Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология без соплей

  Все выпуски  

Фекалоутопия



Фекалоутопия
2014-09-17 12:20 Олег Сатов

Запись из раздела: Статьи о психологии


demon_kopiya_2_3.pngСтатья не для слабонервных, уберите детей и эпилептиков от телевизора, только для взрослых, R25+, viewer discretion is advised и все такое прочее. Серьезно! В тексте много грубых слов и неприятных картинок.

Если вы более-менее довольны своей жизнью и уверены в своей жизненной позиции, очень рекомендую пропустить эту статью — в ней вы не найдете для себя ничего ценного или полезного, одни только неприятности.

Представьте себе идиллическую картину — серьезно, представьте! — вы живете своей чудесной жизнью, и у вас все замечательно: хорошая денежная работа, верные друзья, подруга, на которой вы подумываете жениться, запасная подруга, кошка/собака/хомячок (по вкусу), шикарная новая машина и большой уютный дом, где вы счастливо и безмятежно обитаете.

У вас замечательные отношения с людьми. Родители, друзья, женщины — все вас любят, а вы любите их. Все супер! Жизнь прекрасна и удивительна, и впереди вас ждет будущее с множеством новых открытий, мирная старость и тихая смерть в окружении лучших друзей и родных, которые с печалью, но без лишних истерик проводят вас в последний путь. Идеальная жизнь. Добавьте недостающих красок на свой вкус.

И вот, в один очередной прекрасный день, привычно проснувшись у себя дома, вы чувствуете неприятный запах. Осматриваетесь по сторонам, идете из комнаты в комнату, принюхиваетесь и, дойдя до прихожей, обнаруживаете там… большую кучу говна. И это явно не кошка, не собака и даже не хомячок — все выглядит так, словно это был гигантских размеров человек. Гостей вчера не было, пьянки тоже, дверь заперта, и, тем не менее, вот оно — самым беспардонным образом посреди вашего любимого коврика!


Идиллия нарушена, но ненадолго — вы сворачиваете коврик и, зажимая пальцами нос, выносите и выбрасываете его на помойку. Коврик жалко, но что поделать. Несколько дней вы размышляете, кто мог сыграть с вами такую злую шутку, ответа не находите и через неделю об инциденте забываете. Ваша чудесная жизнь возвращается в привычное идиллическое русло.

Но через месяц история повторятся — вернувшись домой с работы, вы снова видите кучу дерьма на своем коврике, который вы купили взамен выброшенного. Кто, как и зачем — абсолютно непонятно. Вы снова несете ковер на помойку, моете пол, проветриваете квартиру. И теперь это для вас совсем не шутка — вы не просто озабочены, а крепко напуганы. Приходится пить валерьянку, чтобы привести нервы в порядок.

Проходит две недели, вам только-только удалась успокоиться, и тут мистическое дерьмо случается снова. Опять ничего непонятно, опять уборка, опять переживания и никаких ответов.

Через неделю все по новой, потом снова, и снова, и снова… Вам кажется, вы сходите с ума, и чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, нанимаете уборщицу и платите ей по тройному тарифу, чтобы она не задавала лишних вопросов и сохраняла тайну исповеди. Дерьмо из вашего поля зрения исчезает, но запах остается, и вы даже начали к нему привыкать.

А через полгода случается нечто совершенно уже невообразимое — посреди своей гостиной вы обнаруживаете целый самосвал дерьма. Вы ахаете, падаете в обморок и полдня лежите в отключке, а когда приходите в себя — в комнате снова чисто.

Мистика! Вы думаете, что это было переутомление или испорченные продукты, успокаиваетесь и идете на кухню. Есть вы не можете — рвотный рефлекс все еще вас не отпускает. Поэтому вы сидите, пьете чай и впервые задумываетесь о своей жизни — кто вы, чего достигли, чем живете, куда стремитесь. А раньше подобные вопросы вас не занимали. Лечебная сила внезапного дерьма, вероятно.

Так и не найдя ответов, вы отправляетесь спать. По дороге на всякий случай заглядываете в гостинную и убеждаетесь, что там чисто, но, уже разворачиваясь, чтобы уйти, периферийным зрением замечаете, как колеблющимся в воздухе миражом в комнате снова проявляется огромная гора дерьма. Вы невольно вскрикиваете и оборачиваетесь — дерьма нет! Отворачиваете голову в сторону и скашиваете глаза — мираж висит посреди комнаты… жуть! Наверное, кто-то подмешал ЛСД в водопровод, шепчет вам на ухо паранойя.

Вы несетесь в ванную, проверяете глаза, щипаете себя за руку — нет, это не сон, глаза в порядке, на наркотики тоже не очень похоже. Затаив дыхание, возвращаетесь в комнату и начинаете экспериментировать — щурите глаза, поочередно их закрываете, вертите головой, жмуритесь, таращитесь, и через какое-то время у вас начинает получаться. Как с картинками, на которых при правильном положении глаз проступает объемное изображение, вы обнаруживаете, что можете произвольно переключаться между двумя гостиными — одна с дерьмом, другая без.

Вы ничего не понимаете, но немного успокаиваетесь. Время уже позднее, и вы ложитесь спать. Всю ночь вас преследует дерьмо, от которого вы никак не можете убежать, и утром просыпаетесь совершенно измотанным. Еле-еле продираете глаза, и ваш кошмар продолжается наяву — теперь вы видите кучи дерьма по всей квартире. В каждом углу, в каждой комнате, даже в стенном шкафу и холодильнике — отборное свежее человеческое дерьмо. И как вы ни пытаетесь переключиться на другой канал, у вас не получается — дерьмо никуда не исчезает.

Хлестание по щекам не помогает, водка, валерьянка и прогулка вокруг дома тоже, поэтому вы идете в гараж, берете там большую совковую лопату и начинаете уборку. Это занимает целый день, но к позднему вечеру порядок — все чисто, остался только запах, который уже никак не хочет выветриваться. Вы снова идете на кухню, пьете чай и опять погружаетесь в тяжелые думы о своей жизни, своей судьбе и о том, за что на вас свалилось такое проклятье. У вас нет никаких ответов, только одна пугающая догадка витает в воздухе, но вы боитесь ее озвучивать и гоните ее прочь.

Затем еще одна ночь в мучительных кошмарах, а утром вы боитесь вытащить голову из-под одеяла, ожидая, что история повторится. Но сегодня все еще хуже — вы открываете глаза и вам хочется застрелиться. Теперь вы видите дерьмо не только на полу, вы обнаруживаете, что все-все-все в вашем доме сделано из дерьма — ваша дорогая мебель, безделушки на полках, любимые книги, ваш гардероб, картина на стене, и даже сама стена — все из сухого спрессованного дерьма. Весь ваш дом — одно сплошное дерьмо. И как ни стараетесь, вы ничего не можете поделать со своим зрением — не видеть дерьма во всем, что вас окружает, вы больше не можете.

