) биопсихики индивида имеют влияние (последствия) на Пафос, который стремится объединить их с работающими схемами, представленными в системе. Холизм. Значение термина, «холизм» происходит от греческого olos ,что означает «все», «целое». Организм реагирует как единое целое. Если прищемить мизинец, то страдает не только рука, но сам индивид в целом. Действительно, весь организм мобилизуется на устранение причины и достижение первоначального состояния благополучия. Некоторое поговаривают, что техники расслабления скрывают симптомы, усыпляют их, но не устраняют причин затруднений, для этого и необходима индивидуальная или групповая психотерапия. Такое видение проблемы не совсем правильное. Любая техника расслабления по своей сути (природе) направлена на основательное воздействие, как на причинном, так и симптоматическом уровне. Конечно, можно сказать, что для устранения некоторых типичных затруднений, психических или психосоматических, недостаточно использование только техник расслабления. В действительности существуют качественные и количественные различия стрессо-напряженности, для лечения которых техники расслабления могут послужить значимой помощью даже в особо трудных ситуациях, но не приведут к желаемому результату без соответствующего психотерапевтического лечения. Разум и тело. Напряженность порождает более или менее серьезные нарушения. На практике мозг больше не управляет телом, даже наоборот. Внутренние конфликты выражены многочисленными (многими) симптомами: бессонница, перевозбуждение, кошмары, страхи, беспричинные слезы (плач), быстрые смены настроения, наваждения, навязчивые идеи, расстройства желудочно-кишечного тракта, затрудненное дыхание, аритмия сердца, сексуальныек проблемы, головокружение, потеря равновесия, заторможенность концентрации, ухудшение памяти, усиленное потоотделение и т.д. Чтобы найти действенное средство, необходимо восстановить утраченную гармонию. Способности мозга составляют 30 %, а тела – 70%. Когда рассудок борется с телом, то всегда проигрывает, т.к. тело сильнее. Если разум решит разрушить гору, а тело будет против этого, гору не сдвинуть, а индивид впадает (достигает) в напряжение. Рассудок должен уступить телесным потребностям (требованиям), наиболее важным (преимущественным) и сильным. Тело живет в своем ритме и времени, и рассудок должен уважать их. Часто менеджеры, директора предприятий, промышленники, чиновники, профессионалы отказывают себе в заслуженном отдыхе и, тем самым, вынуждают свое тело жить в стрессовом режиме. Это равнозначно объявлению войны с заведомо пораженческой развязкой. Техники расслабления выступают посредниками (парламентерами) между враждующими сторонами. На самом деле, когда мышцы удлиняются, система гипоталамуса – гипофиз, приказывает капиллярам расшириться, а крови – поступать в мышечную ткань, питать клетки, выводить продукты клеточного распада (шлаки). Такие процессы приносят гармонию (согласие) индивиду. Созвучные ритмы разума и тела объединяются (создавая) обеспечивая гармоничную циркуляцию энергий, источник благополучия. Поэтому древние утверждали: «В здоровом теле – здоровый ум» (в русск. варианте - дух) Техники расслабления. Техники расслабления возникли как непосредственный ответ на происходящие психо-физические проблемы. Психологическое, психотерапевтическое и психоаналитическое лечение, длительное и дорогое по своей сути, можно сократить, а иногда просто заменить применением техник расслабления. Почему же техники расслабления так разнообразны? Оттого, что люди такие разные. Некоторые достигают результатов только одним методом, заинтересовавшим людей рационального склада ума, поскольку для них превалирует (наиболее значим) визуальный (наглядный) аспект. Другие же люди, достигают результата за счет интересующей их эмоциональной стороны; обычно, это чувствительные и романтичные натуры, для которых важнее слушать. Третьи же приемлют техники, подчиняющие тело мышечной динамике; часто такие люди весьма привязаны к кинетическо-статическому аспекту (движение – покой), т.