Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология для Успеха: Центр Синтон (г.Москва)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Сайт Учебного Центра Практической Психологии Синтон: http://www.syntone.ru
Ведущий рассылки Дмитрий Устинов: d-ustinov@mtu-net.ru



Центр практической психологии синтон приветствует читателей!

 

 

Манипуляционные пары или шесть сюжетов для классики (часть 2). Статья ведущего Синтона Сергея Шишкова (Сталкера). Игры, в которые играем МЫ.

 

Чтобы регулярно получать расписание тренингов, держать руку на пульсе, быть в курсе последних событий Синтона рекомендуем подписаться на еженедельные Новости московского  Синтона. Для этого пошлите пустое письмо по электронному адресу:  sunspace@orc.ru , озаглавив его "Новости". При необходимости также легко вы сможете и отписаться.

 

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ Это рассказ о Синтоне вживую. Каждое воскресение каждого месяца, начало в 16.00.

 

РАСПИСАНИЕ ТРЕНИНГОВ можно увидеть на нашем сайте. А также услышать по основному контактному телефону Синтона 463-44-85 (с 10.00 до 23.00).

 

 

 

 

 

 

Манипуляционные пары или шесть сюжетов для классики

(Часть 2)

 

Сергей Шишков (Сталкер)

тренер, ведущий Синтона

http://stalker.syntone.ru

 

 

«Жизнь – театр, а люди в нем актеры»

 

Начало см. в предыдущем выпуске рассылки.       

 

 

Что же собой представляет каждая пара и чем она характеризуется в реальности, в быту? Пора уже пояснить используемые мной термины. Рассмотрим сначала тех игроков в паре, кто представляется как внешний лидер, т.е. тех, кто выбрал активный путь компенсации проблемного права.

 

Активные мужчины:

 

Агрессор – человек, который не терпит возражений. Количество внутренней агрессии настолько велико, что большинство его действий направленно на поиск повода для проявления собственной агрессивности, ведь именно так он может продемонстрировать партнеру свою силу, успешность. Тем более, что в общественной жизни эти люди как правило мало успешны. Эта собственная невостребованность, отсутствие самореализованности, осознания себя и своего места в обществе и приводит к тому, что эти люди начинают мстить окружающим, выливая на них свою агрессию. Центральным стремлением такого человека становиться стремление доминировать. Это психопатичный тип личности. При невротических проявлениях мотив в получении безграничной власти, как средства доказать свое право на существование.

 

Этому типу людей свойственны такие проявления как склочность, сволочизм и полная безответственность. Такие люди склонны к садизму. Страсть укрепить свою власть за счет унижения другого. В иерархии таких мужчин место женщины в обществе находиться максимально низко. Они отличаются антисоциальным поведением, часто становясь алкоголиками, бандитами и т.д. Подчиниться в общественных играх они могут лишь носителю высшей игры для первой тройки, т.е. «диктатору». Это люди с нарушенным правом "быть", выбравшие для компенсации активную позицию.

 

Обвинитель склонен во всем искать виновных, в том числе и в своих собственных ошибках он обвиняет других. Ему все равно, что партнер знает и умеет, ведь «ничего ты не можешь сделать нормально, так как надо». Он не говорит, что именно необходимо сделать, а сразу обвиняет в некомпетентности, жестокости и т.д. При этом старательно приукрашивая факты. Стремление приукрасить является слабовыраженной акцентуацией мотива "восхищения собой". Для такого человека основной интерес представляет эмоциональная сфера жизнедеятельности. Он хочет чтобы его хвалили, превозносили, чтобы им восхищались. Отсюда и все его обвинения, ведь ему всегда мало уделяемого внимания. Он требует больше, упрекая остальных в нежелании ему это предоставить. Можно сказать, что это истеричный тип личности.

 

Для поддержания самооценки ему необходимо, что бы перед ним пресмыкались, извинялись и говорили "какой он достойный человек" и как они "недостойны его", т.е. демонстрировали свое место рядом с ним. Место, которое просто не позволит украсть у него что-либо. Он из категории сутяг, судиться и доказать чужую вину для него дело чести, даже если повод к этому пустячный. Предметом таких жалоб и судебных разбирательств чаще всего будет факт утраты чего-либо, даже если это нечто мифическое или не относящееся непосредственно к нему. Ведь основной проблематикой для Обвинителя будет право "обеспеченности", и соответствующие ему страхи.

