Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шаг за шагом к свободе.

  Все выпуски  

Шаг за шагом к свободе. С прошедшими Днём космонавтики и Первым апреля! #41


Шаг за шагом
(все выпуски)


Стань кузнецом
своего счастья:


"Быть счастливыми
мужем+женой"


"Живите счаст-
ливо и ярко"


"Любовь без
измен+вранья"


"Советы-1 о
жизни с + и без -"


"Советы-2 о
жизни с + и без -"


"Почему мы
здоровы в 55"


Курение, прощай
НАВСЕГДА!



Kод -$10: VU940
Здравствуйте!

"Плачет. Говорит, что без неба жить не может... Еще бы немного - и не быть Гагарину военным летчиком, а стало быть, и космонавтом..." (http://www.peoples.ru/military/cosmos/gagarin/index1.html)
Григорий Константинович Серков в конце пятидесятых, когда в училище учился Юрий Гагарин, был заместителем Полшкова. Именно он "давал путевку в небо" Юрию Гагарину, то есть принимал у него контрольный полет, в котором выпускник должен был на двухместном истребителе, во второй кабине которого сидел экзаменатор, показать свое умение и мастерство. Рассказал, что Гагарин очень волновался: от этого экзамена зависело разрешение на самостоятельный вылет уже на одноместном реактивном самолете.
У летчиков давняя, еще с фронтовых времен, традиция: молодой летчик, прошедший испытание контрольным полетом, дарит экзаменатору пачку лучших папирос или сигарет. Вот и Юрий Гагарин, завершив полет, преподнес Г.К. Серкову пачку сигарет. "Видно, задолго готовился к полету, - заключил рассказ Григорий Константинович, - пачка была довольно помятая".
- Все вроде правильно в рассказе Григория Константиновича, - сказал мне на другой день полковник Полшков. - Но кое-что он пропустил...
Я ждала продолжения.
- Знаете, почему пачка сигарет была так измята? Почему долго валялась в планшетке курсанта? Не знаете? Что ж, слушайте.
...На завершающем этапе обучения курсанты пересаживались с винтовых самолетов на реактивные. Аэродром находился под Оренбургом в совхозе "Караванный". Туда и прилетел Иван Михеевич, чтобы принять зачеты.
В тот летний день проходили проверку курсанты летчика-инструктора Анатолия Григорьевича Колосова. Один, второй, третий, четвертый полет. Подошла очередь и старшего сержанта Гагарина. Запуск мотора, выруливание, взлет, работа в зоне по определенному заданию, заход на посадку. Иван Михеевич не заметил ни одного сколько-нибудь серьезного отступления. Но... перед самой землей самолет вдруг резко клюнул носом, и командиру полка пришлось самому исправлять положение и спасаться от "козла".
Расстроенный курсант вылез из машины. Полковнику показалось, что он даже побледнел за те несколько минут, что был в небе.
- Ошибки знаете? - спросил Иван Михеевич.
- Так точно, - ответил старший сержант.
- Перечислите.
Тот доложил.
- Правильно, - кивнул полковник. - Работайте дальше.
Но через две недели история повторилась. Когда у начальника училища подводились итоги контрольных полетов, решение было категоричным: курсантов, не сумевших по какой-либо причине полностью выполнить полетное задание, предстояло отчислить из училища. Кроме старшего сержанта Гагарина в тот год еще трое курсантов должны были покинуть училище, не получив назначения в истребительную авиацию.
Тут Иван Михеевич напомнил мне, что авиация - не та область, где выпускника может спасти средний балл. Двойка по каждому параметру обладает правом вето. Будь то знание теоретического курса, здоровье, тренированность, особенности вестибулярного аппарата или деталь в технике пилотирования.


...Следующая встреча со старшим сержантом Гагариным была для командира полка неожиданной. Вовсе неожиданной.
Стояла дождливая, нудная погода, когда Иван Михеевич поехал в летние лагеря под Оренбургом. Дождь всех - и летчиков, и курсантов, и техников, и солдат - загнал в казармы. Только на спортивной площадке на тренажере крутилась фигурка. Иван Михеевич подошел поближе, разглядел, узнал курсанта и, ничего не сказав, пошел в штаб. Вызвал к себе инструктора Колосова.
- Где документы на списание сержанта Гагарина?
- Еще не готовы, - ответил Колосов.
- В чем дело, товарищ капитан? Вам что, непонятно распоряжение начальника училища? - Полшков начал строго, но перешел на неофициальный тон. - В чем дело, Анатолий Григорьевич?
- Не могу решиться, Иван Михеевич.
- Это почему же?
- Да курсант очень уж переживает.
- Что значит переживает? - не отступал командир полка. - Плачет, что ли?
Колосов утвердительно кивнул.
- Считайте, что плачет. Говорит, что без неба не может, жизнь ему не в жизнь.
- Ну и что прикажешь делать? Выпускать на смерть? А если он разобьется?
Но тут перед мысленным взглядом Полшкова возникли строй курсантов и какая-то важная деталь в нем...
- Анатолий Григорьевич, ты заметил, что Гагарин невысокого роста?
- Знаю.
- Что-нибудь под сиденье подкладывали?
- Прокладку специальную смастерил.
- Пусть сделает еще одну.
Потому что, как объяснил мне опытнейший пилот, некачественная посадка может быть по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия у летчика чувства земли - того чувства, которое создает точнейшее ощущение высоты с точностью до плюс-минус десяти сантиметров. Это чувство не заменить никаким прибором. И, во-вторых, неправильный угол зрения. У невысоких людей он будет отличаться от расчетного и может сыграть коварную шутку.
Решили еще раз испытать судьбу и летческое умение Юрия Гагарина.
- Кстати, извести-ка, Анатолий Григорьевич, твоего подопечного, что контрольные полеты у него буду принимать не я, - решил полковник Полшков. - Может, у него из-за меня неуверенность? Один раз мне не сдал, два мне не сдал... Пусть Серков принимает...
Но третий раз зачетный полет был выполнен Гагариным более или менее успешно. Серков дал разрешение на самостоятельные вылеты, хотя и он отметил резкость при посадке. На грани допустимого. Но все-таки допустимую. И до самого выпуска из училища Гагарин оттачивал "посадку". - Вот ведь как... - завершил свой рассказ Иван Михеевич. - Еще бы немного - и не быть Гагарину военным летчиком, а стало быть, и космонавтом...
Вспомнив про историю с военный трибуналом, я подумала, что при решении вопроса о допуске курсанта Гагарина к полетам среди аргументов "за" (отличное знание теоретических предметов, отличное пилотирование винтокрылых самолетов) фигурировала уверенность руководства училища, что этот парень будет биться за право летать на истребителях, собрав в кулак всю свою волю.
Я спросила об этом полковника Полшкова.
- Боюсь присочинить лишнее, - ответил Иван Михеевич. - Но, наверное, в глубине души мысль была, что парень внутренне собран, умеет держать удар. Ему надо было дать шанс. Мы дали. И не ошиблись.

Читать дальше "Светлой памяти Юрия Гагарина посвящается" >>>

До следующей встречи

Написать автору

Зайти к Поперешнику :-)



Быстрая подписка:


Рассылки Subscribe.Ru от Поперешника
Истории знаменитостей от Поперешника.
Когда мы счастливы. Дайджест счастья.
Шаг за шагом к свободе.
Рассмешилки от Поперешника.
По следам счастливых пар.

В избранное