Психология и тело Мужское тело и современная культура
Психологическая консультация "Город"
Здравствуйте, Уважаемый Подписчик!
Я думаю, о сегодняшних стандартах женской красоты и сексуальности известно всем и много.Так же, как и о погоне (и ее последствиях) обычных женщин за внешностью «глянцевых» красавиц. Поэтому сегодня, продолжая тему «Мужское тело в истории культуры», я хочу поговорить о том, как современная массовая культура представляет мужское тело.
На самом деле общие тенденции таковы, что в сфере отношения к внешности (как и во многих других областях жизни) различия между мужчинами и женщинами постепенно, но верно уменьшаются*.
Изображение мужского тела в рекламе и кино эротизируется. Рекламные проспекты мужского белья всячески подчеркивают форму ягодиц и размеры гениталий, при этом "продается" не только и не столько белье, сколько определенный тип мужского тела - стройного, крепкого, мускулистого и сексуального.
Изменился и статус фотомодели, эта работа стала престижной не только для женщин, но и для мужчин, а их доходы приблизились к доходам звезд Голливуда.
Изменение телесного канона проявляется и в бытовом поведении. Современные мужчины заботятся о своей одежде и телесном облике почти столько же, сколько женщины. Они тратят все больше времени и денег на уход за телом, косметику и т.д.
В 1999 году американские мужчины истратили на членство в спортивных клубах больше 2 миллиардов долларов, плюс еще 2 миллиарда - на домашнее спортивное оборудование. Какими-то формами бодибилдинга регулярно занимаются 25 миллионов американцев, имеющих в своем распоряжении 25 000 клубов здоровья. Число подписчиков Men’s Health в США за 10 лет (с 1990 г.) выросло с 250.000 до 1.6 миллиона.
Пластическая хирургия в США стала большим - 300 миллионов долларов - бизнесом, причем в 1994 г. каждая четвертая операция делалась на мужчинах. Только в 1996 г косметическим операциям подверглось около 700 тысяч американских мужчин. Быстро растет популярность силиконовых имплантаций, изменяющих форму груди (подобно тому, как это давно уже делают женщины) и бедер, а также операций по удлинению и утолщению пениса.
Увеличить свои грудные мышцы хотели ли бы 38 % опрошенных американских мужчин (на 4 % больше числа женщин, желающих увеличить свои груди.
Те же тенденции есть и в России. Судя по данным сравнительных исследований, проведенных в Москве в 1987-89 и 1993-95 годах, состоятельные и процветающие мужчины стали уделять больше внимания своему здоровью и внешности. Хотя традиционные гендерные различия при этом сохраняются, в мужской заботе о здоровье все сильнее звучат мотивы красоты и привлекательности.
Эту тему культивируют в рекламных целях новые мужские журналы и телепрограммы, сочетающие пропаганду здоровья и красоты с эротикой. Интересен в этом плане вполне приличный и очень полезный журнал Men’s Health.
Один из его заголовков (1999, # 5) - "Тело, которого ты достоин" - прямо перекликается с адресованной женщинам рекламой известной французской парфюмерной фирмы - "Ведь я этого достойна!" "Мужской" мотив достижения ("сделай себя!") органически переплетается с "фемининной", по старым стандартам, заботой о внешности. При этом мужчина стремится произвести впечатление
не только на женщин, но и на своих потенциальных деловых партнеров. "Модель" и "покупатель" при этом подчас сливаются: в одном из номеров Men’s Health молодые российские бизнесмены сами демонстрировали верхнюю одежду с ценниками.
В некоторые публикациях происходит своеобразное размывание границ гендерных стереотипов и норм сексуальной ориентации. К совершенно правильной и полезной статье, рекомендующей мужчинам для профилактики рака регулярно осматривать и ощупывать свои яички (2001, №11), дается иллюстрация, где это делает … женская рука. В рекламе мужских трусов (май 2000), их демонстрируют на себе женщины.
Забота о красоте у мужчин, как и у женщин, иногда идет даже во вред здоровью. "Комплекс Адониса", как назвали это явление американские исследователи Х. Поуп, К. Филлипс и Р. Оливардия, обусловлен равнением на заведомо нереалистический образец мужского тела, который пропагандируют кино и телевидение.
Объективированное, доступное взгляду мужское тело утрачивает свою фаллическую броню и становится уязвимым, порождая у мужчин тревоги и нервные расстройства, которые еще недавно считались исключительно женскими. По данным исследователей, опросивших свыше 1000 американцев, почти половина мужчин недовольны своей внешностью; в 1972 г. так считал лишь один шестой. Собственная внешность "постоянно" и "часто"
беспокоит 46 % мужчин с нормальным весом. Среди больных нервной анорексией (отсутствие аппетита и нежелание есть, чтобы избежать прибавки в весе), которая раньше была типична для девочек-подростков, теперь десять процентов составляют молодые мужчины. И если в 50—60-е годы соотношение случаев анорексии у женщин и у мужчин было 1:20 [Decourt J., 1964], то в настоящее время соотношение мужчин и женщин при этом заболевании, по данным разных авторов, составляет 1: 15 [Kendell R.
et al., 1973], 1: 10 [Szyrynksi V., 1973], 1:9 [Christy N.. 1967], 1:4 [Rowland L., 1970].
И наконец, самый явный вызов гегемонной маскулинности - мужской стриптиз и мужская проституция. Казалось бы, это предел падения - мужчины, которые торгуют телом и сексуально обслуживают женщин. Но московские журналисты, посетившие в декабре 2000 года закрытый женский клуб с мужским стриптизом и познакомившиеся с "мальчиками по вызову", обнаружили, что эти молодые мужчины не чувствуют себя униженными.
Поскольку их труд хорошо оплачивается и на них всегда есть спрос, они могут даже чувствовать себя мачо и смотреть на заказчицу сверху вниз. Так что, в общем, ихпсихология мало чем отличается от психологии дорогих куртизанок. Социально-экономические факторы перевешивают сексульно-гендерные.
* статья основана на материалах книги И. Кона «Мужское тело в истории культуры» (2003)
Все вопросы, замечания, отзывы просьба отправлять по адресу: post@gorod-psy.ru