е. осязательному (тактильному), зрительному и вкусовому восприятию вещей. Многочисленность техник объясняется необходимостью противопоставить методики разнообразию психофизического поведения людей: одни методы могут быть малопродуктивны для определенных типов, зато для других творят «чудеса». Один мой пациент, занимавшийся по системам Вогта и Аутотренинга, совершенно не преуспел в лечении головных болей, беспокоящих его в течение 10 лет и по поводу которых он консультировался у разных специалистов по всей Италии, увы, безрезультатно. А занявшись Рибефингом, пациент всего за пару месяцев избавился от навязчивых головных болей. У каждой техники есть своя история, свой порядок изучения и методика познавания, своя цель и свой «удельный вес» среди прочих, что делает данную технику наиболее продуктивной для определенных пациентов и видов психофизических нарушений (но менее для прочих других). В обстоятельном и детальном описании, приведенном в каждой методической рубрике, содержится надлежащая информация, которую читатель – самоучка сможет выбрать по своему усмотрению. Общие рекомендации. Прежде, чем приступить к выполнению любого расслабления, необходимо хорошенько подготовить окружающую обстановку для достижения наибольшего эффекта (результата). Было установлено, что всего лишь выбор правильного положения тела приводит к снижению мышечного тонуса тела, к уменьшению церебральных (мозговых) бета-волн (отвечающих за фазу, предшествующую сну – полудрема – и расслаблению). Нижеприведенные указания имеют всего лишь направляющее (ориентирующее) значение, чтобы всякий, однажды изучивший метод, смог бы привнести в методику изменения, адаптируя их к своему психофизическому типу (своим требованиям). Итак, новичку (дебютанту) надлежит в точности следовать данным указаниям в течение всего времени обучения. Лишь став (экспертом) знатоком (более опытным), что обычно происходит спустя три месяца, обучаемый сможет привнести личные изменения в процесс. Так расслабление по Вогту и Аутотренингу, которое рекомендуется проводить в позиции лежа на спине, может быть достигнуто стоя на полу, например, в автобусе или в очереди, когда пациент (субъект) уже знает в совершенстве техники расслабления и может ею управлять. Позиция \ поза тела. Самая удобная поза для всякого типа расслабления, конечно же, лежа на спине. Поза лежа на спине. Человек располагается на подстилке (матрас) животом вверх. Матрас – подстилка должен быть жестким и упругим во избежание продавливания, что мешает (затрудняет) занятиям и приводит к мышечной гипотонии. По-счастью сегодня в моде такие матрасы, и наши кровати вполне подходят для техник. Если у кого-либо матрас все еще пуховый или ватный, а сетка с мягкими пружинами, тот вполне может достигнуть расслабления на ковре или подстилке прямо на полу. Рис 1 Позиция лежа на спине. Тело необходимо расположить следующим образом: лечь, ноги раздвинуты (расстояние между стопами около 20 см), руки согнуты в локтях под углом 120 градусов и лежат вдоль туловища, ладонями вниз, глаза закрыты. Сидя в кресле. Обивка кресла не должна быть слишком мягкой, чтобы не было прогибов позвоночника. Очень удобны и практичны шезлонги, используемые на пляже, или же жесткие кресла с подголовником и подлокотниками. Рис. 2. Сидя в кресле. Спина и поясничный отдел должны прилегать к спинке сидения, стопы устойчиво и полностью прижаты к полу (расстояние между стопами 40 см), предплечья положите на подлокотники под углом 120 градусов по отношению к телу, ладони свободно спадают вниз, глаза закрыты. Если нет кресла, можно использовать любое сидение, приставленное к стене так, чтобы можно было прислонить голову; руки положить на бедра; глаза закрыты. Поза кучера. Можно также прибегнуть к позе «кучера на облучке», если нет ни кровати, ни кресла. В этом случае можно использовать любое сиденье без спинки: табурет, пуфик, ящик и т.д. Рис. 3 Поза кучера Человек, сидящий в позе кучера, держит спину прямо, слегка наклонив голову вперед, согнув шейно-плечевой отдел позвоночника, предплечья опираются на бедра, но руки не соприкасаются; стопы полностью прижаты к полу. Поза сидя за партой. Вышеописанные позы относятся к классическим, но каждый может использовать другие, не менее результативные, соответствующие обстоятельствам. Весьма распространенная и практикуемая среди служащих – это поза (сидя) за партой: заключается в позе сидя на стуле или в рабочем кресле, прислонив поясничную зону к спинке, закройте глаза, наклоните голову вперед, расслабленные предплечья положите на «парту» (стол), раздвинутые ноги опираются на пол. Необходимость закрывать глаза. Все позы для отдыха предусматривают закрытие глаз, поскольку это способствует уменьшению рассеивания