 

Диктатор – человек, который «знает как должно». Его святое убеждение, что все вокруг ему должны, а он обязан соответствовать образу твердой власти. Он не приемлет возражений, агрессия воспринимается как необходимая мера воспитания и защиты собственных интересов. Он искренне считает, что знает как лучше и правильней. Именно правильность для него является высшей ценностью. Его основное стремление стать недостижимым для критики. Это не человек, а набор собственных табу доведенных до максимальной непогрешимости. Расчетливый ум является для таких людей великим подспорьем, ведь они стремятся просчитать все на несколько ходов вперед. Они сторонники распорядка, устава, правил и расписаний. Они педантичны до крайности, до навязчивых состояний. Это компульсивный тип личности.

 

Диктатор часто предпочитает военную карьеру или работу в "серьезной фирме", его привлекает предсказуемость своей собственной жизни в таких структурах. Агрессия для него не носит характер обязательного атрибута, как скажем для агрессора, просто, по его мнению, все обязаны ему подчиняться. А за неподчинение или невыполнение приказа следует наказание. Именно поэтому такие люди не говорят спасибо и вообще чувство благодарности им не свойственно, они считают его чем-то противоестественным. Даже более того, благодарность Диктатор склонен рассматривать как долговую расписку, а "непогрешимость не может быть должна". Поэтому он либо отдаривает сразу же или никогда. Имея на плечах проблемное право "автономности", Диктатор стремиться к безупречности, считая, что только так он может снискать любовь. При этом сам же дистанцируясь от малейших ее проявлений.

 

Основой его проблематики является неудовлетворенное право автономности.

 

Гуру это нечто среднее между диктатором и нормальным учителем. «Он знает все и все ему известно», он готов учить партнера жизни в любое время суток и при малейшей возможности. Чаще всего познания у них достаточно поверхностны, но самоуверенность и вера в собственную правоту в сочетании с пониманием недостаточности собственных знаний, приводит к необходимости искать подтверждение собственной крутости и мудрости. Он действительно учит, даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. Но стоит его ученику хоть чуть глубже копнуть или чуть больше узнать, как он сразу же убегает от такого человека, ведь тогда может стать очевидным, что он только делал вид всезнайки. Для него внешняя атрибутика учительства и связанное с этим положение в обществе значит куда больше самих знаний. Гуру любит удивлять и поражать своими знаниями в самых разных областях, но он не заинтересован в развитии ученика, иногда даже может показаться, что ему все равно, что произойдет с подопечным. Порой его познания действительно являются энциклопедическими, но с той же особенностью что и в энциклопедии, они там просто содержатся не находя практического использования. Как правило, он и внешне крупнее и старше своего окружения и руководствуются этим принципом при выборе подруги.

 

В жажде общественного признания Гуру стремиться восхищать всех кто попадает в его поле деятельности. Все его внешние проявления очень дружелюбны и вполне укладываются в схему «поступай с людьми, так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Именно так он и показывает, чего он хочет от вас. Оставшись же наедине с самим собой, он часто чувствует опустошенность и склонен к депрессии. Причиной тому может послужить отсутствие общества. Ведь он целиком и полностью зависим от эмоционального взаимодействия с обществом. Болезненное восприятие нарушенного права "независимости", часто толкает его на борьбу с социумом, но только в том случае, если это гарантирует ему увеличение собственной значимости в этом же самом социуме.

 

Папашка - он же «хороший парень», подчеркивает свою чрезмерную любовь, его заботливость не знает границ, он и няня и воспитатель. Его чувства сравнимы с теми, что возникают, когда мы берем в руки маленького, милого, но зависимого зверька. Партнер создает для него ощущение важности, нужности. Папашка искренне умиляется успехами подопечного, но никогда не даст ему выйти вперед, потому, как воспринимает это все не серьезно, а «так детские шалости». Он учитель как Гуру, но учит он тому, что реально знает сам, скорее он напоминает заботливого родителя при непутевом, но очень милом ребенке - дочке. Он выполняет при ней примерно те же функции: заботится, любит, обеспечивает, учит, оберегает и т.д. В педагогике он сторонник политики поощрений, но при этом не любит проявлений жалости к ребенку. Такие люди часто не хотят иметь детей сами, а зачастую вообще не любят "настоящих" детей. Да и зачем им если у них есть уже психологически «маленький» ребенок, требующий всего их внимания.

