Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему мы хотим увидеть одно, а получается всё совсем не так. В чём тут причина? Недавно достал письмо, адресованное не мне, а другу. Имена, скорее всего, изменены , но проблема имеет давнюю и широкую историю. Понятно что реклама, понятно что преувеличение. Для кого-то всё банально и ясно, для кого-то в новинку.


Разница между заявленным и реальным. 

Почему мы хотим увидеть одно, а получается всё совсем не так. В чём тут причина? Недавно достал письмо, адресованное не мне,  а другу.  Имена, скорее всего, изменены , но проблема имеет давнюю и широкую историю.  Понятно что реклама, понятно что преувеличение. Для кого-то всё банально и ясно, для кого-то в новинку.

Добрый день.

Я недавно посмотрела фильм «Код да Винчи». Фильм мне очень не понравился. Я. Читала книгу и хотела увидеть её экранизацию. Очень всё грубо и просто.  Я расстроена.  Такое уже я смотрю не первый раз. И каждый раз советую подружкам не смотреть фильмы после чтения книг. Остаётся одно неприятное чувство.   Это началось 2 года назад после просмотра Лукьянова «Ночной Дозор». Как можно так изуродовать произведение. Теперь я полностью разочаровалась в авторе и тому, что он пишет. В фильме  всё совсем не так. Раньше я прочла Мастер и Маргариту и удивилась тому убожеству, с котором  была снята сцена допроса Иешуа. Я не смогла это смотреть дальше 1 серии. Меня удивил и Безруков и Лавров. И Лучше бы я не читала Дэна Брауна.  А многим нарвится…

Здравствуйте Маргарита.

Очень символичное имя. «Мастер и Маргарита».  М. Булгаков.

Вы тоже выбрали себе это имя. Оно для вас много значит.   То, что вы  прочитали сначала книгу,  а потом смотрите кино уже говорит о неком вашем изначальном культурном предпочтении. Знаете, в нашу эпоху тотальной экранизации,  чтение книг превращается в предмет роскоши.  Позволю себе небольшое отступление. Я как-то в транспорте услышал мнение попутчиков. Две женщины обсуждали третью, и в какой-то момент прозвучала фраза:  - «.. Ей хватает время даже на чтение книг, как девочке….» Ничего особенного. Но с какой интонацией и в каком контексте это было произнесено. Я задумался. У меня на коленях в это время лежала книга, опустил глаза на неё. Сейчас я думаю:  - «А почему тем женщинам, не хватает времени на чтение? Они едут в автобусе целый час. И всю дорогу разговаривают…» Но тогда у меня возникла другая мысль, о свободном  времени. Более уточню. «О вынужденном свободном времени». Я огляделся – попутчики традиционно дремали, разговаривали, решали кроссворды, кто-то что-то читал. Чтобы увидеть, что читает человек на заднем сидении  я  нескромно повернулся. Читали  Поттера, какую-то очередную сагу о волшебстве. Женщина лет около 35.  Ей просто хотелось расслабиться тривиальными сказками и, не «напрягать мозги» серьёзной литературой. Она смутился, когда я посмотрел на его книгу. Чтение явно не соответствовало её заявленному  имиджу. По поводу  всемирного бренда  нового поколения – «не напрягайся», мы поговорим в следующий раз, а сейчас вернёмся к Маргарите и её чувстве несоответствия.

Мы погружаемся в произведение,  полностью идентифицируем себя с объектом. Что касаемо, «М и М», (я впервые прочёл произведение в конце 80-х)  на нашем курсе все мужчины, каким-то образом ассоциировали себя с Мастером. А женщины главной героиней. И долго были разговоры о том, что это произведение невозможно экранизировать. Слишком много в нём скрытых и подстрочных, глубоких  вещей,  символов,  и знаков, которые, как нам казалось,  нельзя показать на экране. Идеалы того поколения не соответствовали идеалам нынешнего.  Ключевое слово «идеалы», Это то, что мы формируем в себе несём с собой и не хотим расставаться ни в коем случае. Часто даже жертвуем жизнью, ради них. И сильно переживаем по поводу того, что никак не настанет то время, место и условия, которых мы ждали.

Мы прочитали произведение и хотим увидеть его точную копию, ну если не точную то отдалённую. На это отдалённую мы тоже делаем поправку, так как всё же даём себе отчет, что точных идеалов нет, и не всё будет так нам хочется и представляется.  Но, увы….На практике эти возможности не реализуются. Не можем смириться с мерой этой поправки. Иногда жизнь вообще не оставляет никакого следа прежней  меры. А наглухо вычёркивает всё и грубо вписывает свои, нам совершенно неприемлемые строки.

То, что вы видите на экране,  всегда  поправка на условия и реалии сегодняшнего дня. К популярному экранизированному произведению сегодня не стоит подходить как высшему творческому акту художника, а  скорее как совокупности  разных иногда даже совершенно не творческих чаяний  целой толпы создателей. Это продюсеры, спонсоры, режиссёры, художники спецэффектов, актёры, и прочая и прочая…  Полный список, всех лиц можно найти в титрах  после окончания картины.  Коммерческий проект,  всегда  делается с максимальной  финансовой выгодой  в ущерб глубине сюжета. Это то о чем создатели  не любят говорить, а критики с пишут с издёвкой. Вы пришли смотреть широко разрекламированный проект – не ждите от него полного совершенства. Это всегда будет не ребёнок, а подобие ребёнка, с хорошей гладкой кожей и светлыми открытыми глазами, совместивший в себе черты всех  многочисленных  родителей в угоду максимальному числу потенциальных родственников.  Этот ребёнок будет двигать глазами, разговаривать, перемещаться и даже говорить осознанные слова. Но внутри – он замаскированная, незаметная кукла, искусно сделанная для вытягивания посредством нежных чувств, из клиента того что хотят создатели.   Если 20 человек из 100 придут и заплатят,  и  многократно окупят затраты, то фильм делается для этих 20. Мнение остальных 80 – это только мнение. Оно мало кого волнует. Так же и в бизнесе и в политике, во всех сферах деятельности  и даже в психологии.

Экранизация известных произведений в наше время,  есть  примеры спекуляция на значимых символах  для человека. Они, как правило,   не удаются с художественной точки зрения.  В них будет много эффектов, значимых сцен, красивых планов. Язык экрана и язык текста, совершенно отличаются. Нельзя очень точно, конвертировать популярное произведение из прозы в кино. Таких примеров очень мало. Человек захотевший увидеть в экранизации то, что раньше ему представлялось значимым, будет разочарован.

Выводы предлагаю  следующие:

Не надо ожидать от  масштабных коммерческих фильмов то, что они дать не в состоянии. Вы потратили некоторую сумму на то, чтобы убедится, что составили себе одно, а увидели нечто иное. И переживаете по поводу того, что потеряли время и символические деньги.  Я как «истинный оптимист», скажу – Если вы молоды, и это самое ужасное что случилось,  не расстраивайтесь. А лучше улыбнитесь и идите дальше.

Это не ваш фильм.  Ваш фильм вы строите сами, в нём всегда есть завязка, развитие, кульминация и неизбежен эпилог. Вы режиссёр и автор сценария, и творческая группа. Ваш фильм- это ваша жизнь. Правила не совсем понятны, средства меняются,  одни только цели, вам кажется, более - менее ясны.  Впереди будет ещё больше реальных сцен, где вы, из-за ошибок в сценарии,  будете жалеть уже не о часах,  а о годах, десятилетиях (не дай Бог конечно), которые получились не так как  хотелось.

Всего хорошего. С уважением Иван.

Архив консультаций.


В избранное