энергии и заставляет молчать рациональное мышление, источник переживаний и тревог. Если же человеку, в силу индивидуальных затруднений, тяжело держать глаза закрытыми, тогда он может находиться с открытыми глазами. В этом случае он должен сосредоточиться на какой-либо точке на потолке или стене и не отводить взгляд до тех пор, пока не почувствует усталости и самопроизвольного желания закрыть глаза. Одежда. Одежда должна быть удобной. Давящие галстуки, ремни и другие предметы одежды необходимо снять или ослабить их давление. Обувь, корсеты, бюстгальтеры, очки, контактные линзы вообще лучше снять, также как давящие кольца и часы. Одежда должна способствовать расслаблению. Оптимально было бы раздеться донога и накрыться покрывалом или простыней или погрузиться в ванну с приятно теплой водой. Помещение. Ваш пространственный уголок для отдыха должен быть спокоен и безопасен, с приятной для Вас температурой, с закрытыми дверьми и ставнями, с опущенными шторами; приглушите освещение. Очень важно достигнуть атмосферы полумрака, избегать внешних раздражителей, т.е. выключить телефоны, закрыть двери; предупредите близких, чтобы они не беспокоили вас. Покрывало. В позе лежа на спине отдыхающий обязательно должен накрыться для сохранения тепла. Только в жаркое время можно обойтись без укрывания. Одеяло или покрывало во время релаксации означает утробу матери, гнездо, очаг, тепло. Иначе во время расслабления температура тела стремится к повышению (повышается), что приводит к ощущению холода из-за разности температур помещения и тела. Применение покрывала дает ощущение безопасности и благополучия. Выход из релаксации. После каждого упражнения по релаксации, за исключением вечернего, необходимо произвести энергичные сгибания пальцев рук и ног, локтевых и коленных суставов для восстановления мышечного тонуса и возобновления обычной активности. Во время выхода из релаксации ощущается глубокое чувство благополучия и физической отдачи. Если же выход не был проделан правильно, возможны ощущения головокружения, которое тотчас проходит с помощью энергичных движений. Руководящие фразы выхода. Сейчас я готов(а) к безмятежному пробуждению. Я дышу глубоко и медленно сгибаю запястья, щиколотки, пальцы рук (и ног). (3 раза). А теперь я сжимаю ладони в кулаки… подношу их к плечам, делаю глубокий вдох…потом выбрасываю их вперед на выдохе (3 раза). С последним выдохом я открываю глаза. Продолжительность. Как долго должно продолжаться лечение методом релаксации? Сколько времени должно пройти прежде, чем будут заметны первые результаты? Какое время необходимо для окончательного разрешения проблем стресса, тревог, напряжения, психосоматических расстройств? Постараемся ответить на эти вопросы. Первые результаты видны уже в первые недели занятий. Проблемы решаются в течение нескольких месяцев, когда релаксация осуществляется правильным образом. В общем, занятия продолжаются до достижения полной гармонии разума и тела. Такое равновесие считается устойчивым, когда в поведении человека более не заметны следы ни беспокойства, ни внутренних конфликтов. Необходимо все же хорошенько объяснить механику расслабления. Приведем пример. Ванна наполняется водой, потому что над ней есть кран с вытекающей водой; чтобы избежать ее переполнения, надо спустить воду. Т.е. то, что наполняет ванну, есть напряжение, охватывающее тело. Расслабление означает «слив воды» и поддержание пустоты в ванне. Если спросите, до каких пор надо сливать воду, отвечаем: пока не почините наливной кран. Желание опустошить ванну подводит нас к необходимости починки крана. Когда входишь в состояние расслабленности, сам подталкиваешь себя к принятию концепции (философии) соответствующего образа жизни. Как только принимаешь новое видение себя и мира, придаешь более достоверный (подлинный) смысл своей жизни и кран больше не течет! Один промышленник находился в постоянном стрессе и спрашивал меня: «Сколько же я должен продолжать занятия по релаксации?», а я отвечал: «До тех пор, пока не научишься работать по 8 часов в день (а не по 14) и столько же спать (а не по 5 часов как обычно)». Расслабление – это не «абракадабра», не заклинание, которое магическим образом приводит к благополучию. Когда избавляются от препятствий, тогда и достигают биофизической гармонии. Внутренние разрядки. Переходя из состояния бодрствования к полудреме, типичной для