В середине
XX
века советская психолог Б.В.Зайгарник открыла одно из важнейших свойств
психики, которое получило название "эффект Зейгарник".
Оказывается, что наши чувства, мысли и эмоции сосредоточены вокруг
незавершенных ситуаций. Мы хорошо помним незавершенные ситуации, постоянно
думаем о них, поглощены ими.
Но как только ситуация завершается, она тут же исчезает из нашей памяти,
перестает нас волновать и тревожить.
Важно отметить, что чем амбициознее были испытуемые и чем серьезнее они
относились к заданиям, тем они дольше помнили о незавершенных заданиях, но тем
они быстрее забывали о задании после его завершения.
Главное следствие из "эффекта Зейгарник": мысли, которые роятся в наших
головах и мешают уснуть, счастливо жить, и приводят к неврозам, стрессам,
тревожности, - это обрывки незавершенных ситуаций.
Эти обрывки незавершенных ситуаций создают внутри человека психологическое
напряжение.
Анекдоты позволяют хорошо это продемонстрировать:
Поздний одесский вечер времен СССР.
- Мойша, ты чего ворочаешься?
- Да вот, Сарочка, не могу уснуть - завтра должен Абраму деньги отдать.
Сара, выходит на балкон, поднимает голову и кричит:
- Абрам! Абра-а-ам!
- Что, Сарочка?
- Тебе Мойша денег должен?
- Должен.
- Так вот, он тебе их не отдаст!
Возвращается обратно:
- Спи, Мойша, пусть теперь Абрам не спит!
Итак, незавершенные ситуации образуют повседневное психологическое напряжение,
от которого человек хочет избавиться.
А если человек не знает, как от него избавиться, то он начинает это
психологическое напряжение заедать сладостями или топить в алкоголе.
Есть ли иные способы снять психологическое напряжение, не прибегая к
перееданию или спиртному?
Да, они есть, причем придуманы еще древними людьми 30 тысяч лет назад. Способы
заключается в выражении текущих эмоций через искусство.
Искусство палеолита отличается натурализмом, которое потрясает воображение.
Древние охотники, вооруженные только угольком и охрой, в слабом свете пещер
рисовали удивительно четко и выразительно.
У рисунков древних людей есть отличительные особенности, которые позволяют нам
сделать выводы о побудительных мотивах людей, их рисовавших.
Дело в том, что доисторические рисунки пещерного века - это очень часто почти
фотографическое изображение реального объекта (животного), чем-то потрясшее
воображение древнего человека. Это не обобщенные схематические образы животных,
а изображения совершенно конкретных особей.
Современные психологи объясняют эти изображения "эффектом Зейгарник", т.е.
свежими яркими впечатлениями, которые никак не могли "отпустить"
человека.
Чаще всего это были эпизоды охоты и агрессивных животных.
Психологическое напряжение, вызванное бурными эмоциями, не дает спать, все время
изводит человека, требует разрядки.
Чтобы избавиться
от этого психологического напряжения первобытные люди начинали рисовать
волнующие их ситуации.
В палеолетическом искусстве отсутствуют спокойно пасущиеся животные и
пейзажи.
Животные всегда изображены бегущими, либо напряженными перед прыжком. Очень
часто в изображении встречаются стремительно несущиеся раненные животные, в бока
которых вонзены копья и стрелы.
Современные психологи считают, древние охотники рисовали тот эйдический образ,
который все время стоял у них перед глазами, и посредством рисунков
избавлялись от психологического напряжения.
(Что интересно, рисунки современных детей, страдающих аутизмом и имеющих
неразвитую речь, поразительно похожи на рисунки древних охотников. Они
такие же четкие и натуралистичные. Они изображают объект, а не
обозначают его. Причем, по мере взросления и постепенного освоения языковых
навыков, рисунки детей-аутистов становятся похожи на рисунки обычных детей.)
С концом ледникового периода и развитием языка,
т.е. примерно 9 тыс.лет до н.э., пещерное искусство исчезло из истории. И только
спустя пять тысячелетий традиции живописи заново возникли в Ассирии и
Египте.
Но это уже было совсем другое искусство - схематичное и скованное,
которое больше напоминало детские наброски, чем фотографически четкие рисунки
древних охотников палеолита.
Ничего даже отдаленно напоминающего пещерную живопись в искусстве не было
вплоть до итальянского Возрождения. Но теперь это было уже именно "искусство",
требовавшее от художников продолжительного обучения.
Это говорит о том, что человек научился иначе гасить психологическое напряжение
– не через рисунок, а посредством языка, например, через поэзию.
Поэзия (не чтение, а сочинение) – это очень интересный способ избавления от
груза незавершенных ситуаций.
И это свойство поэзии можно и нужно использовать в нашей повседневной жизни.
Хочу привести один пример на эту тему.
Любопытный эксперимент был проведен в Оклахомской диетологической академии.
Было приглашено более 500 женщин, желающих избавиться от лишнего веса.
Всем женщинам была составлена одинаковая программа похудения, а после
этого женщин разделили на три группы:
- первой группе (178 человек) в дополнение к общей программе добавили
садово-огородные работы по 1,5 часа в день;
- участников второй группы (201 человек) в дополнение к общей программе
обязали каждый день заниматься сочинением стихов;
- третья группа (164 человека) – была контрольной, они выполняли только
общую программу.
Результаты ошеломили исследователей: оказалось, что наилучшего успеха в
похудении с большим отрывом добилась группа "поэтесс" – они опередили "огородниц"
на 31%.
Группа "огородниц" опередила обычную (контрольную) группу менее чем на
5%.
Результат, действительно, выглядит удивительным.
Ведь получается, что группа, которая занималась сочинением стихов, опередила
контрольную группу на 36%, т.е. стихосложение очень серьезно ускоряет
процесс похудения (примерно на 1/3).
Этот вывод подтверждают и исследования, которые выявляют связь между
профессиями и массой тела человека.
Оказалось, что процент стройных, худых и даже тощих поэтесс
намного превышает среднестатистические параметры для людей, не занятых
физическим трудом.
И действительно, трудно вспомнить настоящую известную поэтессу, обладавшую
избыточным весом.
Русские поэтессы Анна Ахматова, Марина Цветаева, Бэлла Ахмадулина никогда не
были пышнотелыми. Такие мастера американской поэзии, как Эмели Дикенсон, Эми
Лауэлл, Марианна Мур и многие другие также были очень и очень худы. Среди
поэтесс Франции, Испании, Британии мы наблюдаем такую же картину.
Итак, друзья, можно сделать полезный и важный вывод.
Если мы хотим избавиться от повседневного напряжения, то можно проявить свои
эмоции в стихах. Достаточно придумать одну или несколько строк, выразить в
них чувства настоящего момента, и напряжение "отпустит".
Впрочем, конечно, мучающие нас чувства можно и нарисовать – это тоже
эффективная психотерапевтическая практика.
Эти действия позволят снимать стресс, не прибегаю к перееданию.