Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология для Успеха: Центр Синтон (г.Москва)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Сайт Учебного Центра Практической Психологии Синтон: http://www.syntone.ru
Ведущий рассылки Дмитрий Устинов: d-ustinov@mtu-net.ru



Центр практической психологии синтон приветствует уважаемых читателей!

 

Манипуляционные пары или шесть сюжетов для классики. Статья ведущего Синтона Сергея Шишкова (Сталкера). Игры, в которые играем МЫ. А к Базовому тренингу, который ведет  автор этого материала, еще не поздно присоединиться.

 

Дни открытых дверей и начинающиеся тренинги. Смотрите эту информацию после статьи.

 

 

 

 

Манипуляционные пары или шесть сюжетов для классики

(Часть 1)

 

Сергей Шишков (Сталкер)

Тренер, ведущий Синтона

http://stalker.syntone.ru

 

 

«Жизнь – театр, а люди в нем актеры»

           

При всей бесконечности книг, фильмов, спектаклей и т.д. разнообразие сюжетов не так велико. Кто-то сказал что: есть только шесть сюжетов развития событий в мировой литературе и все они есть у Шекспира и в Библии. Что же это за сюжеты, описывающие суть всех наших игр? Многие психологи задумывались над этим вопросом. Берн собирал игры в которые мы играем и говорил о трех составляющих личности "взрослый - родитель - ребенок". Шостром рассматривал манипуляционные пары, Гриндер - технологии общения, Скиннер – поведенческие структуры и т.д. и т.п.

 

Все они правы. Что есть "Бог отец - сын - святой дух" в христианстве? Родитель - ребенок - взрослый. Что соотноситься с тем, что утверждает Берн. Он же высказал мысль, что манипулируют только родитель и ребенок, а взрослый, если представить все это в графической модели, по отношению к ним как бы вертикаль. Т.е. родитель и ребенок описывают как бы плоскость нашей жизни (Х, Z), а взрослый не участвует в этих играх, находясь как бы выше всего этого (У). Соответственно, только родитель и ребенок представляют реальный интерес, с точки зрения манипулирующих пар. Именно эти модели взаимоотношений я и постарался рассмотреть в этой статье, введя, правда, еще одну переменную: взаимодействия лидера и пассивного игрока. И то, как вся эта система соотноситься с реализацией естественных прав.

 

Все же, почему я говорю только о парном взаимоотношении? В каждой игре есть как минимум два игрока, в противном случае игра просто не состоится. Ее не будет, если хоть одна из сторон откажется играть. Можно, конечно, бесконечно усложнять модель, вводя в нее множество участников, но по сути, как я говорил выше, все взаимодействия в группе сводятся к тому, что образуются именно пары игроков. Мы не можем вести диалог сразу с несколькими людьми, и вынуждены поочередно фокусировать свое внимание на тех, с кем мы говорим. Для межличностных отношений это и является определяющим. Потому условно я обозначил пару как мужчина - женщина, хотя точно такие же пары могут сложиться и у однополых игроков, ведь в каждом из нас, согласно Юнгу, присутствует и та и другая составляющая, анима и анимус. Просто во взаимодействии однополых пар кто-то берет на себя психологическую роль мужчины, а кто-то женщины, тем самым, оставаясь в рамках парного взаимодействия «Мужчина - Женщина».

 

Таким образом, определившись с участниками, я определил схему отношений в этой паре. Но это только одна составляющая роли. Достаточно просто принять, что пара "родитель - ребенок", имеющееся у нас внутри, точно так же находит свое соответствие в игровых парах. Т.е. не только "мужчина - женщина", а при этом:,  "родитель - родитель", "родитель - ребенок", "ребенок - ребенок". Всего получается три  уровня взаимодействия. Если эти три уровня помножить на две позиции игроков активный (агрессивный) и пассивный, то мы получаем шесть типов игр:

 

1. активный ребенок  - пассивный ребенок

2. активный родитель - пассивный родитель,

3. активный родитель - активный родитель,

4. активный родитель - пассивный ребенок,

5. пассивный родитель - активный ребенок,

6. активный ребенок - активный ребенок.

 

Назовем эти шесть пунктов типами взаимодействия.