 

Основой для таких проявлений становится нарушенное право желать. Привычка подавлять собственные желания в угоду другим, является его отличительной чертой. Именно из-за того, что он считает, что у него нет права на желания, он реализует их при помощи проекции на другого человека. Для подопечной он будет реализовывать, то что хочет сам и то что хочет она.

 

Благодетель одержим идеей спасения, он готов жертвовать собой ради того, что бы поднять упавшего, по его мнению, человека. У него комплекс спасителя в самой тяжелой форме. Он готов на все для благородного дела просвещения и просветления партнера, лишь бы партнер оставался при этом таким же ущербным. Такие люди навязчивы до безобразия. Они всегда рады вам объяснить, очень по-доброму и исключительно ради вашего же блага, что вы самый никчемный и потерянный человек. Но благодаря его и только его поддержке вы, со временем, конечно, станете такими же просветленными как они сами.

 

Такой человек обожает нести свет истины, в которую сам только заглянул. Он искренне верит, что партнер станет когда-то лучше его самого, но при этом не дает этому самому партнеру подняться с колен, ведь тогда отпадет необходимость ее спасать, а как следствие он воспримет то, что он теперь не нужен.

 

Такие люди, как правило, сами достаточно обидчивы и ранимы, и потому очень любят переживать за другого. То, что им необходимо было бы реально сделать для себя, а так же все новое, что захватывает эти увлекающиеся натуры, они делают для партнера, не считаясь с тем нужно это человеку или нет.

 

Право достигать, для Благодетеля, представляет наивысшую сложность. Страх зависимости и собственной несостоятельности толкает их на новые подвиги во имя кого-то другого. Они как бы реализуют себя в других людях.

 

Для описания и понимания активных женских ролей, необходимо оговорить следующее, активная женская роль в паре находится на одну ступень выше мужской. Говоря по другому, в игре Обвинитель – Жертва обстоятельств, активная женская роль «Завуч» больше напоминает «Диктатора», хотя и имеет в себе черты присущие «Обвинителю». Такой принцип характерен для всех типов взаимодействий. 

 

Итак, Активные Женщины:

 

«Жестокая сука или Ведьма». Отличие женской ипостаси агрессора от мужской можно заметить в форме проявления агрессии и в том, как это сказывается на ее внутренней самооценке. Женщина реже прибегает к прямому насилию, чаще полагаясь на моральные пытки. Общество внешне одинаково не одобряет таких игроков, как мужчину, так и женщину, но все же признает право на проявление физической силы за мужчиной и осуждает это у женщин. В таких условиях женщина вынуждена ограничить физическое проявление агрессии, тем самым лишая себя возможности выплеска этого состояния естественным путем. Не имея этого пути, женщина вынуждена достигать разрядки своего эмоционального состояния при помощи особенно изуверских моральных пыток, к тому же растянутых во времени, что и делает ее больше похожей на «Обвинителя».

 

Раскручивая скандал, непрестанно ругаясь со своими близкими людьми, обвиняя их во всех смертных грехах, такие женщины пытаются доказать им свое право быть сильной. Они злопамятны, жестоки, мстительны, склонны к садомазохистским проявлениям. Рядом с ними их близкие всегда чувствуют себя виноватыми. Что же касается самооценки: мужчины такого типа, мстят за свою несостоятельность в обществе, чувствуют же себя при этом достаточно уверенно, я бы даже сказал нагло, женщина же наоборот чувствует дискомфорт от оценки ее действий окружающими и падение самооценки, за что и мстит снова и снова.

