Высшим уровнем регуляции всего человеческого существа является личность. Благодаря личности человек осуществляет и сохраняет свое единство, целостность организма, взаимосвязь и интеграцию двух центральных процессов бытия – ментального (интеллектуального) и витального (жизнеобеспечивающего). Благодаря личности человек вступает в контакт и взаимодействие с окружающей средой. В процессе жизни человек постоянно обменивается с окружающей средой, принимая и отдавая. В течение всей жизни происходит
метаболический процесс обмена со средой.
Для гармоничной жизни личности крайне важны связанность и согласованность процессов, протекающих внутри – в пространстве личности, и снаружи – в среде, окружающей личность, будь то среда физическая или социальная. Никакое существование человека невозможно вне среды. А среда изменчива по своей природе.
Каждый организм вынужден отвечать на изменение среды, раз за разом, постоянно воссоздавая утрачиваемую гармонию. В этом, собственно, и заключается процесс жизни – в возникновении нужд и потребностей и выведении организма из равновесия таким образом и затем в восстановлении утраченного равновесия путем удовлетворения потребностей и нужд. Мы, люди, - нуждающиеся существа и благодаря этому мы живы. Именно как живые существа мы подчинены биологическим законам, а без адекватного пополнения
наших жизнеобеспечивающих ресурсов жизнь становится страданием. Поэтому так важно понимать и сознавать важность способности личности поддерживать свое существование с помощью пополнения ресурсов.
Каким же образом происходит это пополнение? Очень естественно – за счет установления человеком контакта со своими потребностями благодаря обретению опыта жизни в принимающей, безопасной и питающей среде. Ведь среда может быть благоприятна, а может быть враждебна. Характеристики и качества среды могут нести как благоприятный опыт бессознательного восприятия ее, так и неблагоприятный. И любой опыт является обучающим, но учит разному.
В ту пору развития, когда человек еще зависим от среды, очень важен опыт именно благоприятного, питающего взаимодействия со средой. Именно такой опыт дает человеку возможность узнавать свои потребности и заботиться об их удовлетворении. И тот опыт запоминается как положительный. Как такое состояние психофизиологических условий существования, к восстановлению которого человек захочет стремиться всю оставшуюся жизнь.
Возникший на этой основе опыт становится опытом доверия миру и опытом доверия себе. Это опыт опознания условий, благоприятных для своего существования. Итог развития в таких условиях – обретение внеинтеллектуальной, бессознательной, т.е. витальной саморегуляции, а так же обретение способности обращаться за помощью в случае затруднений.
Это адекватное опознание и отреагирование своих потребностей и дает человеку тот ресурс, благодаря которому он поддерживает себя самого, решая разнообразные и трудные задачи бытия. При нехватке ресурса человек истощает и тело, и психику, заболевает или вынужден прибегать к различным допингам.
На интегративной потребности в витальной саморегуляции основана природа дуальности (дуальная природа) человека, как существа социального, нуждающегося в других для своего развития и роста. Для гармоничного развития всей личности. Но с повседневными, а не новыми задачами человек может справляться и сам.
Механизмы витальной саморегуляции, ее необходимость, могут быть осознаны, но сам процесс ее становления и дальнейшего протекания большей частью бессознателен, приобретается посредством получения опыта, актуального здесь-и-сейчас, на каждом этапе становления личности. И без такого опыта не рождается, как не рождается умение говорить без контакта с социальной средой.
В своем развитии витальная саморегуляция проходит первоначальный этап слияния (в материнской утробе) и зависимости (в период младенчества и детства) от заботящихся родителей, которые и организуют питающую, дающую среду. И без прохождения этих двух этапов слияния и зависимости невозможен следующий этап развития витальной саморегуляции – этап сепарации, т.е. отделения от питающих и заботящихся, от родителей и выхода из семьи в самостоятельную жизнь, в автономное существование. Только таким
путем происходит естественное и благоприятное формирование способности самостоятельно заботиться о себе и прибегать к помощи других при необходимости. Этап сепарации – это актуализация способности человека быть самому себе родителем, одновременно не отрицая ребенка в себе.
Для осуществления этапа сепарации человеку необходимо интегрировать в себе два полюса человеческого бытия: - умение протягивать руку за помощью (как сохранение внутреннего ребенка – живые переживания потребностей настоящего момента; как удержание в своем восприятии образа заботящегося родителя) и второй полюс - способность к автономному существованию (как опознание самого себя в качестве заботящегося о себе родителя; как переход от витальной саморегуляции к способности
ментальной – осознавать и приспосабливаться творчески, динамично к изменениям среды)
Особенно хочу подчеркнуть то обстоятельство, что дуал, выражаясь метафорически, не ловит рыбу за нас, не вскармливает постоянно, но дает в руку удочку и учит с ней обращаться примером собственного бытия. И «подкармливает» по мере необходимости. Удочка – это тот опыт, который невозможно почерпнуть идеальным путем (чрез чтение книг и рассказ – идеальные, а не материальные носители информации). Для обретения такого опыта необходим контакт, взаимодействие и пример повседневной жизни живого
реального человека.
Образ заботящегося родителя – это не образ только конкретного родителя, а скорее это интегральный образ тех родительских фигур, которые предлагали нам заботу в течении жизни, а такие люди обязательно были в жизни каждого человека. Воспоминания о таких людях особенно важны, если их помощь и участие приходили в те периоды жизни, при таком состоянии души и тела, когда потребности именно витальные доминировали в жизни личности.
И не отказывайте себе в удовольствии отказываться от тех фигур, которые под предлогом помощи пытались поработить или привязать вас. Научитесь отличать одно о другого: родительская забота бескорыстна по сути своей, альтруистична; человек заботится о вас, помогает просто потому, что хочет этого, может это. Он дарит вам заботу. Поэтому пусть его забота не будет обязывающей, а ваша благодарность не будет и обязательной. Человек сделал то, что хотел и мог – примите этот дар и живите дальше.
Учитесь принимать не чувствовать себя должником.
Витальная регуляция осуществляется за счет процесса удовлетворения своих витальных потребностей. Здоровый организм способен при одновременном возникновении нескольких потребностей дифференцировать (различать, отделять одну от другой) их и располагать по принципу иерархии потребностей (более важные, менее важные). Таким образом, в каждый момент времени личностью опознается одна доминирующая потребность, требующая удовлетворения наиболее остро, она выступает вперед, а остальные потребности
уходят в фон (образуя контекст).
И нужно сказать еще о том, что чаще всего полное удовлетворение сложных потребностей невозможно, поэтому столь же опытным путем человек постепенно научается дифференцировать – насколько возможно удовлетворить потребность, а так же научается откладывать удовлетворение и переживать отсрочку удовлетворения или невозможность удовлетворения в данной среде.
В жизни человека гармония – это субъективное переживание благополучия, способность и желание восстанавливать это благополучие в случае его утраты. А так же способность к появлению автономной активности в задаче витальной саморегуляции и поиск той среды, которая способна помочь обрести утраченное или подарить новый развивающий опыт.
В отношении этого процесса обе части и ментальная и витальная работают слаженно, вместе осуществляя процесс пассивного витального и активного ментального приспособления. В условиях гармоничного существования человека, приспособление его к среде, взаимообмен являются творческими, динамичными. Поступающий ресурс тратится и пополняется вновь. Витальная саморегуляция лежит в основе ментальной, и дает неиссякаемую возможность пополнения сил. Два процесса витальный и ментальный, объединяясь,
делают личность целостной и гармоничной.