 

Если вы хоть немного владеете математикой, то легко обнаружите, что типов должно получиться девять, а не шесть. В этом перечислении отсутствуют пары "пассивный - пассивный". Почему я не учел эти пары? Если понаблюдать за играми детей, то станет очевидным: взаимодействие происходит только в том случае, если хоть один из детей проявляет активность. Что же происходит, если рядом будут находиться два человека с пассивной позицией?  Игра в такой паре просто не сможет состояться, тогда как пара "активный - активный" создает хоть и неустойчивую, конфликтную, но все же взаимодействующую пару, пара "пассивный - пассивный" просто не начнет взаимодействовать. Именно по этому в предложенной схеме эти пары отсутствуют и в наличии только шесть типов взаимодействия.

 

Чем же определяется последовательность, в которой перечислены эти типы взаимодействия? Порядок, в котором выстроены эти пары, соответствует порядку возникновения шести естественных прав. Но этот принцип помогает обнаружить интересную особенность парного взаимодействия. Давно уже известно и поддерживается многими исследователями утверждение, что «собака снизу», т.е. второй игрок в паре, как правило выигрывает. Теперь же, глядя на это построение, можно ответить на вопрос: «Почему это происходит?». Все очень просто, порядок перечисления естественных прав выглядит следующим образом: быть, обеспеченность, автономность, независимость, желать, достигать. Этот порядок абсолютно точно совпадает с порядком перечисления типов взаимодействия. Шесть прав – шесть типов.

 

Но это справедливо только для первого игрока в паре, т.е. для мужчины. Для женщины этот порядок сдвинут на один пункт вниз. Таким образом, отсчет прав для женщины начинается не с права «быть» как у мужчины, а на одно право выше, т.е. с права «обеспеченности». При этом, если в эту систему ввести еще один критерий «круг осознания», то мы обнаружим, что женщина находясь на ступень выше мужчины по правам, тем не менее стоит ниже его по системе кругов осознания. Возможно, что таким образом осуществляется взаимная компенсация неравенства в паре. Впрочем, подробней все это я рассматриваю в книге «Потерянный рай». 

 

Итак, мы получили те самые шесть сюжетов для классики. Но откуда же тогда знакомое нам разнообразие? Ответ на этот простой вопрос лежит в тех различиях, которые возникают в случае активной роли мужчины в паре и активной позиции женщины, в том же типе взаимодействия. Тогда внутри каждого типа взаимодействия мы получаем два сюжета, т.е. не только "активный ребенок - пассивный ребенок", а при этом еще "мужчина активный ребенок - женщина пассивный ребенок" и "женщина активный ребенок - мужчина пассивный ребенок". Такое активное положение в паре я назвал внешним лидерством. То же самое верно и для других типов взаимодействия. И список из шести типов взаимодействия приобретает вид двенадцати сюжетов, т.е. при внешней похожести игры сюжет развивается несколько иначе.

 

Что я имею ввиду? (См. таблицу) Например: для первых трех типов взаимодействия все очевидно. Каждому типу взаимодействия соответствует четыре манипулирующие пары. В первой паре внешнее лидерство принадлежит мужчине, в последней, четвертой паре лидерство за женщиной. Вторая и третья пары представляют собой образцы  "сексуальной игры".  Это момент передачи лидерства от одного партнера к другому.

 

Кажется, все это могло бы быть справедливым и для следующих трех типов взаимодействия. Действительно это так, но с интересным дополнением. Вопросы внешнего лидерства в этих парах менее выражены, т.е. не так агрессивны в своих проявлениях. Здесь скорее можно говорить о подчиненности или даже зависимости игроков в паре. Ведь по типу взаимодействия, например в паре Папашка - Капризная девчонка активней явно проявляет себя Капризная девчонка, т.е. ребенок. Но при этом она находиться в подчиненной позиции по отношению к родителю, т.е. Папашке. Что приводит к тому, что внешнее руководство в этой паре осуществляет явно Папашка. Так что следует разделять понятия активного (агрессивного) лидерства и понятие – внешнего лидерства.

 

Именно по этому я и использовал термин внешнего лидерства. Внешним лидером представляется тот из игроков, кто в глазах окружающих подчинил себе своего партнера, и осуществляет руководство в паре. При этом истинное или, говоря по-другому, активное лидерство в паре может, как совпадать с внешним, так и может быть прямо противоположно ему.

