В этот раз я, к сожалению, до последнего затянул с анонсами наших предстоящих вебинаров в рассылке "Психология НЕ для всех". Однако, лучше поздно, чем никогда. Поэтому с удовольствием анонсирую свой завтрашний вебинар, имеющий, так уж получилось, одновременно сразу три названия:
"Эффект глупых денег"
"Итоги 2013. Стратегии 2014"
и "Введение в портфельные инвестиции"
Несмотря на три разных названия, речь идет об одном и том же вебинаре, а все три темы тесно связаны между собой.
В рассылке "Психология НЕ для всех", пожалуй, правильнее будет уделить основное внимание вопросам психологии инвестирования и эффекту, который получил в западной литературе получил название "эффект глупых денег" ("dumb money effect"). Его мы и рассмотрим на завтрашнем бесплатном вебинаре 12 марта.
* * *
Многим известно, что в массе своей инвесторы и спекулянты проигрывают рынку. Однако, очень мало кто понимает, почему это происходит, и какие механизмы за этим стоят.
Есть как минимум две важных причины для этого (на самом деле их больше, но эти две, на мой взгляд, являются основными).
Одну из них я не так давно подробно разбирал в статье "Диверсифицируй или проиграешь". В статье на наглядном примере показано, как и почему к проигрышу инвесторов приводят попытки выбирать отдельные ценные бумаги и инвестиционные инструменты. И почему для большинства людей гораздо более верным решением будут инвестиции в широко диверсифицированные рынки.
Если вы не уверены в своих способностях аналитика (или предсказателя), лучше даже не пытаться угадывать инструменты с наилучшими перспективами роста. С очень большой вероятностью вам это сделать не удастся, поскольку исключение лидеров рынка из вашего портфеля отбросит его далеко назад по сравнению со средними значениями. Ваши шансы угадать оказываются значительно ниже шансов не угадать.
Эта популярная ошибка характерна для группы, которую я условно назову "активными инвесторами".
Но есть и другая, не менее разорительная ошибка. И она характерна для группы, которую я условно назову "спекулянтами".
(Я употребляю термины "условные активные инвесторы" и "условные спекулянты", поскольку подавляющее большинство рядовых вкладчиков и участников финансовых рынков, похоже, вообще не отдает себе отчет в том, чем именно они занимаются, произвольно и бездумно смешивая между собой инвестиционные и спекулятивные стратегии и совершая очень много ошибок одновременно. С точки зрения их поведения на рынках наиболее правильно будет классифицировать эту массу людей как игроманов-дилетантов. Однако сами они вряд ли
найдут в себе смелость признать верной такую оценку их деятельности. Поэтому я буду исходить из предположения, что существует деление на "активных инвесторов" и "спекулянтов", согласно той терминологии, которую когда-то предложил Бенджамин Грэхем в книге "Разумный инвестор". Хотя основная масса игроманов-дилетантов под эти "чистые" грэхемовские классификации не попадает)
Как показывают результаты социологических опросов, спекулянтов в России в массе своей намного больше, чем инвесторов. (В этом мы, кстати, сильно отличаемся от европейцев и приближаемся по менталитету к азиатам. К примеру, китайцы как нация еще гораздо более азартны, чем русские). И поэтому эта ошибка в целом оказывается еще более разорительна, чем первая.
Так вот, вторая популярная ошибка, приводящая к потере средств, берет свое начало в попытках выбирать наиболее благоприятное, правильное время для проведения операций. (В английском языке это называется ёмким термином market-timing (маркет-тайминг)).
Эта ошибка любопытна тем, что имеет глубокие и трудно осознаваемые корни, которые природа заложила в человеческий мозг в процессе эволюции. В результате этой ошибки инвесторы сплошь и рядом интуитивно принимают "логичные" с точки зрения "житейской логики" решения, которые в итоге оказываются разорительны для их капитала.
В западных научных работах эта ошибка уже достаточно давно была исследована и просчитана. А эффект потери денег, массово вызываемый этой ошибкой, как я уже написал выше, получил в западной литературе название "эффект глупых денег" ("dumb money effect").
Любопытно, кстати, что ни в каком варианте перевода на русский язык Яндекс упоминания этого термина в русскоязычной литературе не находит вообще. Судя по всему, в русскоязычном интернете эта проблема пока вообще не поднималась.
Тем интереснее будет поговорить об этом эффекте на предстоящем завтра вебинаре.
А заодно и о том, как с этим эффектом бороться.
И даже более того: о том, как можно на этом эффекте заработать.