В полном отчаянии и уже не обращая внимания на запах, вы идете на кухню, садитесь на свой любимый дерьмовый стул, чтобы обдумать, каким способом будет проще покончить с собой, и уже чувствуете облегчение от скорого избавления, но шум открывающейся входной двери выдергивает вас из приятных фантазий. Лавируя между кучами дерьма, вы идете в прихожую и видите подругу. Она открыла дверь своим ключом, который вы недавно ей подарили, зашла внутрь и как ни в чем не бывало раздевается, красуясь перед большим зеркалом. Вы немеете и застываете на полпути, а она, словно ничего не происходит, спрашивает, все ли у вас в порядке, и, не дожидаясь ответа, идет на кухню, весело щебеча о каких-то своих приключениях на работе.

Ничего не понимая, вы стоите в своей дерьмовой прихожей, вдыхаете дерьмовый запах, смотрите на свой любимый дерьмовый коврик, и до вас начинает доходить — она всего этого не видит! Она видит ваш дом, каким он был прежде, — чистым, красивым, уютным. Ей всегда нравился ваш дом. С некоторым любопытством вы идете на кухню и осторожно интересуетесь, не видит ли она вокруг чего-то необычного. Нет, не видит — только бутылка водки подозрительно опустела, чем по ее предположению и объясняется краснота ваших глаз. Она совершенно точно не видит никакого дерьма — ей все вокруг кажется абсолютно нормальным!

Вас это интригует. Вы задаете ей еще пару контрольных вопросов о запахе и периферийном зрении, и когда она все отрицает, вежливо выставляете ее за дверь, мотивируя тем, что у вас была дерьмовая неделя, дерьмовая ночь и дерьмовый день впереди. Она обижается и уходит, а вы возвращаетесь на свою дерьмовую кухню, наливаете себе дерьмового кофе и погружаетесь в свои дерьмовые мысли… и тут вас со всей сокрушительной ясностью настигает вчерашняя догадка: вся ваша жизнь — дерьмо!

Вероятно, вы сошли с ума, и весь этот дерьмопад у вас дома всего лишь галлюцинация, но сути это уже не меняет. Чем больше вы об этом думаете, тем яснее видите общую картину: вся ваша жизнь — одно сплошное и нескончаемое дерьмо. Дерьмовая работа, дерьмовая машина, дерьмовый дом, дерьмовые друзья. И речь не о буквальном дерьме, а о том, что все вокруг насквозь пропитано ложью и самообманом. Все, что вас окружает, — ложь. Все, что вы любите, все, во что верите, что цените и бережете — все ложь. Нескончаемый и беспросветный поток лживого дерьма, который до сего момента вы считали своей счастливой жизнью.

Весь мир, который вы вокруг себя построили, — это обман. И ваш дом в самом центре этого царства лжи — дворец из отборного дерьма, возведенный во славу Дерьмодемона — главного божества вашей жизни. А самое ужасное, что это не чье-то дерьмо, это ваше дерьмо! Вы настоящий ударник и герой труда в этом вопросе — всю свою жизнь вы посвятили самоотверженной выработке высококлассного человеческого навоза.

И теперь, когда ваши глаза открылись, вы ясно видите, что случившееся с вами — это не кошмар, а пробуждение от кошмара. Жить по самую макушку в дерьме и совершенно этого не замечать — вот настоящее проклятье! Но теперь все встало на свои места. Вы даже вспомнили, что призрачные миражи с дерьмом преследовали вас задолго до того, как материализоваться у вас в доме, — вы просто не придавали им значения и быстро забывали. Но какой-то частью души вы всегда ощущали этот гнилой душок, пропитывающий вашу жизнь, ваш быт и все ваши начинания.

И вот, окрыленный прозрением, вы запрыгиваете в свою дерьмовую машину и летите к подруге, желая поделиться ужасным открытием. Но то, что вы видите, окончательно выбивает почву у вас из-под ног — ее дом тоже построен из дерьма. С трясущимися коленками и мрачными подозрениями вы подходите и стучите в дверь. Подруга впускает вас внутрь, и вы видите то, чего не хотели бы видеть, но так и есть — еще один дворец великолепного дерьма, прославляющий того же говнобога.

А она ничего не видит! И вы готовы расплакаться…

Для верности вы интересуетесь, не считает ли она свою жизнь дерьмом. Нет, она так не считает, зато уверена, что это у вас в голове дерьмо, и раздраженно отправляет вас проспаться. Не так уж она неправа, думаете вы.

Вы едете к друзьям, и история повторяется. Вы едете к родителям — там то же самое. И на работе тоже. Всюду вы видите сплошное и беспросветное царство дерьма, о котором никто не знает и даже не догадывается. Или вы сошли с ума, или весь мир.

Вы берете отпуск за свой счет и погружаетесь в исследование. Месяц, безвылазно проведенный в центральной библиотеке, приводит вас к неутешительному выводу — с вами все в порядке. Это мир погряз в дерьме, а все, кто этого не замечает, являются служителями дерьмового культа. Теперь вы даже знаете тайное имя этого Дерьмодемона, которому они приносят в жертву свое зрение и жизни — его зовут Эго…

Страх и ложь Эго

Эпилог

На этом ваша старая жизнь закончилась и началась новая. В доме пришлось делать капитальный ремонт, потому что отмыть въевшееся дерьмо не было никакой возможности. Шикарную дерьмовую машину вы продали. С дерьмовой работы ушли и уже присмотрели себе новое занятие, скромнее, но интереснее. С друзьями и подругой пришлось расстаться, потому что все попытки открыть им дерьмовую правду о жизни, привели лишь к обидам и раздражению. Вы остались в одиночестве и лишились привычного дерьмового комфорта, но ваша жизнь стала пахнуть и выглядеть совершенно иначе. А тот день, когда самосвал с дерьмом въехал в вашу гостиную, вы празднуете теперь, как свой новый день рождения…

Полагаю, образы расшифровывать не нужно? Помедитируйте над этой историей, и, надеюсь, основные параллели не ускользнут от вашего внимания.

Одно только предостережение — не думайте, что речь идет о просветлении или каких-то иных мистических трансформациях. Отнюдь. Прозрение в «дерьмовую» сущность бытия — это уровень обычной психологической работы. Ничего потустороннего. Надо лишь перестать закрывать глаза на те, кучи навоза, которые вы периодически видите периферийным зрением в своей жизни.

И еще один неочевидный момент. Попробуйте представить, каковы будут ваши чувства, окажись вы в описанной ситуации. Какой ужас и какое отвращение вы испытаете, обнаружив столь мрачную и дурно пахнущую подноготную своей хорошо благоустроенной жизни. И если из прошлой статьи вам было не понятно, зачем нужно ввязываться в авантюру с распутыванием клубка, то теперь ответ должен быть ясен.

Человека на путь самопознания и самоотречения приводит не праздный интерес, а жуткое открытие, которое сваливается на него безо всякого приглашения — самосвал дерьма посреди гостиной. Все, во что вы до сих пор свято верили, — грязь и ложь! И после этого осознания выбора больше нет — вернуться в спячку уже не получится и жить посреди дерьма себя тоже не заставишь. Остается единственный путь — взять большую совковую лопату и… начать уже откапываться.

p. s.
Главный персонаж мужского пола, но не потому, что женщин это не касается, просто так получилось… поменяйте нужные слова сами.