 

Итак, мы получили те самые шесть сюжетов для классики. Но чем же характеризуются эти сюжеты, как они выглядят в нашей реальной жизни? Я предлагаю вам следующую классификацию. Названия взяты из разговорной речи, так люди, общество в быту определяет такой стиль поведения, что тоже символично, т.к. в этом  видно еще одно неравенство пар, которое подробней мы рассмотрим ниже.

Таблица

 

Тип взаимодействия

Мужчина

Женщина

 

 

 

1

 

ребенок активный

ребенок пассивный

Агрессор

Святая

 

Охотник

Лань

 

ребенок пассивный -

ребенок активный

Кобель

Сучка

 

 

Страдалец

Жестокая

 

 

 

2

 

Родитель активный

ребенок пассивный

Обвинитель

Жертва обстоятельств

 

 

Зануда

Терпеливая

 

 

ребенок пассивный -

Родитель активный

Отдающийся

Хозяйка

 

 

Мученик

Завуч

 

 

 

3

 

Родитель активный

Родитель пассивный

Диктатор

Виноватая

 

 

Принц

Золушка

 

 

Родитель пассивный –

Родитель активный

Ручной

Вамп

 

 

Подлиза

Стерва

 

 

 

4

 

Родитель активный

Родитель активный

Гуру

Глупая

 

 

Ловелас

Наивная

 

 

Родитель активный –

Родитель активный

Опекун

Вечно больная

 

 

Упрямец

Деловая  

 

 

 

5

 

Родитель пассивный

ребенок активный

Папашка

Капризная девчонка

 

 

Профессор

Лолита

 

 

ребенок активный -

Родитель пассивный

Ученик

Сердобольная

 

 

Безвольный

Мамочка-Наседка

 

 

 

6

 

ребенок активный

ребенок активный

Благодетель

Шлюха

 

 

Ржевский

Легкомысленная

 

 

ребенок активный –

ребенок активный

Паж

Фаворитка

 

 

Шут

Недотрога

 

 

 

 

Внешние лидеры.

Мужчины: Агрессор, Обвинитель, Диктатор, Гуру, Папашка, Благодетель (спасатель).

Женщины: Жестокая, Завуч, Стерва, Деловая, Наседка, Недотрога.

 

Подчиненные.

Женщины: Святая, Жертва, Виноватая, Глупая, Капризная, Шлюха.

Мужчины: Страдалец, Мученик, Подлиза, Упрямец, Безвольный, Шут.

 

Здесь легко заметить, что названия стоят: лидеры – в порядке убывания агрессии и возрастания ответственности, а подчиненные – в порядке убывания самоконтроля и увеличении независимости, что вполне естественно, если вспомнить как мы напрягаемся и начинаем себя контролировать, если рядом с нами находиться что-то угрожающее нам и как расслабляемся, когда точно уверены в том, что  помощь рядом.

 

Принцип изменения  внутри каждой пары так же основывается на изменении двух параметров сразу степени агрессии и смена лидерства (ответственности). Пример: Агрессор, Охотник, Кобель, Страдалец – убывание агрессии; Святая, Лань, Сучка, Ведьма – нарастание агрессии. Кто более агрессивен тот и занимает позицию истинного лидера в паре.

 

Стиль названий, взятый из разговорной речи, указывает на то, что в современном российском обществе за мужчинами в большей степени признается право на агрессию. Что возможно сформировано за счет исторически сложившегося места женщины в семье и обществе. Любопытный, но от этого не менее прискорбный факт.

 

Еще можно дополнить, что система изменений внутри пары, в моей классификации, явно не полная. Логично было бы предположить, что и внутри каждого типа взаимодействия схема будет выглядеть так же, т.е. в шесть уровней. Я сознательно опустил этот момент, дабы не перегружать изложение. Таким образом, я называю лишь две крайние позиции смены лидерства и две из центра.

