Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания. Книжка-конспект учебного курса по мнемотехнике


№ 259. 14 августа 2020 г.
Обзор Системы запоминания


Конспект учебного курса

Ещё небольшой шажок вперед в развитии мнемотехники, в направлении запоминания полезной учебной информации, в сторону школы.

Теперь окончательно выкристаллизовались техники запоминания конспектов учебников. Все гениальное просто. Но инертность мышления не позволяет нам видеть простые вещи, которые постоянно у нас перед глазами. Мы смотрим на ложку в чашке и не понимаем, что созерцаем гениально простой механизм памяти, что наша зрительная анализаторная система анализирует изображение, делает трассировку (выделение контуров) и связывает активные контуры в одно целое путем синхронизации частот клеток, генерирующих эти контуры. Это происходит быстро, ничего в голове за несколько секунд прорасти не может.

Другие виды памяти не такие быстрые. Слова фраз, как ручеек после дождя, должны оставить след, дорожку в системе нервных клеток речевого анализатора. Для этого фраза должна повторяться несколько дней. Зато после автоматизации, если налить водичку в начало канавки, водичка потечет по сформированному пути.

Образование внутренних рефлексов тоже требует времени. Рефлекс образуется между нервными клетками разных анализаторов. Для этого в мозге есть специальные ассоциативные зоны, где отростки нервных клеток из разных анализаторов находятся рядом, пересекаются. Если две клетки начинают работать одновременно, они тянутся друг к другу и соединяются. Чтобы клетка проросла, нужно время. Поэтому и этом вид памяти не быстрый.

Три вида памяти, которые используются в мнемотехнике GMS, полностью покрывают наши потребности в запоминании учебной информации.

Идея запоминания конспекта учебника простая. Но она сформировалась постепенно, по мере формирования других техник запоминания. Информация может быть записана одним из способов: образом, цепочкой образов (список), ассоциацией, последовательностью ассоциаций (таблица), ярлык (смесь перечисленных выше способов). В том числе и слова, фразы (речевая память), какие-то новые знаки (рефлекторная память). Куда записана? Нужен какой-то опорный образ. Если у нас есть учебник, в качестве опорного образа мы можем взять любую картинку из параграфа учебника. В результате получается чудо! Мы видим учебник как будто насквозь. Мы можем последовательно вспоминать образы, обозначающие параграфы, с этих образов считывать номер параграф, номер страницы, название параграф и точные данные (конспект параграфа), которые записаны в виде образов, ассоциаций, списков, таблиц, ярлыков. В результате получается универсальная техника для запоминания конспектов любых учебников. Если учитывать, что учебник изучается долго, в течение учебного года, то применение этой техники даст полное запоминание конспекта учебника к концу учебного года. Кто уже не учится, может восполнить пробел в знаниях, может потренироваться на школьных учебниках, которые очень интересные. Но увы, подавляющее большинство людей не могут переложить эти знания в свою голову. И не потому что у них плохая память, а потому что не знают как это сделать.

Запоминание стимулирует интерес к изучаемому предмету, расширяет диапазон восприятия окружающей действительности. Я в школе не интересовался химией, потому что думал что мне это не надо. Меня интересовали паяльник и гитара. Сейчас, начав систематически запоминать учебники химии, я чувствую, как меняется мое восприятие мира. Я начинаю видеть невидимые связи в обществе, как работают сырьевые предприятия, как из воздуха делаются удобрения, как стекольные заводы 24 часа в сутки штампуют бутылки и плоские оконные стекла. Я стал с уважением относиться к обычной... бутылке. Мне теперь жалко её выбрасывать. Это технический шедевр, ещё одна обыденность, к которой мы все привыкли и не замечаем.

Новая версия Системы запоминания «Джордано» подготавливает к запоминанию разнообразной информации из разных учебных дисциплин (физика, математика, химия, иностранный язык, программирование) с организаций информации в памяти на основе оглавления – запоминание конспекта учебника.

Также обратите ещё раз внимание, что используются три вида памяти. Зрительный образ может быть «кнопкой», которая запускает воспроизведение фразы в голове. Это используется в основном при дословном запоминании фраз. Но может быть использовано при запоминании цитат, формулировок, оглавления учебника.

Автоматическая фраза воспроизводится сама по своему началу или по образу, к которому она привязана. Автоматизмы мозга – очень удобная вещь. Мы помним «просто так»! Вот я вспоминаю фото Парацельса и в голове САМА начинает воспроизводится фраза Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. То что обычно называется «помнить просто так, без мнемотехники». Однако, с помощью мнемотехники можно «помнить просто так без мнемотехник» сотни автоматизированных фраз.

На иллюстрации схема взаимодействия трех видов памяти при воспроизведении пункта оглавления учебника. Вспоминается картинка (протоны, нейтроны). С картинки мы считываем номер параграфа и номер страницы, и картинка запускает воспроизведение звукового файла где-то внутри головы «Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы». Эта последняя техника (автоматизации фраз) не очевидная, так как речевая память не очень быстрая. И её нужно отработать на упражнениях и почувствовать у себя в голове, как это работает, по эффектам, сопутствующим автоматизации фразы.



Мнемотехника в настоящее время – это серьезная учебная дисциплина. Автор сделал краткий обзор основных положений системы запоминания в виде сокращенного иллюстрированного конспекта учебного курса по мнемотехнике GMS, которые вы можете скачать совершенно бесплатно по ссылке.

Конспект курса мнемотехники в виде книжки. Ориентация на учебники


>

Подписывайтесь в группу Мнемотехника GMS на странице ВКонтакте. Примеры запоминания из учебников по разным предметам. Много иллюстраций.

Заходите в гости



   

(c) 2002-2020, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.


В избранное