Разъяснения для тех, кто ничего не понял

Понравилась эта статья?






Объяснительная записка
2014-09-18 14:43 Олег Сатов

Запись из раздела: Статьи о психологии


1358229887.pngСудя по комментариям, некоторые разъяснения все-таки требуются. Но, прежде чем вы прочитаете развернутую версию событий, рекомендую все же остановиться и подумать над содержанием прошлой статьи самостоятельно.

Чтение — это активный процесс, а не капельница с информацией, которую можно воткнуть себе в вену и залить в мозги обновленную прошивку. Стоило отойти от обычной манеры разжевывания материала до состояния детской кашки, и шестеренки в головах затрещали, не справляясь с нагрузкой.

Статья действительно была написана не для читательского развлечения, и тем, кто ищет лишь расслабляющего интеллектуального массажа, от нее никакого проку. Есть разница между приятным почесыванием спины и тем, чтобы отправиться в спортзал и начать приводить в порядок свое тело.

Так вот, в качестве тренировки, если оно вам все-таки интересно, попробуйте разобраться и ответить на главный вопрос: что именно в статье названо «дерьмом»? И не поддавайтесь на привычные стереотипные догадки, мол, это социальные отношения, эгоизм или что-то подобное. Здесь не так все очевидно. Без понимания главной метафоры весь текст, естественно, разваливается. Быть может подсказка в тексте дана не так явно, как мне казалось, но она там есть. И «Эго» — это не ответ, это просто обозначение того, вокруг чего все крутится, но суть в другом месте. Попробуйте!

А с этого места начинается спойлер. Втыкайте капельницу, откиньтесь на спинку кресла и расслабьтесь…


Начнем издалека. В статье идет речь об одной чрезвычайно важной штуке, которую мало кто замечает. Быть может, это даже самая важная штука из тех, которые рассматривались здесь на сайте до сих пор. С одной стороны, разглядеть ее непросто, с другой — не видеть и не знать о ее существовании так же удивительно, как не знать о том, что у вас есть нос.

Это, кстати, очень хорошая аналогия. Когда мы смотрим на мир «из глаз», нос сужает поле нашего зрения — перекрывает обзор. Но самого носа, как такового, в поле зрения нет — есть только темный провал между глазами, к которому мы так привыкли, что даже не замечаем. Нам кажется что мы видим непрерывную картинку на 180 градусов вокруг, но если обратить внимание, то провал все-таки есть. Слепая зона в самом центре восприятия.

Если бы в нашем мире не было зеркал и не было возможности ощупать свое лицо руками, то о существовании носа мы бы ничего не знали и это слепое пятно было бы для нас еще менее заметным. У нас бы даже не было отдельного слова для обозначения этой штуки, которая перекрывает нам обзор. И это бы нас совершенно не заботило, потому что никто никогда не смотрел на мир иначе — у всех одно и то же темное пятно посреди поля зрения, значит, так оно и должно быть. Другой, более полный, взгляд на мир в этой ситуации мог бы появиться только у того, кому во время охоты какой-нибудь хищник откусил бы нос.

И теперь представьте, что этот безносый товарищ обнаруживает, когда боль прошла и рана зажила. С одной стороны, его поле зрения расширилось — это понятно и очень приятно. Он бы даже получил таким образом некоторое конкурентное преимущество, потому что видел бы теперь то, чего не видят другие. Но гораздо важнее другое — имея опыт двух разных взглядов на мир, он бы обнаружил, в чем между ними разница, — он бы впервые в своем племени или всем человечестве осознал, что раньше, у него было огромное слепое пятно в самом центре зрительного поля.

Да, оно там было всегда, и оно там есть у всех. Но никто этого толком не осознает. Пятно отфильтровано мозгом, как незначимая неважная для выживания информация. Издержки геометрии черепа, которые можно игнорировать. И в итоге никто не придает этому значения.

Теперь представьте, что этот безносый человек, совершив свое открытие, пытается им с кем-нибудь поделиться. Он подходит к вождю племени и пытается объяснить, что оказывается, у нас есть слепая зрительная зона в самом-самом центре восприятия. Вождь его слушает и пытается себе это представить, но у него ничего не получается. Он даже пытается увидеть это слепое пятно, но с этим тоже ничего не выходит — на то оно и слепое. Это что-то такое, чего нет, а не то, что есть, но просто незаметно. Нельзя увидеть то, чего нет. Но при этом слепое пятно есть. Парадокс.

Закончится это все тем, что безносого выгонят из племени или сделают шаманом за его странные мистические рассказы о слепом пятне.

Идем дальше. Много раз в статьях рассматривался вопрос темной стороны души — тех некрасивых и неприятных свойств, которые мы не хотим в себе видеть и признавать. Не проводите сейчас параллель с носом и слепым пятном — это не о том.

Полагаю, многие даже пробовали к этой теме подступиться на практическом уровне — выискивали и выписывали свои недостатки, пытались проследить их в своей жизни. Хорошая нужная работа, которая выводит сознание на новый уровень честности. Но опыт показывает, что во всей этой работе чего-то не хватает — что-то ускользает от внимания, отчего никаких кардинальных перемен вся эта схватка с Тенью не приносит. Только маленькие тактические победы, но война от этого не прекращается.

Фокус в том, что изучая свои недостатки, мы не видим того, что лежит у нас «под носом». Выполняя эту работу, мы не отдаем себе отчета, что наше поле внутреннего зрения перегорожено огромных размеров слепым пятном. Мы видим все — все свои темные тайные штучки, но мы не видим главного — слепого пятна. И происходит это по той же причине, по которой мы не замечаем своего носа, — во-первых, никто этой штуки не видит, во-вторых, ее нельзя увидеть в буквальном смысле, пока нам ее кто-нибудь не откусит.

Речь вот о чем. Мы никогда не обращаем пристального внимания на механизм, с помощью которого мы от своих недостатков прячемся. Мы принимаем это свое свойство, как некую данность, с которой ничего нельзя сделать, а можно лишь противопоставить ему хорошую качественную психологическую работу. Механизм вытеснения вытесняет, а мы старательно вытаскиваем это обратно, и надеемся, что если удастся отточить технику самоанализа, то мы сможем однажды прийти к полной осознанности и внутренней чистоте. Но механизм вытеснения тоже не стоит на месте и спокойненько продолжает себе работать, сливая в трюмы все больше психических отходов, потому что на него никто даже не обращает внимания. Человек занят борьбой с бесконечными последствиями, а причина и источник проблемы остается вне поля зрения и внимания — беспроигрышная позиция!

Механизм вытеснения — это не бессознательный автоматизированный процесс, являющийся неотъемлемым свойством психики, это доведенный до полного автоматизма сознательный самообман. Не бессознательное прячет от нас наши недостатки, это мы сами по своей капризной воле отказываемся смотреть туда, куда нам смотреть не хочется. А психология тут оказывает дурную услугу, подсовывая удобное объяснение, позволяющее снять с себя всякую ответственность за свое вранье, мол, это все бессознательное виновато. Мы бы и рады знать о себе все, да психика так устроена, что не дает нам этого сделать. Ай-ай-ай, плохая психика!