 

Зачем так все усложнять, ведь можно было бы просто сказать, что игра верна в обе стороны и этим ограничится? Увы, та самая оценка обществом дозволенности агрессии для мужчин и не позволительности для женщин, оказывает свое влияние и на сами схемы игры. В принципе игра практически такая же, но стереотипы оценочных суждений приводят к небольшим коррективам. К тому же у игроков отличаются проблемные «естественные права», что тоже не могло не отразиться на стиле игры. Женщина в паре находиться как бы на ступень выше партнера, в проявлении проблемного права, а соответственно и вопросы ставящиеся во главу угла будут отличаться от "мужских". Именно опираясь на это я и утверждаю, что при внешней похожести игр стоит все же разделять их и оговаривать отдельно.

 

Условно же центральную позицию я обозначил как «секс проявления», т.к. этот вариант типичен для сексуальноокрашенных контактов и в тоже время партнеры почти поровну делят ответственность и лидерство между собой. Почему почти? Потому, что пара, например, охотник – лань, указывает что в такой паре все же лидирует мужчина, но это уже край. Еще один маленький шажок на передачу лидерства и баланс в паре будет уже другой, кобель – сучка в пользу женщины.

 

Вот такие игры. Достаточно легко заметить, что общая схема большинства сексуальных игр толкается от постулата: «Всем мужикам только ЭТО и надо, а вот женщинам ЭТО не нужно». Этот стереотип сформирован столетиями задавливания женщины в обществе, подавлением женской сексуальности путем наложения запретов. Этот миф создан мужчинами, так что нечего удивляться, что именно его женщины с удовольствием используют против мужчин, как самое эффективное средство торговли и шантажа. Даже современные феминистки не отказались от этого оружия, доведя его до искусства судебных процессов. 

           

Что же собой представляет каждая пара и чем она характеризуется в реальности, в быту?  Далее рассмотрим тех игроков в паре, кто представляется как внешний лидер, т.е. тех, кто выбрал активный путь компенсации проблемного права.

 

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

День Открытых дверей

 

Смотрите информацию на нашем сайте www.syntone.ru (раздел «День Открытых Дверей»). Это рассказ о Синтоне вживую. Каждое воскресение каждого месяца, начало в 16.00.

 

 

Начинающиеся тренинги

 

Синтон-программа:

Базовый Тренинг

С 10 марта по понедельникам в 19.00 на Первомайской.

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Вступительный тренинг клуба. Занятия закладывают основу для личностного развития, а также сразу погружают вас в тёплую, умную, праздничную атмосферу клуба.

 

 

Синтон-программа:

Мир Души

С 11 марта по вторникам в 19.00 на Первомайской

Ведущий - Юрий Анушкин

С 21 апреля по вторникам в 19.00 на Первомайской.

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Мир Души - это возможность повысить свою душевную силу, развить эмоциональную гибкость, умение держать психологические нагрузки и эффективно влиять на других людей.

 

 

Синтон-программа:

Трудные игры: Королевство.

С 19 марта по средам в 19.00 на Первомайской.

Ведущий - Николай Иванович Козлов.

Занятия по курсу "Королевство" имеют увлекательный сюжет и являются, скорее, действом: живым и динамичным, разворачивающимся здесь и сейчас. Игра веселая и не очень, но всегда психологически богатая, в которых люди вступают в насыщенное игровое взаимодействие.

 

 

Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство.

С 10 марта по понедельникам в 19.00 в Сокольниках. 1 часть 1-го занятия – презентация.

Ведущий - Дмитрий Устинов.

Кто владеет словом - владеет людьми и судьбой. Совершенствуя свою речь, мы совершенствуем впечатление о себе, влияем на личный и профессиональный успех. На тренинге вы сможете научиться говорить красиво, выразительно, увлекательно, овладеть искусством блестящего рассказчика. Занятия позволят освоить ораторское мастерство, развить голос и красноречие, обаяние и "подвешенность языка", добавить новые яркие краски в свою речь и общение.

 

 

От Любви... И до Семьи... Со всеми остановками!

С 12 марта по средам в 19:30 в Сокольниках.

Ведущий - Владимир Раковский.

Как мы встречаемся? Как строить красивые, честные отношения? Как любить и быть любимым? Как сделать так, чтобы партнёр чувствовал, что вы его любите? Как перейти к семье, если вы хотите этого? Как создать семью, нужную и приятную обоим? Экспресс-курс из 6 занятий: Любовь и Дружба, Семьеведение, Близкие Отношения...

 

Психология Бессознательного

С 13 марта по четвергам в 19.00 на Первомайской.

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Все слышали о трансе, но что это такое знают немногие. Как в него входить? Как его использовать? Именно об этом эта группа. Хотите знать больше о себе? А об окружающих? А научиться чувствовать других людей? Тогда приходите и сразу настройтесь на серьезную работу, ведь придется выполнять домашние задания...

 

 

Победители: психология управляемого конфликта

С 14 марта по пятницам в 19:00 в Сокольниках. 1 часть 1 занятия – презентация.

Ведущий - Дмитрий Устинов.

Тренинг посвящен искусству побеждать, используя свою личностную силу. Направлен на воспитание психологической стойкости, развитие внутренней силы и уверенности, волевых и лидерских качеств, на искусство побеждать в конфликтах, сохраняя отношения. Содержит самые жесткие упражнения и психологические игры, а также  провокации, испытания, отработку приемов и методик, "полевые" тренинги. Курс из 8 занятий.

 

 

Ребёфинг

15 и 16-го марта (18.30, городок им.Баумана).

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Эффективные дыхательные техники, плюс техники отработки переживаний. Хотя - нуждается ли в рекламе ребёфинг Сталкера?

 

 

Потерянный Рай (Сталкинг-2)

С 28 марта по пятницам в 19:00 на Первомайской.

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Группа о том, как характер может стать типом личности, а тип личности может   привести к неврозу. Как этого избежать? Если вы часто наступаете на одни и те же грабли, сталкиваетесь с одними и теми же проблемами и хотите это понять и изменить – эта группа для вас. Много теории плюс практические упражнения с элементами психодрамы и "фиолетовых".

 

Телеска

29 и 30-го марта (место уточняется).

Ведущий - Сергей Шишков (Сталкер).

Телесно-ориентированный тренинг направлен на проработку психологических проблем через воздействие на тело: через дыхание, свободное движение и массаж, через расслабление и работу с сексуальной энергией. Вас ждут волнующие переживания!

 

 

Стань творцом!

С 30 марта по воскресеньям в 14.00 в Сокольниках.

Ведущая - Елена Шорохова.

На этом тренинге Вы получите доступ к творческой части вашей личности. Тренинг адаптирован к изобразительному искусству и в значительной степени опирается на активизацию правого полушария вашего мозга. Итогом тренинга будет ваше умение узнаваемо и грамотно рисовать портреты. Курс из 6 занятий.

 

 

 

Синтон-Кино

15 марта, суббота, Первомайская, 18:00. Просмотр фильма "Шоколад" с комментариями Н.И.Козлова.

 

 

Танцы Всеобщего Мира.

22 марта, 18:00, суббота, Сокольники,

Ведущий - Дмитрий Устинов и команда музыкантов.

Танцы исполняются под живую музыку и пение самих участников. Это яркая форма    празднования, позволяющая прикоснуться к древним культурам и религиям. Танцы Всеобщего Мира являются сейчас очень популярными в Европе и США. Старинные духовные традиции, находящиеся в основе танцев, создают подлинное чувство единства со многими народами нашей планеты: кельтскими, индейскими, арабскими, африканскими, еврейским, славянскими и др. Это яркая форма празднования радости жизни и динамическая медитация под музыку пения самих танцующих, живой звук гитар, флейт, ударных и других инструментов. Танцы легки в изучении - движения, слова, мелодия выучиваются всеми вместе перед каждым танцем. Приглашаются любители интересного отдыха и необычного общения. Можно пригласить непугливых друзей. :)

 

 

Синтон-Дискотека

С 15 на 16 марта, с 20:00 до 06:00, Сокольники.

Дискотека будет посвящена солидарности мужчин и женщин. :) Как всегда, танцевальная этническая музыка от Тошана, спектакль от Дождя, конкурсы, ритуалы и призы от Юры Анушкина, вкусности из харчевни от Андрея. Уникальная атмосфера, в создании которой может принять участие каждый из вас.  

 

 

 

Подробности о тренингах Центра Синтон можно узнать по основному контактному телефону 463-44-85 (с 10.00 до 23.00). А также смотрите на нашем сайте:  www.syntone.ru

 

 








http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное