Поговорим? О сказках, конечно. О русских народных. Тех самых, с которых начинается открытие мира для совсем еще маленького ребенка. Я тут, знаешь ли, заинтересовалась их происхождением и даже кое-что об этом написала в Интернет-журнале «ШколаЖизни». Например, «Что символизирует яйцо?»
Кстати, по поводу «Репки». Если тебе некогда или неохота идти по ссылке, то вкратце перескажу суть.
Речь о том, что, согласно древним славянским представлениям, сама репка – солнечный (солярный) символ, бабка - дедка и внучка – предки и потомки, жучка, кошка, мышка – представители верхнего, среднего и нижнего миров. Так что в простеньком, обрастающем персонажами рефрене «Дедка за репку, бабка за дедку…» содержится метафорический призыв к союзу поколений с силами мира – небесными, земными и
подземными. И тогда можно решить любую, даже кажущуюся невыполнимой, задачу. Короче говоря: сила в единстве! И этот призыв, кстати, легко может быть обращен в графику креста, священного символа многих народов безотносительно к принятому у них вероисповеданию: горизонталь – поколения (слева – предки, справа – потомки), вертикаль – триединство мира.
После публикации статьи получила очень интересное письмо от Евгении:
"Мне стало интересно, что могут означать эти семь персонажей - репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. На размышления натолкнуло ваше замечание, о том, что репка солярный символ. Тогда очень даже получается, что для достижения атманического плана - Света, надо чтобы все остальные тела действовали сообща.
Дед, как олицетворение ценностного уровня - мудрый, многое познавший, понявший, что важно в жизни, все изменения начинаются именно с ценностного плана, бабка - причинно-следственный, посев и урожай, для женщины хорошо подходит, внучка
- ментальный план, молодой, часто неосознанный, не отдающий себе отчет, нуждающийся в руководстве,
Жучка - эмоциональный, причем имя тоже хорошо подходит, жучок - жужжит, желания, фантазии тоже не дают покоя. Кошка - эфирный план, всем известна чувствительность кошек. Ну и мышка, олицетворение физического плана, наименьшего по отношению к остальным, но именно от него зависит результат.
Полная включенность всех тел в действие позволяет достичь главного - Света. Приведу цитату из Библии: "Будьте подобны Отцу вашему небесному, ибо Он есть Свет и нет в нем никакой тьмы".
Можно еще предположить, что низшие тела (не худшие), подобны животным, а более высокие по уровню отличают людей."
Мы уже говорили о том, что метафора всегда многозначна, многомерна и многослойна. И версия Евгении замечательно иллюстрирует это, предлагая взглянуть на сюжет не только с макрокосмического ракурса, но и микрокосма. И это, конечно же, не единственная возможность. Например, в сказке не говорится, как репку пололи - поливали, а смотри-ка - выросла она большая - пребольшая. :)
Почему, как ты думаешь?
Конечно, ты можешь и засомневаться – мол, что-то уж больно мудрено, неужели малолеток философскими идеями «потчевали»!
А что ты скажешь, если узнаешь, как появилась детская погремушка? Оказывается, не ради одной забавы. В древнем мире они выражали космогонический символ кроны Мирового дерева – Небесного мира, имели благословляющий ребенка характер, а также использовались для призывания к младенцу защитных сил – духов или ангелов и недопущения темных. А погремушка - шаркунок (или шаркун) и вовсе повторяла модель мирозданья,
и представляла собой очень сложную конструкцию. Забавляясь с ним, ребенок впервые в жизни соприкасался с устройством мира. Об этом у меня тоже есть небольшая статья.
Вот так-то. Может, потому и так живучи эти сказки, только кажущиеся такими непритязательными, а то и странными.
В следующий раз вернемся к истории Красной Шапочки, о которой когда-то уже говорили, но совсем в другом аспекте. А может, потом еще и об Иване Царевиче с Серым Волком побеседуем...