Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Память. Интеллект. Успех"

  Все выпуски  

"Память. Интеллект. Успех"


Выпуск
18

Электронная рассылка
"Память. Интеллект. Успех."

Память. Интеллект. Успех.

 

Здравствуйте!

Предыдущий выпуск, судя по всему, получился не ахти, о чём свидетельствует отсутствие реакции читателей. Ну, не получился, так не получился, смотреть на это буду философично и отстранённо. Правда, пришло одно письмо, автор которого заинтересовался игрой «Красный квадрат» и, судя по всему, изрядно в ней преуспел.

А сегодня в выпуске:

1.      Некоторые новости Центра Интеллектуальных технологий.

2.      Переработанная статья, которая была когда-то опубликована, но тему просят поднять ещё раз. Критическая масса писем получена.

3.      «Вкуснословное» упражнение. Наконец-то!

Новости.

1.               Возобновился выпуск рассылки для занимающихся по нашему видеокурсу «Форсированное овладение иностранными языками». Хочу сказать, что письма во многом позволяют не просто постигать методы овладения языками, а начать овладевать ими.

2.               Также возобновился после перерыва выпуск рассылки и для занимающихся по заочному курсу «Память. Интеллект. Успех». Сейчас там пойдёт тема запоминание больших массивов информации вроде таблицы Менделеева. Чего уж там, курс «Память. Интеллект. Успех» - вещь замечательная. После выхода всех фильмов ему сложно найти какой-либо аналог.

3.               Ну, и новый продукт – фильм «Эффективные психотехники». Чудесный фильм! Кто знает, может, это пока моё лучшее творение. Пусть даже с той точки зрения, что, как мне сдаётся, он пригодится абсолютно всем, независимо от того, чем он занимается.

Порядок в голове к экзаменам

Сессия у студентов уже прошла, то есть статья малость запоздала. С другой стороны, будут ещё сессии. Опять же у школьников ещё могут быть вступительные экзамены. Так что эта статья так или иначе пригодится.

Посвящена она упорядочению процесса подготовки к экзамену и написал как-то по просьбе одного читателя, но пери одически и письма приходят, и на очных занятиях об этом просят рассказать, Вот и решил я её опубликовать снова.

Итак, Вы начали готовиться к экзаменам. Можно, конечно, вооружиться грудой учебников и с утра до ночи сидеть над ними, не вставая. Не самый продуктивный путь.

Можно поступить по другому. Учесть многие особенности человеческой психики, работы памяти, психологии восприятия информации… Мелочей нет.

Некоторые советы покажутся парадоксальными и как бы даже свойства разгильдяйского, но практика показала их эффективность. Они просто учитывают тот факт, что чрезмерные усилия и напряжение, как правило, приводят к отрицательному результату. «Человек – игрушка в руках Бога. Этому и нужно следовать – нужно жить играючи». Платон изрек.

Некоторые советы будут приведены без должного обоснования, которое здесь нарочно опущено для упрощения изложения. Если нужно, то необходимые и достаточные  обоснования можно найти в наших рассылках, но есть ли у Вас время копаться в архивах, да и мне, признаться, не очень хочется в который раз говорить о том, что уже говорено много раз. Как-нибудь в другой раз.

Итак, с чего начать?

1.      Психология.

Часто человек испытывает некоторый страх перед предстоящим экзаменом и большим объемом информации. Этот страх в заметной степени может парализовать все усилия, сколь бы плодотворными они не казались. Спортсмен, который боится новой высоты, нового веса, никогда его не возьмет. Мысль «Боже, это невозможно!» делает это на самом деле невозможным. Например, в беге на 400 метров все считали, что их пробежать быстрее, чем за 40 секунд, невозможно в принципе. Нашелся, правда, один безграмотный, который понятия об этом не имел. И пробежал за 39,5. Между прочим, после этого толпы бегунов стали легко преодолевать рубеж 40 секунд. Потому что ушел страх и мнение «это невозможно».

Что делать применительно к экзамену? Настраивать себя психологически.

Во-первых, афирмации. При всей их внешней простоте они представляют из себя мощное оружие, которым просто грех не воспользоваться. Возьмите себе за правило всякий раз, когда представится к этому возможность, по 30-50 использовать такие положительные утверждения:

- «Моя уверенность в своих силах увеличивается день ото дня».

- «Моя память все надежнее и надежнее».

- «Я могу рассчитывать на свою память».

- «Я запоминаю все лучше и лучше то, что я читаю и изучаю».

Вполне достаточно. Желательно каждую из афирмаций читать по три, минимум по два раза в день.

Далее. Перед сном почаще визуализируйте то, как Вы успешно сдаете экзамен, как получаете нужный Вам диплом…

…Есть у Вас друг, с которым вы готовы пойти в разведку? Наверняка. Чувствует он о то, что Вы так к нему относитесь? Тоже наверняка. Платит ли он Вам взаимностью? Наверняка. Предположим, что Вы засомневались в нем. Пусть вы даже напрямую об этом не говорите, но друг это почувствует. И начнет потихоньку Вас подводить, что будет вполне логичным. А теперь на место друга поставьте свою память. Как она отреагирует на Ваши мысленные стенания насчет «Боже, я это не могу запомнить»?

Надеюсь, эта аллегория Вас убедила в важности афирмаций, визуализации и любых других мер психологического свойства.

2.      Запах.

Не будем игнорировать этот инструмент помощи нашему интеллекту. Во время занятий распыляйте запах лимона. Вроде все просто, но японцы доказали, что это на 20% повышает мощь интеллекта. Немало, верно?

И не могу сказать о «запаховых генераторах». Устроены они чрезвычайно просто – пластмассовая коробочка из-под фотопленки, в которую помещены кусочки губки. Небольшими кусочками, примерно наполовину. В каждую коробочку время от времени закапывать какие-либо эфирные масла.

Затем следует подумать – а можно ли как-то структурировать изучаемую дисциплину на несколько? Например, если это медицина, то скажем, на фармакологию, заболевания ЖКТ и так далее. Всего желательно получить примерно четыре-пять таких разделов. И при изучении каждого раздела время от времени «включать запаховый генератор», то есть просто вдыхать определенный запах. Само собой, что свой запах для каждого раздела и по ходу дела менять этот запах нельзя. На экзамене Вы используете «свой» запах при вспоминании ответа на вопрос из соответствующего раздела.

Тоже вроде все как-то несерьезно немного смотрится. А, между тем, многие студент с удивлением отмечали, что полученный эффект намного превзошел все их даже самые смелые ожидания! Один парень, например, рассказывал, как «открыл я на экзамене коробочку, только запах учуял, как тут же моментально успокоился и знания чуть ли не сами из меня полились».

Если Вы боитесь, что батарею коробочек на экзамене Вам не дадут использовать, то тогда используйте на все случаи запах лимона. Но все же если есть возможность использовать разные запахи, то постарайтесь ею воспользоваться.

3.      График занятий.

Классификация, пусть даже условная, все же крайне желательна. Если Вы будете читать все подряд, то интерференция мозговой деятельности даст о себе знать и пойдет так называемое «затаптывание следов памяти». То есть нельзя однородный материал изучать слишком долго. Это первая предпосылка.

Вторая заключается в том, что человек на чем-либо может держать внимание в течение 40 минут, после чего уже ничего не поможет его удержать, скажем, на предмете изучения. Максимум внимания во время занятий достигается через 20 минут после начала занятий. Психологи установили, что  оптимальный размер учебного часа – 30 минут. Внимание уже начинает уходить, но уровень его все же еще достаточен для плодотворной учебы. Это открытие, правда, полностью игнорируется при составлении графика занятий в институтах.

После тридцати минут перерыв в занятиях просто обязателен! Иногда спрашивают: «А что делать, если поймал кураж, все так и прет, неужели все равно останавливаться?». Как говаривал Жириновский: «Однозначно!». Тут еще дело и в том, что даже несмотря на то, что предмет Вам интересен и Вы все понимаете, что читаете, уровень запоминания падает. Сколь было случаев, когда кто-либо, с упоением читавший учебник страниц на 300 безо всякого перерыва с ужасом замечал на 290 странице, что он почти ничего не помнит из прочитанного.

В общем, вот график занятий.

Первая серия. 30 минут занятий – 3 минуты перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва - 30 минут занятий - 10 минут перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва - 30 минут занятий - 3 минуты перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва – перерыв не менее часа. Изложим проще, в цифровом, так сказать, виде.

30 – 3 – 30 – 5 – 30 – 10 – 30 – 5 – 30 – 3 – 30 - 1 час.

И не вздумайте манкировать большим перерывом! Дорого обойдется!

Вторая серия все то же самое, только перерывы увеличиваются вдвое. Да, да, и часовой до двух часов.

Третья серия – перерывы увеличиваются втрое. Четвертая серия может состояться только на следующий день! И не гоните прочь вредоносные соображения вроде «время нужно использовать по максимуму, потом отдохну». Загубите все дело.

Теперь о самих перерывах. Перерывы никак не должны быть связаны с учебой. Физические упражнения,  забавы с домашним любимцем… Максимум отвлечения! Большие перерыв эффективнее всего, если они используются для сна. Эбингауз доказал, что если после занятий сразу же лечь спать, то уровень забывания минимальный. Кстати, о недосыпе тоже речи быть не может.

И последнее. Помните о разбиении материала, пусть даже условном? Так вот, постарайтесь сделать так, чтобы в соседних тридцатиминутках изучать материал разных разделов.

4.      Повторение.

 Даже самый интересный материал, самые яркие образы через трое суток начинают стираться, если они, конечно, не вызвали сильного эмоционального потрясения или хотя бы впечатления. Не думаю, что учебный материал на это способен.

Тот же Эбингауз доказал, что скорость забывания изученного максимальна в первые 10-15 минут после окончания занятий. В чем, кстати, таится некоторый подвох, который многих подводит. Прочел человек параграф, все понял и во всем разобрался… И повторение через 10-15 минут ему кажется совершенно ненужным. Чего повторять, коли только что учил? А не спрашивает себя он во время сессии, почему пришлось перед экзаменом в течение трех суток без сна и отдыха устраивать штурмовщину? Нести осторожненько знания как сосуд драгоценный на экзамен, боясь расплескать, чтобы после вымученной оценки вздохнуть облегченно и этак лихо сказать: «Сдал – и забыл!», в некоторой степени даже бравируя этим?

Итак, через 10 минут после изучения темы, параграфа, раздела извольте повторить пройденное. Уровень запоминания резко увеличивается. Еще один повтор сделайте через примерно сутки-двое. Причем каждый последующий повтор должен быть короче предыдущего.

5.      Использование музыки.

Музыка может минимум втрое поднять эффективность запоминания и обучения. Не буду вдаваться в подробности, только позволю привести себе некоторые рекомендации.

Заниматься следует под классическую музыку эпохи барокко или раннего классицизма и ни в коем случае вокальную. Георгий Лозанов доказал, что использование такой музыки приводит человека в альфа-состояние, которое характеризуется повышенной способностью к запоминанию и обучаемости. Кстати, наши наблюдения показали то же самое.

Кстати, именно с этой целью мы и выпустили серию дисков Музыка Интеллекта.

Для улучшения концентрации и запоминания - программы «СуперПамять» - 1 и 2, «ГиперВнимание и Концентрация».

В случае работы с особо однородным материалом используйте «200% КПД Ума».

В случае повторения материала или работы с хорошо известным или выученным ранее – программы «Музыка CверхОбучения» - 1 и 2.

В случае обдумывания материала, нахождения связей между новой информацией и хорошо известной, подготовки реферата и тому подобное – «Активное мышление» - 1 и 2.

Каждый день хоть раз, но желательно прослушать «Энергия Мозга» - 1 или «Энергия Мозга» - 2.

В перерывах, перед сном, после пробуждения – «Уроки Природы» согласно приведенным на обложке диска рекомендациям.

Такое использование программ даст результаты весьма впечатляющие, но вполне прогнозируемые.

Только запомните, что музыка должна быть фоном, не делайте звучание громким. Поверьте, они в ситуации фона лучше сделают свое дело.

6.      Заучивание наизусть.

Если Вы полагаете, что многократное прочтение того, что нужно заучить наизусть, даст хорошее запоминание, то это заблуждение.

Лучше всего, если учебник у Вас имеется в электронном виде. Вы просто, например, удаляете все буквы, кроме крайних в словах, и пытаетесь вспомнить изученное по этим «подсказкам».

Например, фразу «Флуктуации электрического сопротивления кожи часто связаны с эмоциональными состояниями» нужно не тупо читать многократно, а прочесть один раз, а затем попытаться вспомнить ее с помощью «подсказки» «Ф…….и э………..о с……….я к…и ч…о с….ы с э………..и с………….и». Можно оставить букв и чуть побольше. Количество точек в словах с «выброшенными» буквами совершенно не обязательно должно совпадать с количеством этих самых букв. Точки просто примерно подчеркивают длину слова. Ведь все равно вы не будете считать точки во время повторения, да это и просто тяжело.

Если таковой «подсказки» нет или сделать ее сложно, то, просто прочтя раз, не начинайте сразу читать все по новой, а, прежде всего, постарайтесь припомнить что-либо, и только потом читайте еще раз. 

Процесс заучивания и запоминания должен быть активным!

Для запоминания наизусть чаще всего используется программа «Музыка СуперПамяти» - 1 и 2.

7.      Ведите краткие конспекты.

Такие конспекты очень полезны для повторения материала. Только не старайтесь просто переписывать учебник, а только выписывайте ключевые слова и понятия. Делайте это аккуратно. Желательно вести такие конспекты тремя-четырьмя цветами на бумаге желтого цвета. Такое сочетание позволяет включить визуальные каналы и заметно облегчить как запоминание, так и вспоминание. Причем цвета ручки меняйте так, как Вам захочется, а не старайтесь впадать в раздумия «что каким цветом писать».

Даже эти очень простые рекомендации дадут очень хороший эффект. Проверено!

«Вкуснословное» упражнение.

Сегодня рубрика «вкусные слова» не просто лингвистический изыск, а описание упражнения.

«Продрать глаза». Есть ещё «протереть глаза», но согласитесь, что это не одно и то же. Откуда пошло выражение?

В сибирских деревнях для утреннего туалета помимо общепринятых умывальников, тазиков и тому подобное в домах были ещё и две большие металлические чашки.

Их использовали следующим образом – утром опускали открытые глаза в чашки и вращали ими в воде. Причём ощущения были такие, будто глаза на самом деле дерёт. Но эта нехитрая процедура позволяла сохранять отменное зрение до преклонных лет, служила чудной профилактикой нашего зрительного аппарата.

Только учтите, что вода должна быть чистой. Предки использовали только родниковую.

Чистого взгляда и удачи!

Иван Полонейчик

pobeda@anitex.by

Mozart@anitex.by

 

Наши разработки:

 

ü      Заочный курс «Память. Интеллект. Успех»

 

ü      Видеокурс «Форсированное овладение иностранными языками»

 

ü      Видеокурс «Эффективные психотехники»

 

 

 



Станьте автором рассылок на Subscribe.ru! Это просто!


В избранное