Вот, где настоящая проблема. Мы готовы признать тысячу своих недостатков, но при этом не видим самого главного своего изъяна — своей лживости, своего нежелания знать правду. Даже, когда мы занимаемся психологией и декларируем чистоту своих намерений, мы продолжаем себе врать, только теперь еще более тонко и изощренно. Мы не хотим знать правду и не хотим себе признаваться, что мы этого не хотим. Вот причина всех поражений в психологической работе. Мы вытаскиваем на поверхность сознания ровно столько правды о себе, чтобы поддерживать у себя ощущение, что работа идет, но все это делается только для того, чтобы себя успокоить и еще качественнее замаскировать свой главный обман.

«Дерьмо» из прошлой статьи — это наше слепое пятно, наш адский механизм самообмана, который мы просто-напросто не замечаем и принимаем его как некую данность. Мы пытаемся сражаться с вытеснением, но в действительности мы делаем все, чтобы этого не делать. Мы достаем то, что когда-то спрятали, но совершенно не готовы прямо посмотреть на саму привычку прятать.

И вся наша жизнь действительно пропитана этой лживостью. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спрятаться. Наш психический центр тяжести — это не то наше сознание, которое выполняет психологические раскопки, это та наша часть, в которой мы отказываемся себе признаваться — это вечный страх перед жизнью и все возможное и невозможное, что мы делаем, чтобы от него убежать. И этот механизм так хорошо отлажен, что мы даже не догадываемся о том, что он есть.

Дьявол сидит в нашем любимом кресле, а мы его не видим и только удивляемся — откуда это в доме дурной запах?

То прозрение в рассказе — это не осознание частных своих недостатков, не понимание эгоистичной природы социальных отношений, не какая-то мистическая чушь про просветление и Эго, которого на самом деле нет, это все про внезапное обнаружение слепого пятна — огромной жуткой дырищи в самом центре нашего восприятия, которую мы совершенно не замечаем.

Наш главный самообман — это вера в то, что мы хотим избавиться от самообмана. Мы делаем вид, что стремимся к правде, что мы все понимаем, хотим стать осознанными, хотим перестать себе врать, но делаем все, чтобы избежать раскрытия главной иллюзии — мы не хотим настоящей правды.

Потому что это слишком больно.

И потому что вся налаженная жизнь тогда полетит к чертям.

И мы это знаем. И не хотим этого знать.

p. s.

Рассказ, который многие посчитали омерзительным негативизмом, — это самая жизнеутверждающая статья из всего, что есть на этом сайте. И если вы этого до сих пор не видите, значит, вагон с дерьмом до вас еще не доехал, увы.

Понравилась эта статья?





Усилия без усилий
2014-09-21 01:14 Олег Сатов

Запись из раздела: Статьи о психологии


65456174894651456.pngСегодня будем разбираться с очень спорным и мутным вопросом, который уже попил много моей крови, но так и остался без ответа. Некоторые соображения просматриваются, но четкой позиции по этой теме пока нет, поэтому будем считать, что это пробный штурм, разведка боем.

Внимание! Если две последних статьи вызвали у вас острое неприятие и непонимание, рекомендую этот материал пропустить, потому что здесь партизаны будут еще толще.

Итак, свобода воли и иллюзия деятеля.

О чем речь и почему мы вообще это обсуждаем? Данная тема продолжает череду разборок, которые начались после недавнего неприятного открытия на свой собственный счет. Всплыло много всякой мути, которую нужно теперь заново отфильтровать. То есть, это изначально мой разговор с собой, и его ценность для потенциального читателя крайне сомнительна. На ваше усмотрение, впрочем.

Сначала немного предыстории.

Когда я только начинал серьезно разбираться с психологией, все это происходило под флагами Кастанеды с его безжалостным воинским духом и под руководством одного очень свирепого человека. Именно это заложило основу трезвого и жесткого подхода в работе над собой. В то же время, психология была лишь инструментом, а цели работы были несколько более глубокими. Понятное дело, перспектива «сгореть изнутри» всерьез не рассматривалась, но это было символическим выражением некой очень важной задачи, которая маячила на интуитивном уровне.

Ясности в голове тогда практически не было, только огромной силы душевный порыв, вызванный пониманием, что в мире есть что-то гораздо более значительное, чем отношения и социальный успех. И вместе с этим, совершенно очевидными были внутренние преграды, которые стояли на пути к поставленной цели — хоть и не вполне понятной, но жизненно важной. Настолько важной, что ради ее достижения были принесены серьезные жертвы.


Весь этот период в жизни — а занял он примерно пять лет — прошел в очень воинственном настрое. То есть, это было в самом буквальном смысле жестокое сражение за каждый дюйм своей психологической свободы и автономии. Все прочие интересы были отметены в сторону, вся свободная энергия шла в топку бронепоезда. Разумеется, были периоды, когда какой-нибудь очередной самообман перехватывал управление и уводил от основной цели, но через некоторое время все прояснялось и путь продолжался.

А затем, когда многолетняя война стала приносить свои плоды, и жизнь начала налаживаться, возник большой соблазн сложить на время оружие и устроить себе передышку. И этот соблазн победил. Интерес к психологии и поиску чего-то запредельного не угас полностью, но потихоньку начали происходить всякие любопытные трансформации, которые, как мне это сейчас видится, завели меня в такой дремучий тупик, что следующие пять лет я фактически никуда не двигался.

И вот сейчас разговор о том, что же тогда произошло, и как «воин» превратился в ленивого лежебоку. Еще две недели назад картинка у меня здесь не складывалась, но сейчас проступают очень интересные подробности, которые непосредственным образом касаются заявленной темы. Возможно, это и ложная интерпретация событий, но уж больно хорошо все сходится. Проследим развитие событий, и посмотрим, к чему это приведет.

Основных факторов здесь было три: усталость после долгих сражений, социальные соблазны, которым очень хотелось поддаться, и… знакомство с адвайтой.

Рамана Махарши

Историческая справка

Адвайта — это духовное учение, являющееся ответвлением индуизма, в том же самом смысле, в котором дзен является ответвлением буддизма. Между дзеном и адвайтой довольно много общего на концептуальном уровне, но много отличий на уровне духовной практики. Если кратко, то цель обоих этих учений в том, чтобы достичь некоего предельного состояния, действуя максимально прямо и прагматично, а, не следуя бесчисленным ритуалам и нравственным заповедям исходной религии. Послание адвайты простое — отбросьте все лишнее и зрите в корень.

Есть еще такое уточняющее понятие как нео-адвайта, которое указывает на современную версию учения зародившуюся в Индии (тут я могу соврать) где-то во времена Юнга, когда на духовную сцену вышел Рамана Махарши. У Юнга даже есть статья про него — в названии там что-то про феномен индийского святого. Мнение он там выражает довольно скептическое, но сейчас это совершенно не важно.

Так вот, Рамана Махарши сформулировал свою собственную версию древнего учения адвайты, сильно упростив ее для понимания, и предложил технику достижения пробужденного состояния, в основе которой лежит пристальное исследование своего собственного «Я».

В это же время в Индии действует другой мудрец, никак не связанный с Махарши — Нисаргадатта Махарадж, который проделывает примерно ту же работу — формулирует свое более ясное и простое толкование изначального учения адвайты.

Вот с них и начинается нео-адвайта, характерная черта которой в том, что представители этого течения жили и живут в мире активного культурного обмена между востоком и западом. С одной стороны, это привело к тому, что индийским мудрецам пришлось искать новые формы выражения своего учения для духовных искателей, приехавших из западных стран. С другой — стали появляться учителя, которые сами получили западное образование и теперь излагали идеи адвайты языком, понятным для представителей западной культуры. Отсюда и начался бум нео-адвайты — учения о недвойственности, выраженного современным языком без углубления в дремучие дебри просто-адвайты.

Один из самых известных представителей нео-адвайты и, до недавнего времени, наш современник — Рамеш Балсекар. Индус с западным образованием, президент Банка Индии, семьянин — совершенно обычный мирской человек. В 1977 году в возрасте 60 лет он ушел на пенсию и вскоре познакомился с Махараджем, стал одним из его переводчиков и через три года «все понял». Еще через несколько лет начал учительствовать сам и стал очень известен на западе своими книгами, где он простым и понятным языком объясняет непростые и непонятные вещи.

Рамеш Балсекар

Западня концепций

Впервые книга Балсекара (не помню, какая именно) попалась мне где-то на самом пике боевых действий. Причем посоветовали ее почитать люди, которые вызывали у меня большое уважение. Но в тот раз книга не зацепила — слишком уж мягкой и обтекаемой она мне показалась по сравнению с Кастанедой и его путем воина.

А вот второй раз я на него наткнулся как раз в период своего отступления, когда оружие было сложено и внутренний настрой перестал быть таким воинственным, как прежде. И вот тут меня Балсекар очень сильно зацепил. Зацепил тем, что в его книгах впервые понятным языком объяснялись все те дзенские концепции, которые меня интересовали, но никак не укладывались в голове. А тут все начало проясняться, и это было большим прорывом в концептуальном понимании восточных учений.

Но именно это концептуальное понимание стало точкой входа в огромную ловушку, из которой я только сейчас начинаю выкарабкиваться. К Балсекару никаких претензий — в ловушку я залез самостоятельно, позволив себе найти опору в теоретическом и потому далеко-далеко не полном понимании идей, которые проповедуются адвайтой. Соблазн был так велик, что я попал — искренне поверив в некоторые базовые концепции, сам не заметил, как начал оправдывать ими свой затянувшийся духовный отпуск.

Оттачивание и полировка концептуального понимания адвайты на много лет заменило собой фактическую работу над собой, своими заблуждениями и самообманами. Если раньше ставка делалась на воинский дух и свободу от страхов, то теперь вектор приложения усилий сместился на интеллектуальное понимание тонких материй, в надежде, что именно это выведет на следующий уровень. И новая ставка была сделана со всей воинской решительностью — все лишнее отбросить, равнение на адвайту!

А концепции нео-адвайты замечательны. Ты уже «там». Ты есть то, что ты ищешь. Все уже хорошо. Ты не деятель. Все происходит само по себе. Личностные усилия раздувают Эго. Ничего не нужно делать. Все практики бессмысленны. Усилия бессмысленны. Расслабьтесь и наслаждайтесь шоу. Откажитесь от чувства деятеля, и Эго умрет от голода.

Это ли не мечта для человека, который хочет отдохнуть от всех сражений?

Кстати, адвайта не уникальна в таком описании мира. В дзенских текстах есть практически все то же самое. И в христианстве, и в разного рода мистических традициях тоже. Так что никакого концептуального подвоха в адвайте нет — все очень хорошо стыкуется с другими духовными учениями. Просто до адвайты никто не выражал эти идеи столь беззастенчиво прямо, все прочие лишь ходят кругами и отделываются иносказаниями.

Спорный вопрос здесь не в том, точны эти концепции или нет, а в том, что с ними делать дальше. Как жить? На что опереться? Причем все попытки ответить на эти вопросы самоликвидируются все той же «удобной» концепцией, что мы все равно ничего не делаем, поэтому даже задаваться этими вопросами бессмысленно — как будет, так и будет. Сиди — смотри. И этот ментальный парадокс настолько зачаровывает, что почва уходит из-под ног.

Вероятно, восприимчивый человек, каким, скорее всего, был сам Балсекар, может прорваться сквозь иллюзию отдельного бытия, просто глубоко вникая и пропитываясь этим парадоксом. И желающих испробовать тот же самый подход очень много, но срабатывает он далеко не для всех. Или, что вероятнее, не хватает какого-то «секретного ингредиента», о котором мало кто догадывается.

Гора посуды

Кто моет посуду?

Давайте возьмем одну из самых завораживающих идей адвайты — утверждение, что человек пребывает в иллюзии, считая себя автором и источником своих действий.

«Ты не деятель», говорит Балсекар — «Пойми это, и ты на верном пути». Об этом же говорит дзен — «Любые личные усилия укрепляют Эго».

И даосизм тоже об этом:

Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая, не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.

Дао Дэ Цзин

Чем нео-адвайта отличается от прочих подобных учений, так это переводом мудреных концепций на самый простой обывательский язык. И такого рода популяризация создает ложное впечатление, что в качестве духовной дисциплины предлагается начать исповедовать все эти тонкие концепции на практике. Описание свойств пробужденного сознания ошибочно принимается за призыв воплотить их в своей жизни. И эта попытка напялить на себя атрибуты просветленного мудреца, будучи при этом совершенно-не-мудрым, приводит к предсказуемо негативным результатам.

Возьмем какой-нибудь простой пример. Допустим, раковина, полная грязной посуды, и внутренние столкновения по этому поводу — мыть или не мыть, стараться быть хорошим или позволить себе быть плохим, что правильнее, что полезнее… в общем, хорошо известная всем ситуация и связанные с ней душевные метания.

Теория гласит — «Деятеля нет!» Посуда будет помыта в нужный момент нашими руками, но не по нашей воле. Нет смысла напрягаться по этому поводу, личные усилия не нужны, все происходит само по себе. И даже если в процессе у меня будет ощущение, что это я совершаю усилие и мою посуду, то на самом деле это не так. Мытье посуды происходит через меня, а я — лишь зритель, пытающийся приписать себе этот кухонный подвиг.

Отлично! Вопрос, однако, вот в чем: что делать с этой концепцией в тот момент, когда я наблюдаю, как меня «охватывают усилия»? Вот возникает зуд, что надо бы помыть посуду. Что мне в этот момент дает знание концепции недеяния? Да, в общем-то, ничего. Либо я останусь лежать на диване, либо встану и пойду мыть посуду. Причем, как бы я ни концентрировался, отделаться от иллюзии деятеля у меня все равно не получится. Это «Я» буду продолжать лежать или «Я» пойду мыть посуду.

Все закончится тем, что на субъективном уровне восприятия я совершу-таки усилие — либо перестану себя жалеть и пойду мыть посуду, либо проявлю волю и останусь лежать на диване, либо разыграю какой-то философский спектакль на тему «Я не деятель» и тем самым избегу настоящих действий.