 

Проблемное же право и нее – "обеспеченность"

 

Завуч отличается тем, что ей в большей степени приходиться доказывать свое право на то, чтобы приказывать. Ее гложет постоянное ощущение «вечного зама», «второго места» именно по этому она чаще демонстрирует окружающим свою власть, стараясь командовать при малейшей возможности. Ее любимая позиция, основанная на неуверенности в себе, звучит так: «Я всего добилась сама, я доказала на что я способна и теперь все обязаны мне подчиниться».

 

Ее комплекс неполноценности находит свое отражение в стремлении к доминированию, непогрешимости и превосходству. Такая женщина старается любой разговор начать с позиции силы, она как бы утверждает, что все ниже ее и потому обязаны подчиниться.

 

Такие люди склонны, не просто устроить скандал, а довести его до судебного процесса. Они по малейшему поводу, а чаще даже без такового, закидывают различные инстанции жалобами, кляузами и т.д. С верой в собственную непогрешимость, они стараются любую склоку превратить в общественное мероприятие. Ведь для них главное не сам скандал, а то что бы он получил общественный резонанс. Именно по этой причине они стремятся оповестить о своих действиях как можно больший круг людей, вовлекая всех их в заранее предписанные им роли.

 

Проблемным правом для них будет - право автономности.

 

Стерва же по тем же причинам, что и в первой паре, вынуждена действовать более изощренно. Шантаж, принуждение, манипуляции на унижение и на «слабó», флирт и секс – вот орудия ее труда, при помощи которых она добивается своих целей, признания и самореализации. Она не пойдет на открытый судебный процесс, а будет действовать как бы исподтишка. Она сделает так, что бы за нее это сделал кто-то другой. При этом женщина принимает на себя ответственность за события полностью, можно даже сказать гипертрофированно, и пытается что-то изменить в себе, тем самым, подкрепляя мифы партнера о всесилии женщины.

 

Основным движущим мотивом для таких женщин будет, потребность в восхищении собой. Поэтому они тоже склонны к зрелищности своих проявлений. Им нужен не просто зритель, а тот, что способен оценить их красоту и изящество их игры. Стерва стремится к общественному признанию, из любого мало-мальски выгодного дела устраивая феерическое шоу. И не важно, какие эмоции вовлечены в это представление, хотя чаще используется вид красочной депрессии. Страдание носит ярко выраженный театральный характер. Они чаще других прибегают к шантажу суицидом, используя его как последнее средство в достижении своей цели. Достигается это чаще всего через покупку. «Если я не могу подчинить его себе, я его себе куплю. Все имеет свою цену» - вот собственно логика большинства поступков такого человека.

 

Они легко, даже, пожалуй, слишком легко, переходят от состояния полнейшего счастья к состоянию глубокой депрессии. Все средства хороши ради достижения поставленной цели. При этом они нарочито подчеркивают собственную независимость от других людей и очень болезненно переживают собственные привязанности. Ведь они искренне полагают, что один человек не в состоянии оценить их и подарить необходимое количество восхищения и признания. Именно по этому, Стерва склонна заводить большое количество партнеров, часто даже одновременно. Тем самым она, как бы  подчеркивает свое превосходство над партнерами. Легкий ни к чему ни обязывающий флирт это ее естественное состояние. За этим скрывается страх истинной близости с другим человеком, ведь на близких расстояниях очень тяжело играть и манипулировать другими.

 

Проблемное право для Стервы – право независимости.

 

Деловая женщина действует жестоко, по сути. Если Гуру вещает о высоких истинах и любит обобщения, то Деловая женщина предпочтет нравоучения и наказание. Она с удовольствием делает что-то реальное для партнера, но зато реже проявляет эмоциональную сторону материнства.

 

Она склонна проявлять себя в социуме как успешный, состоявшийся человек, хотя может считать такой состоятельностью и социальную значимость мужа. Сильный волевой характер в сочетании со страхом оказаться никому ненужной приводит их к сверхзаботливости. Опекание партнера носит у них ярко выраженный характер тотального контроля. Основой проявлений, у таких женщин, будет подавление желаний, как у себя, так и у всех окружающих. Они склонны воспринимать тотальную ответственность за всех своих близких людей. В психологической литературе такой образ получил название «шизогенная мать», из-за того, что благодаря своим проявлениям, верованиям и своими взглядами на процесс воспитания, часто приводит своих детей к развитию у них шизофрении.

 

Деловая женщина больше всего боится внешних, эмоциональных проявлений любви, т.к. они сильно завязаны на ее собственные желания. Вместо демонстрации испытываемого чувства, она предпочитает конкретное действие. Они стремятся к свободе и внешне выглядят очень независимо. В чем им немалым подспорьем выступает достаточно высокий уровень развития интеллекта. Что в прочем не мешает им быть достаточно тревожными людьми.

 

Из всего выше сказанного становится очевидным, что проблемное право для такой женщины будет – право желать.

 

Мамочка как в стереотипной схеме семьи, отличается как раз тем, что чаще жалеет свое «неразумное дитя». Она будет очень сильно и агрессивно переживать, если партнер реально что-то сможет сделать без нее. Она каждой бочке затычка. Центр вселенной и «без нее ну ни как не обойтись». Она лишает партнера самостоятельности за счет преувеличенной заботы. «Творить добро даже вопреки воле самих людей» - ее лозунг.

 

Это образ «идеальной матери», реализующейся в своих детях. Партнеру в такой паре всегда уготована роль очередного ребенка. Она тоже как Деловая женщина подавляет желания партнера, но в отличие от первой делает это через рационализацию. Она всегда в состоянии доходчиво объяснить, почему то, что она делает или предлагает делать вам, всегда разумнее лучше и правильней. Хотя в этих поучениях будут просто игнорироваться любые факты, не укладывающиеся в ее концепции.

 

Она очень боится любой завершенности и со стороны это может показаться даже стремлением к совершенству. Одевая ребенка гулять она не может остановиться, в результате чего на ребеночке будет одето значительно больше чем нужно, но даже и в этом случае мама просто смирится, оставшись неудовлетворенной. Она реализуется в партнере, отказывая самой себе в том же.

 

Она очень хочет, чтобы ее близкие были лучше других, более того она искренне так считает и потому боится зависти окружающих. Такая непоследовательность видна во многих ее действиях. Отсюда же и гипертрофированное стремление снять ответственность со своих близких: «Если что-то случилось, то не ты в этом виноват, и не тебе это исправлять». Она искренне полагает, что ее партнер настолько лучше ее, что «имеет право прожить без трудностей». Себе же она отводит роль пробивающей его счастье, ради достижения его благополучия.

 

Проблемное право – достигать.

 

Недотрога, в отличие от других игр, очень сильно разнится со своим мужским прототипом. Этот вариант игры можно легко наблюдать у подростков. Она непреступна, холодна, безразлична, но все это только поза, внешние проявления. При этом она постоянно наблюдает за действиями партнера и не позволит потерять к ней интерес. При каждом удобном случае она презрительно фыркает и говорит «вот еще» и тут же придвигается ближе к партнеру (смотря при этом в противоположную сторону). Она как бы постоянно говорит партнеру «завоюй меня, и тогда я пойму, что я не виновата в том, что у нас произойдет». Она с удовольствием мучает своего партнера, заставляя его дергаться. Более взрослая женщина такого типа описана в пьесе «Собака на сене», но стиль действия все тот же: «и сам не ам, но и другому не дам ».

 

Корень такого поведения лежит в стремлении доминировать. Таким женщинам не нужно демонстрировать власть над партнером, гораздо важнее реально ее почувствовать и знать об этом. Отсутствие такого внимания для нее будет равносильно прекращению собственного существования. При этом она запрещает что-либо у нее требовать, никогда недоговаривает все до конца, склонна откладывать на потом. Все взаимодействия проистекают на уровне манипуляций: «если любишь, стань телепатом», «я не обиделась» и при этом всем внешним видом демонстрируется обида.

Очень много внимания, такие женщины уделяют эмоциональной стороне вопроса: «не важно что сказать, важно каким тоном». Они склонны лгать и верить в собственную ложь. А как следствие не признают своих ошибок. При этом могут ощущать себя жертвой. И совершенно не хотят брать на себя ответственность.

Проблемным правом для Недотроги будет право быть.

 

 

Окончание следует…








http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное