Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стресс и тревога - что это такое и как с ними справиться?


******************************
==============================

СТРЕСС И ТРЕВОГА -
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С НИМИ СПРАВИТЬСЯ?
N 58, 2006
ТЕМА ВЫПУСКА:
ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА

=============================

Как сберечь здоровье школьника в нелегком процессе обучения?
Как учеба воздействует на мозг ребенка? Эти и другие вопросы
школьного обучения с учетом особенностей детской психологии
стали центральной темой "круглого стола", организованного на
прошлой неделе Московским центром развития русского языка.
Дискуссия была организована в рамках проекта "Школа без
стресса", который центр осуществляет с прошлого года.

Проект "Школа без стресса" адресован образовательной среде.
Его целью является поиск путей создания в школе комфортных
условий для всех участников образовательного процесса,
позволяющих не только достичь высоких результатов в сфере
обучения, но и сберегающих физическое и психическое здоровье.
В рамках проекта его участники вырабатывают меры
профилактики и коррекции трудностей обучения детей,
связанных с особенностями формирования их психики,
профессиональной подготовки и переподготовки учителей в свете
новейших научных представлений о развитии мозга ребенка.

Педагоги и психологи обсуждали, полезно ли загружать ребенка
учебой или излишние нагрузки могут повредить психику ученика.
Помимо специалистов "узкого профиля" в мероприятии приняли
участие министр образования Андрей Фурсенко, ректор
Государственного университета Санкт-Петербурга Людмила
Вербицкая и другие руководители учебных заведений.

В современной школе ребенок уже к концу первого класса
утрачивает свойственный этому возрасту оптимизм, а виноваты
здесь не только слишком озабоченные продвижением новых
методик педагоги, но и родители, которые хотят всего и сразу.

Директор Института мозга РАН Святослав Медведев рассказал,
что перегрузки в учебе могут иметь для ребенка самые плачевные
результаты. "Яркий тому пример - олимпийцы. Эти люди к
тридцати годам абсолютно больные просто потому, что
подвергаются несвойственным для человека нагрузкам", -
поведал Медведев. Ситуация со школьным обучением, заметил
он, совершенно аналогичная - в случае перегрузок в школе
ребенок может запросто "заработать" невроз, а в отдельных
случаях даже сойти с ума.

С ним согласился и заведующий лабораторией нейрофизиологии
Института психики РАН Юрий Александров. По его словам, у
человеческого мозга есть свойство "отбирать" резервы из других
сфер - вплоть до сфер физического развития, и направлять их на
сферу наибольшей нагрузки.

Специалисты также рассказали, что ребенка ни в коем случае
нельзя "вырывать" из естественного жизненного ритма - это
чревато повреждением психики и проблемами со здоровьем. К
примеру, рассказали ученые, известен такой факт. Индейцы с
Аляски, которых буквально насильно обучали в университете и
заставляли работать на заводе, жили всего по 30 - 35 лет.
"Организм построен на сбалансированности, а любое отклонение
от нее гарантирует болезнь", - в один голос заключили
специалисты.

Резюме пятичасового разговора: школьные учителя почти ничего
не знают об особенностях мозга ребенка, не учитывают их и
школьные программы. "Советская педагогика тоже мало
опиралась на знания физиологов, - сообщила директор Института
возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук
Марьяна Безруких. - Она строилась в основном интуитивно, часто
методом проб и ошибок. Получился такой многолетний
естественный эксперимент. А вот в дореволюционные гимназии
брали учеников с 9 лет, и это было, с нашей точки зрения,
правильнее".

Безруких процитировала Ушинского, который еще в 1875 году
сетовал на то, что воспитание мало "черпает из источника"
научных знаний об организме ребенка. Сегодня этих знаний
достаточно лишь для того, чтобы указать на ошибки. О
применении их на практике говорить пока не приходится. До сих
пор российское образование держится на устойчивых мифах,
давно опровергнутых наукой. На них опираются и простые
учителя, и педагоги-новаторы, и чиновники. Каждый выбирает то,
что ему по душе.

Начнем с банального - "повторенье - мать учения" (немногие,
кстати, знают завершение - "и прибежище ослов"). Наука говорит,
что повторение может быть совершенно бесполезным и даже
произвести обратный эффект. "Все зависит от того, спустя какое
время после первого запоминания ученик будет повторять
материал, - объясняет известный психофизиолог, профессор
Юрий Александров. - На разных этапах консолидации памяти
этот процесс может протекать по-разному. Ученым еще
предстоит установить, с какими перерывами должны обучаться
дети".

Оказывается, полностью противоречат физиологии ребенка
скорочтение и безотрывное письмо (когда учатся писать, не
отрывая руки от бумаги), которые сегодня активно практикуются
в начальной школе. Оптимальная скорость чтения - 80 слов в
минуту, ученику же предлагают прочитать 120.

"Кто высчитал эти 120 слов, когда?! Кто внес это в программу?" -
недоумевает Марьяна Безруких. Она рассказала и о более стойких
мифах, которые укоренились не только в школьной практике, но
и в сознании людей. Главный - о том, что существуют
"возрастные окна", когда мозг лучше всего воспринимает
информацию, и поэтому интенсивное обучение иностранным
языкам нужно начинать как можно раньше - между 2 и 6 годами.
Современные исследования говорят об обратном - мозг в это
время еще не сформировал навыков, необходимых для усвоения
второго языка. Этот факт подтвердила и профессор СПбГУ,
заместитель руководителя кафедры общего языкознания Татьяна
Черниговская, лингвист и биолог.

Кстати, спешка проявляется не только в образовании. Ученые
уверены: к 18 годам мозг молодого человека "функционально не
готов справиться с ситуацией, которая его ожидает в армии, но
если оттянуть призыв на два года, то многих проблем просто не
было бы".

Еще один миф - о безграничных возможностях мозга - развенчал
директор Института мозга человека, член-корреспондент РАН
Святослав Медведев: "Компьютер при выполнении некорректной
задачи выдает сообщение об ошибке, а человеческий мозг
продолжает работать. Но работает он уже в совершенно другом
режиме, пытаясь преодолеть возникшее противоречие. Это может
привести к неврозу и более серьезным нарушениям работы
нервной системы".

Мнение специалистов обязательно будет учтено при
корректировке методик обучения. Таким образом, у российских
школьников появляется шанс на то, что после получения
аттестата зрелости им не потребуется бороться с последствиями
чрезмерного стресса.

До встречи.

Олег Радюк,
к.м.н.

Письмо автору: http://trevoga.depressii.net/contact.php
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/psychology.stress/

==============================

Copyright (c) Радюк О.М., 2006. Воспроизведение,
распространение, перепечатка, размещение в Internet
или иное использование материалов рассылки возможно
только с письменного разрешения автора.

==============================

Информация, опубликованная в рассылке, не является
профессиональным медицинским советом и не может быть
использована для диагностики заболеваний или лечения
без предварительной консультации с лечащим врачом.
Если у Вас есть проблемы со здоровьем, обязательно
проконсультируйтесь у своего лечащего врача.

==============================
******************************

В избранное