Предлагаю
вашему
вниманию продолжение
моей статьи,
начало
которой было
опубликовано
в прошлом
выпуске.
Первая
менструация
– начало
расцвета женственности
или
пожизненное
ярмо?
Роль
матерей.
Большинстводевочек
узнает о менструации
от своих
матерей. К
несчастью,
часто матери
дают весьма
скудную
информация, а
некоторые и
вовсе не
готовят
дочерей к менструациям,
не
разговаривают
на эту тему,
пока не
начнется
менструальный
возраст.
Это очень
тревожит
некоторых
девушек;
многие
начинают воспринимать
менструацию
как что-то
постыдное
или
болезненное.
Другими
словами, девушка
получает
негативное
отношение к
менструации.
Она может
чувствовать
смущение и
рассматривать
это явление
как «болезнь»,
в особенности,
если девушка
действительно
плохо чувствует
себя в этот
период.
В пример
могу
привести
высказывание
двух родительниц.
1. После
разговора с
одной из
опрашиваемых
девочек (13 лет –до менархе),
диалог с ее
мамой:
Психолог: «Скажите,
пожалуйста,
рассказывали
ли Вы своей
дочери о
менструации?»
Мама:
…краснеет… «Да,
нет… Как-то
рано еще, по-моему…
А что Вы
считаете
нужно?... Я
думала когда
начнется,
тогда и
расскажу…»
2. После
разговора с
девушкой (14
лет, нарушения
менструального
цикла,
задержки
больше чем на
пол года,
боли).
Психолог:«Ваша
дочь мне
рассказала,
что у нее есть
нарушения
менструального
цикла, вы
обращались к
врачу?»
Мама: …принебрежительно…:
«А
зачем? Ничего
страшного! У
меня тоже
типа того
было… Ничего,
троих
родила!»
В обоих этих
вариантах,
достаточно
неоднозначное
отношение к
феномену
менструации,
объединяет их,
во-первых
наличие
сильных
эмоций со
стороны мам,
во-вторых
явный
недостаток
информирования.
И в том и в
другом
случае у
девочек
весьма негативное
отношение к
месячным…
Хочется
отметить,
важность
информации о
менструации,
как в
ситуации
нормального
развития, так
и в ситуации
болезненного
ее
протекания.
Во втором
случае
особенно
важна
профессиональная
информация,
чтобы
девочка
могла отделить
ситуацию
заболевания
от ситуации женского
развития. Как
показал
опрос,
девушки с
нарушением
менструального
цикла к таким
понятиям как
«женственность»,
«тело»,
«семья»,
«сексуальность»
относятся с
большей
тревогой, чем
их здоровые ровестницы.
Наше
небольшое
исследование
позволило немного
приблизится,
к той стороне
жизни,
которую
справедливо
называют
интимной, понять
с какими
сомнениями,
заблуждениями
и страхами
девочка
вступает во
взрослую жизнь.
Менструация -
это
непонятный и
странный
феномен для
здоровых
девочек и
даже для их
матерей и
бабушек. Как
же
справиться с
тревогой
девушке, которая
испытывает
боль каждый
месяц или другие
расстройства
женской
функции? Как
разобраться, где
правда, а где
заблуждение,
если мифам
вокруг
менструаций
и женских
функций уже
много сотен
лет? Как не
испугаться своей
расцветающей
женственности
и сексуальности?
Такие
вопросы есть
у каждой девушки
и у здоровой
и, особенно, у
больной, но
часто она не знает
кому их
задать.
Профилактика
развития
заболеваний
репродуктивной
сферы и психологическая
помощь при
наличии заболевания.
На
основании
проделанной
работы мы
наметили
некоторые пути
профилактики
и коррекции психологической
составляющей
нарушений
менструального
цикла:
1.Просветительская
деятельность.
Девочкам
необходимо
сформировать
элементарные
понятия о
физиологиирепродуктивной
функции.
Важно
обсуждать ряд
вопросов о
взаимоотношениях
с
противоположным
полом, материнстве,
женственности
и др. Для
девушек
имеющих
нарушения
менструального
цикла важно понимание
характера
болезни,
объективной стороны
ее
проявлений.
2.Анализ
структуры и
содержания
конфликтных
ситуаций,
предшествующих
началу
болезни.
3.Психотерапия
включающая в
себя работу с
телом,
движением,
танцем. Цель
такой работы
– развитие
более реалистичного
и
гармоничного
образа тела,
осознание и
принятие
телесных процессов,
обучение
навыкам
релаксации и
телесной саморегуляции,
установление
положительного
отношения к
телу – «тело
мой друг и
помощник»,
развитие
чувствительности
к
собственным
телесным
потребностям
и ощущениям. Танец
– с древних
времен одна
из составляющих
любой
женской
инициации…
4.Семейная
терапия, как
исследование
отношения к
женской,
супружеской,
материнской
роли в семье
или
культурной
среде
девушки с нарушениями
в
репродуктивной
сфере. Разрешение
внутрисемейных
конфликтов.
5.Развитие
творческой
активности.
Для этого
могут быть
использованы
методы танцевально-двигательной
терапии, драма-терапии,
арт-терапии
и других
техник
использующих
в качестве инструмента
творческое
выражение.
Творчество
используется
для развития
способности
к адаптации, стрессоустойчивости,
возможности отреагирования
запрещенных
и сильных
эмоций,
сублимации и
трансформации
сексуальной
энергии. Творческость
– одна из
составляющих
здоровой
женственности.
Приналичие
заболевания…
психологическая
работа не является
панацеей,
девушке
необходимо
получать
помощь
врача-гинеколога,
эндокринолога
и других
специалистов-медиков.
Продолжение
следует…
С
уважением,
Огородникова
Мария.
Вопросы,
предложения
пишите,
пожалуйста,
по адресу: marog@inbox.ru(с указанием
названия
рассылки
«Психология
и Тело»)