расслабления, внутренние энергии гармонизируются: как будто бы эти энергии вновь распространяются по всему телу, стараясь усилить мышечные зажимы, неосознанное сопротивление, напряжение в различных участках тела. По причине этого, нового способа циркуляции энергий обнаруживаются внутренние разрядки непредвиденной реакцией, свидетельствующей о действенности занятий (упражнений). Это подобно повторным толчкам, происходящим после землетрясения, которые устанавливают наиболее стабильное равновесие в недрах земли. Многие пациенты озадачены такими встрясками, а должны бы наоборот радоваться им, поскольку эти процессы означают избавление от тревог и волнений. Обратимся к эксперту для определения, какие именно (затруднения) исчезают после (недомогания) вышеописанных телесных сотрясений (встрясок). В целом, практикующий освобождается от своих проблем, даже если не осознает, что происходит внутри него. Существуют следующие наиболее типичные внутренние разрядки: ∙ мышечные судороги (подергивание мышц рук, ног, лица) ∙ головокружение ∙ «мурашки» в разных частях тела ∙ дрожь, зябкость ∙ дрожание, колебания (?) ∙ приливы тепла ∙ головокружение и вибрация (колебания) (?) ∙ дискинезия – странные, нетипичные движения ∙ искажения в ощущении параметров собственного тела (ощущения, что одна нога длиннее другой, или что вообще нет рук, или что тело расширено, растянуто, уменьшилось и т.п.) ∙ ощущение полета ∙ ощущение погружения ∙ левитация (парение) одной или обеих рук, иногда ног и даже головы Гораздо реже можно ощутить интенсивные (сильные) эротические эмоции, доходящие до оргазма, протекающие мягко, непринужденно, самопроизвольно. Те, кто испытал такое состояние, описывают его как нечто возвышенное, очень близкое к экстазу. Внутренние разрядки всегда благоприятны, даже когда вы испытываете дискомфорт; не пытайтесь противостоять им. Если посторонняя мысль (идея) продолжительно мешает расслабиться, можно ей потакать, нежно взять ее «за ушко» и вынести за дверь сознания, сказав, что как только закончатся занятия, непременно ею займемся. Если же внутренняя разрядка причиняет неудобства, можно решить эту проблему с помощью наиболее подходящих среди нижеописанных методов: ∙ успокоить себя, поддаться (окунуться), утешить себя, убаюкать себя разрядкой ∙ прислушаться к себе ∙ представить, что вы дышите напряженной частью тела ∙ понаблюдать за собой (со стороны), как будто вы сторонний наблюдатель Внутренняя разрядка всегда имеет значимое терапевтическое (лечебное) воздействие Применение и значение сопроводительных фраз. Сопроводительные фразы, приведенные в рамках после описания каждого упражнения – это действенная помощь в изучении, понимании (познавании) и выполнении одноразовых тренировок со стороны самоучки. С целью достижения наилучшего результата, обучающийся должен внимательно следовать нижеприведенным правилам и советам: 1. Внимательно прочитать сформированные сопроводительные фразы. 2. Понять их глубокий смысл, вчитываясь в технику упражнения. 3. Выучить наизусть формулировки и повторять их про себя размеренно и убедительно. 4. Принять рекомендованную для каждого упражнения позицию (позу) тела (лежа на спине, в кресле, кучера и т.д.) и следовать ей, проговаривая заученные наизусть сопроводительные фразы. Наиболее действенное значение всех методов релаксации заключается в способности расслабиться в любом месте, в любое время, не взирая на обстановку, лишь усилием собственной мысли. Стоит вспомнить того альпиниста, знакомого с аутотренингом, который вместе с другими товарищами попал в снежную лавину и оставался под снегом трое суток. Когда прибыли спасатели и нашли его товарищей с отмороженными ногами, которые затем подлежали ампутации, а наш герой (персонаж) был в добром здравии к удивлению всех окружающих. Потом он рассказал медикам, что во время вынужденного нахождения под снегом ему удалось с помощью аутотренинга поддерживать активную циркуляцию крови в конечностях, наизусть проговаривая формулу тепла (стр…) В следующем выпуске мы начнем рассматривать конкретные системы тотальной релаксации, первая из которых - система Вогта. В Н И М А Н И Е!!! Продолжается прием заявок на наш летний интенсив, который будет проходить в Болгарии 19 июня – 3 июля. Вся подробная информация – на нашем сайте. Заходите на наш сайт www.thanatotherapy.ru ! Пишите нам на e-mail vbaskakov@yahoo.com |
В избранное | ||