С точки зрения Вселенной здесь все произойдет само по себе, как единое и непрерывное движение Тотальности, но мы-то, лежа на своем диване, находимся в отождествленном и локальном состоянии сознания. А значит, с нашей колокольни это все будет восприниматься совершенно иначе — находясь внутри иллюзии, у нас нет никакой возможности по-настоящему осознать природу тотального сознания и, тем более, имитировать его поведение. То есть, на практическом уровне ценность идеи о том, что чувство деятеля является иллюзией, стремится к нулю.

Думается, эта и все подобные ей концепции полезны только в описательном смысле, а не в рекомендательном. Их нельзя воспринимать, как совет или руководство к действию. Это просто рассказ о том, как выглядит жизнь, если смотреть на нее глазами «космического» существа. А всякая попытка этим описанием воспользоваться, извлечь из него какую-то практическую пользу ведет к формированию еще более сложной и запутанной иллюзии.

Например, то знание, что Земля круглая и висит в космосе, имеет практический смысл для космонавтов и тех, кто отправляет их на орбиту. Но для африканского папуаса эта концепция абсолютно бессмысленна, бесполезна и даже потенциально опасна, потому что на личностном уровне у него может возникнуть вывод, что отныне ему надо стараться не свалиться с Земли в космос… а то ведь, если не будешь стараться, — унесет!

Но с космосом и земным притяжением для нас все просто, а вот с такими тонкими материями, как чувство деятеля, мы оказываемся в очень опасном положении и действительно можем начать изо всех сил стараться «не упасть с Земли». Другими словами, попытка использовать «космическую» концепцию, будучи «земным» примитивным попуасом, ведет к формированию нового витка иллюзии и, связанного с ней, непродуктивного напряжения — стремления избежать опасности, которой на самом деле нет и никогда не было.

Но это далеко не все, поскольку всем этим рассуждениям мы можем противопоставить ту же самую «удобную религию», что все эти заблуждения не могут происходить, иначе как по воле Вселенной, а стало быть, весь этот разговор теряет смысл. Но в то же время, сам факт того, что разговор происходит, говорит о том, что и это тоже воля Вселенной. И дальше мы оказываемся в тупике: какое бы движение или контр-движение мы ни совершили — это с одной стороны будет ошибкой, а с другой за этим будет стоять безошибочная воля Вселенной. Что бы мы ни делали — это одновременно правильно и неправильно. Вероятно, это и есть тот концептуальный тупик, на который пытается указать адвайта. Лучший коан для западного человека — указание на пределы его познания.

И это опять очень хорошо стыкуется дзеном. Есть там у них аналогичная головоломка, в которой учитель, держа в руках палку, спрашивает ученика: «Ответь, что это? Если ты скажешь, что это палка, я тебя ударю, если скажешь, что это не палка, я тоже тебя ударю. Так что у меня в руках?»

Можно предположить, что есть какая-то ценность в том, чтобы проломить этот парадокс. Скорее всего, это потребует выхода за рамки привычного концептуального восприятия, и в этом будет состоять практический урок. Но, в сущности, мы сейчас говорим о другом. О психологии и о том, как духовные указатели, будучи понятыми неправильно, могут завести в глубокие дебри, создавая при этом иллюзию, что именно в этих дебрях спрятан ответ на вопрос жизни и смерти, тогда как в действительности это лишь еще одна ловушка на пути.

Если уж и пытаться использовать все эти запредельные адвайтские концепции в процессе самоисследования, то их, вероятно, стоит рассматривать, как коаны, и пытаться пробиться сквозь них, выделяя для этого специальное время и место, а не в быту, когда внезапно встает вопрос о мытье посуды. С коанами нужно работать, не лежа на диване, а с такой ментальной концентрацией и напряжением, что помыть посуду было бы гораздо проще. В противном случае, это лишь еще одна изощренная форма избегания ответственности.

Восхождение

Усилия на пути

Теперь возвращаемся к личной истории, потому что из нее следует еще один важный вопрос о жизни «без усилий». Вероятно, это прозвучит самоуверенно, но какого черта, — у меня действительно есть собственный опыт психологического или, если хотите, духовного прогресса.

Быть может, это был не такой уж большой шаг вперед, но он был, и что самое важное — я хорошо помню, как это все происходило изнутри. И вот тут важный момент — об этом периоде жизни никак нельзя сказать, что в нем не было усилий.

С глобальной вселенской точки зрения, все, должно быть, происходило само собой. Но с точки зрения человека, который сам проходит через этот процесс, это выглядело, как восхождение на многокилометровую вершину с мешком кирпичей за спиной. И каждый новый шаг требовал огромных и совсем не иллюзорных на тот момент усилий. И даже если мы признаем, что это не «я» карабкался в гору, а сама Вселенная, то от этого ничуть не легче — субъективное «я» все это время испытывало невообразимое напряжение, и только твердость намерения и стиснутые зубы позволяли ему продолжать двигаться вперед.

И то же самое я слышал от других людей, которые проходили через подобный процесс психологического взросления, — для всех этот прорыв сквозь свои страхи и иллюзии был сравним с тяжелой изматывающей болезнью и борьбой за свое выживание. Никому еще свобода не давалась легко. И я не видел никого, кто добился бы сколько-нибудь заметного прогресса, сидя в медитациях, посещая сатсанги и безмятежно рассуждая о бессмысленности усилий.

Какими бы ложными ни были эти ощущения личных усилий, без них никогда не было никакого результата. Причем это касается не только психологической работы и духовных поисков, а всех прочих сфер человеческой деятельности. Никто еще ничего не добился без того, чтобы пройти через период выматывающих усилий.

Балсекар в обнимку с Махараджем, сидя на вселенской космической станции скажут, что никаких усилий тут в действительности нет, а ощущение усилий — это лишь грязный побочный эффект работы отождествленного сознания. Окей, но что с того? Что мы можем сделать с этим комментарием с галерки?

Проследите это в своей собственной жизни. Вспомните, каких усилий стоило написание диплома или какое-нибудь другое масштабное свершение в вашей жизни. Попробуйте откатиться назад и представить, могли бы вы через это пройти, не испытывая всех тех мучений, которые тогда пережили? Вряд ли у вас что-нибудь получится. В конце концов, закон сохранения энергии никто не отменял — любая работа требует энергии для ее выполнения. И именно расход энергии в процессе выполнения работы субъективно воспринимается как усилие.

То есть, концепцию недеяния нужно использовать очень осторожно. Надо полагать, суть ее не в том, чтобы в буквальном смысле отказаться от любых усилий, а в том, чтобы внимательно исследовать их личностный компонент и попробовать отделить Эго от процесса и результата выполняемой работы. А эта задача куда более понятна и осязаема, чем все эти абстрактные размышления о ложном чувстве деятеля.

Быть может, это только я один попался в ловушку неправильного понимания путевых указателей адвайты. Хорошо, если так. В любом случае, надеюсь, теперь этот урок пройден.

Но есть еще один момент, который нужно здесь не упустить. Если до сих пор, ни одно большое достижение в жизни не приходило без усилий, то можно предположить и обратное — если на данном жизненном этапе нет ощущения прилагаемых усилий, значит, сейчас в жизни ничего важного и значительного не происходит. А в контексте психологической работы или духовного пути, это значит, что сейчас нет никакой работы и никакого пути, вместо этого — застой и самообман, прикрывающий правду о реальном положении дел.

Нет усилий — нет продвижения. И этот критерий можно уверенно использовать для оценки текущей ситуации. Если сейчас жизнь течет в каком-то тихом и мирном русле, без больших внутренних столкновений, без ощущения усталости от сражений, значит, сейчас просто ничего не происходит, и тешить себя иллюзией, что это такой новый этап развития, на котором духовный прогресс происходит естественным безусильным образом, — это верх наивности. Вера, что обычная спокойная жизнь с ее взлетами и падениями это и есть путь спасения души, пробуждения, — это величайший самообман.

С самого первого шага и до момента, когда будет сорвана последняя вуаль, весь этот процесс — это череда изматывающих усилий, и никак иначе. Когда дело будет сделано, можно будет порассуждать, кто прилагал все эти усилия, а до тех пор: нет усилий — нет никакого прогресса. Хватит себе врать.

Однако будьте осторожны, здесь нет призыва прилагать усилия. Они действительно приходят тогда, когда приходят, и никакая попытка искусственно себя наскипидарить, ни к чему хорошему не приведет. Главная идея в том, чтобы перестать обманывать себя относительно своего прогресса в ситуации, когда нет никаких усилий. Честность — самый ядреный сорт скипидара!

p. s.

Попытка воспринять этот текст, как наставления читателю и руководство к действию, опасна для вашего психического здоровья. Данная статья, как, впрочем, и все остальные, — разговор автора с самим собой, не более того.

p. p. s.

Штурм не удался, читайте продолжение: Путь пробуждения.

Понравилась эта статья?





Путь пробуждения
2014-09-22 17:59 Олег Сатов

Запись из раздела: Статьи о психологии


1074534095823.pngСудя по ощущениям после прошлой публикации, штурм не удался. Что-то важное осталось за кадром, ясность не наступила. Пара моментов прояснилась, но там, где зудело, зудеть не перестало. Поэтому попытка номер два. Попробуем взглянуть на ситуацию духовного поиска пошире и, может быть, это к чему-нибудь нас приведет.

Один из технических приемов, используемых психологами во время консультаций, это вопрос «Что вы чувствуете по этому поводу?», который задается пациенту после его сбивчивого рассказа об очередной проблеме. Вполне действенный прием, когда нужно переключить внимание пациента с его беспорядочного внутреннего диалога, но более глубокий и значимый слой переживаний. Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно.

У адвайтистов-любителей есть аналогичный прием, который используется, чтобы перенаправить внимание человека на более глубокий уровень самоощущения. В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность». Тогда его снова спрашивают — «А кто этот ты, который видит эту личность?» Человек опять уходит в себя и достает следующий ответ, мол, это какой-то «Наблюдатель», но его опять окунают в то же самое место — «А кто наблюдает этого Наблюдателя?» И так далее. Отличная тема для анекдотов про адвайту.

Процедура такого поиска себя, конечно же, не приводит к обнаружению какого-либо конкретного «Я» — всякий раз оно ускользает, превращая эту работу в погоню за собственным хвостом. Однако если практиковать эту технику долго и упорно, возможен другой эффект, ради которого, надо полагать, это упражнение и придумано.

В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож не способен себя порезать. Речь о том, что попытка найти самого себя, свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал. Все, что оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я» ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит, это точно не «Я».

На поверхностном концептуальном уровне понять это не сложно. Но самое интересное происходит, когда это противоречие осознается и находит свое единственно возможное разрешение на уровне непосредственного переживания. При благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого. То есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой» и становится «всем».


В зависимости от глубины, это переживание может длиться несколько мгновений или несколько дней, а потом человек постепенно возвращается к привычному дуальному восприятию. Предполагается также, что в особо редких случаях, провалившись в «единое сознание», человек остается в нем навсегда, — это и будет окончательным пробуждением. На практике же, все обычно ограничивается глубоким эмоциональным потрясением, чувством открытия тайны бытия, и при большой интенсивности переживания, некоторыми личностными изменениями — от легкой отрешенности до полной блаженной удовлетворенности.

То есть, при усердной практике и удачном стечении обстоятельств эта техника погони за хвостом действительно может привести к предельному переживанию, личностной трансформации или даже переходу в иное состояние бытия. Здесь пока все понятно.

Есть, однако, большая сложность с этим приемом, когда речь идет о человеке с большим личностным багажом. Чем больше и крепче личность человека, тем меньше вероятность, что он сможет хотя бы по касательной зацепить состояние единства, не говоря о том, чтобы остаться в нем навсегда. Тяжелое «верблюдоподобное» Эго не позволит человеку проскользнуть в игольное ушко.

В Индии, откуда родом эта техника, ситуация сильно отличается — там эгоистичное сознание развито и прокачено далеко не так сильно, как на западе. Личностных притязаний у индусов гораздо меньше, что делает для них эту технику более эффективной и, вероятно, самодостаточной. А нам здесь, с нашим безразмерным эгоцентризмом, нужны какие-то дополнительные инструменты или же сверхусилия в медитативной практике.

Эксперимент, который мы проводили в Ярославле, подтверждает эти догадки. Когда по личности нанесен крепкий удар, и она временно сдает свои позиции, медитативные техники работают гораздо эффективнее, и вовремя заданный вопрос «Кто Ты?» действительно способен вышибить человека из двойственного сознания. Но поскольку, личность была обесточена лишь на время, привычный режим восприятия потом постепенно восстанавливается.

Теперь продолжаем тему прошлой статьи о застревании в неправильном понимании концепций адвайты и ее базовой техники.

Путь теоретика

Путь понимания

Задача, которую ставит перед собой адвайта, дзен, суфизм и все прочие эзотерические ответвления основных религий, — это пробуждение любой ценой. И все эти традиции объединяет отказ от ритуалов и нравоучений в пользу пары медитативных техник, ведущих к переживанию единого сознания. Фактически, все они заявляют, что им известен прямой и короткий путь к просветлению, — этим они и вызывают огромный интерес у духовных энтузиастов.

Обещание адвайты кратчайшей дорогой привести к пробуждению, подкрепленное хорошим концептуальным обоснованием и древностью традиции, вызывает большой соблазн все бросить и довериться этому учению. Этому же очень способствует упомянутая простота подачи материала, не требующая глубоких познаний в религии, философии и вообще. И сюда же бьет наглядный пример множества учителей-современников, действующих в рамках этой традиции.

Пробуждение сознания, которое до этого казалось чем-то далеким и недостижимым, вдруг начинает казаться очень простым, земным и доступным — надо только вникнуть в теоретическую базу, перенести основные идеи в свою жизнь и начать работать над вопросом «Кто Я?» Не так уж и просто, если выполнять эту задачу на полном серьезе, но вполне осуществимо.

Отсюда и возникает естественное желание, отложить в сторону все прочие технологии внутренних раскопок, тем более, что они, со своими очевидными личностными усилиями, вступают в явное противоречие с базовыми концепциями адвайты (это заблуждение мы уже обсудили).

Своей кажущейся простотой адвайта привлекает к себе огромное количество искателей, и это должно бы послужить первым тревожным звоночком, поскольку никогда еще в человеческой истории сакральные знания не становились массовым продуктом. Другой подозрительный признак в том, что люди, вращающиеся вокруг адвайты, явно не выглядят психологически взрослыми. Если посмотреть и послушать сатсанги самых известных учителей, то нетрудно заметить, что большинство вопросов исходит от обычных невротиков, ищущих избавления от своей душевной боли.

Впрочем, то же самое можно сказать про любую духовную традицию. Люди туда приходят за решением далеко не духовных проблем, и это выглядит примерно так же, как пытаться изучать квантовую физику, в надежде, что это поможет наладить любовные отношения. В сущности, большинство духовных искателей не понимают, что их проблемы лежат в сфере обычной человеческой психологии — им нужен психолог, а не Гуру. Но даже известные учителя далеко не всегда это понимают… в общем, это отдельная большая тема.

После нескольких лет, прожитых в беззаботном жонглировании красивыми идеями, пришлось признать, что что-то идет не так. Основной гипотезой на тот момент было предположение, о недостатке медитативного опыта. Тогда я поехал на Випассану, о чем рассказывал здесь на сайте, и еще кое-куда — попрактиковать технику адвайты под руководством знающего человека. Это принесло новые открытия, но ничего не изменило в сущности — никакого душевного прогресса так и не наблюдалось.

Попытки разобраться, в чем загвоздка, привели к некоторым интересным догадкам, которые и были опробованы на практике, и основное предположение полностью подтвердилась — все упирается в личность. Именно личность не дает человеку прикоснуться к тонким переживаниям и заглянуть за ширму своего «Я», а значит, все усилия нужно направить на ее расшатывание.

На этот вывод, однако, наложилось другое заблуждение, что для снятия напряжения, нужно позволить личности отыграть все те игры, которые ей кажутся интересными. Раз уж так хочется самолюбования, так налюбоваться по полной программе. Впрочем, может, не такое это и заблуждение, поскольку год честной полировки своего Эго привел к тому, что со всей очевидностью вскрылся новый пласт иллюзий, который раньше ускользал от внимания.

А последней каплей стали прочитанные недавно книги Джеда МакКенны, которые внесли, наконец, ясность в теоретическое понимание природы пробуждения, подтвердили догадку, что личностные напряжения являются сердцевиной проблемы, и напомнили о давно позабытом воинском духе. Кроме того, прояснилось и подтвердилось множество других идей, которые витали в голове на уровне осторожного предположения.

С одной стороны, крепкий пинок под зад, полученный от МакКенны, оказался весьма болезненным, с другой, в силу множества совпадений и созвучий с собственным опытом, — вдохновляющим и ободряющим… очень в духе Уитмена с его «Песнью о себе». И теперь все это вместе начинает выстраиваться в целостное понимание, того, что же происходит с человеком на пути духовного поиска. Большинство идей уже озвучивалось в старых статьях на эту тему, но сейчас картинка стала почетче, и можно попробовать начертить общую карту сражения.

Путь медитации

Путь адвайты

В сущности, нижесказанное касается всех путей духовного развития, которые предполагают, что можно выйти на более высокий уровень сознания, игнорируя личностный пласт проблем. Этим страдает и дзен, и йога, и все прочие традиции, где основной упор делается на классическую духовную практику с медитациями, молитвами, постами и прочей подобной ерундой. Адвайта рассматривается просто, как частный пример.

Надо полагать, в том нет вины исходных учений, поскольку они возникли в среде, где изначально была иная социальная и психологическая ситуация. И здесь доверие западного человека к таинственным древним учениям — к пророку в чужом отечестве — играет с ним злую шутку, втягивая его в духовную практику, которая не предназначена для того типа проблем, которые он пытается решить.

Какова мотивация человека, вступающего на путь духовного развития? Что им движет? В 99 случаев из ста это связанно с попыткой решить проблему неуверенности в себе, как она описывалась в недавней статье. Человека что-то тревожит изнутри, и он пытается найти способ от этого избавиться, но, не разобравшись толком, что с ним происходит, попадает в ловушку бесконечного и безнадежного убегания от себя. А в духовном пути ему видится избавление от проблемы — что, в общем-то, правильно — но ошибочное понимание сути древних учений, превращает его духовность в изощренную форму все того же самоизбегания.

Если цель духовных учений в том, чтобы привести человека к пробуждению сознания, то их основные усилия должны быть направлены на преодоление Эго-комплекса, отделяющего индивидуальное сознание от глобального и безграничного. На практическом уровне это значит вытащить человека из ловушки самотождествления, разрушить иллюзию, что он является тем, кем себя считает.

И все практики, предлагаемые такими учениями, исходят из того, что искатель будет иметь глубокое и искреннее желание вырваться «из себя», пробиться сквозь все иллюзии и преодолеть свое эгоистичное сознание. Но большинство тех, кто обращается к духовности, приходят туда за противоположным — за тем, чтобы избавиться от жуткого страха оказаться ничем, пустым местом. В духовности они ищут укрепления веры в собственную значимость и осмысленность своего существования.

То есть, векторы усилий духовной традиции и духовного искателя направлены в ровно противоположных направлениях. Традиция призывает отбросить личность — пробудиться «от себя», а искатель, наоборот, всеми силами пытается убежать от страха небытия и делает это единственным известным ему способом — укреплением личности. Духовность для него становится лишь новым способом добиться того, что не вышло на социальном уровне, — заснуть «в себя» покрепче. Взаимная аннигиляция усилий.

Другая проблема в том, что даже если бы искатель понял правила игры и захотел преодолеть свое эгоистичное сознание, старые духовные традиции не имеют инструмента подходящего для выполнения этой задачи. По большому счету все они рассчитаны на человека, который уже утратил веру в себя в результате какого-нибудь глобального внутреннего кризиса. Тогда ему вполне будет достаточно самых незатейливых практик — молиться, медитировать, очищать организм, изучать священные тексты или, в случае адвайты, внимательно исследовать идею «себя».

Тем не менее, глубокая вера в древнюю традицию и действенность ее техник, заставляет людей расшибать головы о стену, и самым непреклонным из них время от времени удается заглянуть за угол и увидеть отблеск единого сознания. Как в одном из «законов Мэрфи» — если вещь ломать достаточно долго, однажды она сломается. Если оттачивать концентрацию и медитировать достаточно долго, то в какой-то момент крыша не выдерживает и временно съезжает в сторону, открывая вид на звездное небо. И даже если потом она встает на место, это убеждает искателя в том, что он двигается в правильном направлении.

По сути, это очень похоже на эффект от психоделиков или заменяющих их психологических техник, целью которых является именно сдвиг крыши безо всякого духовного подтекста. Когда запретили ЛСД, таких техник было придумано довольно много — холотропное дыхание, депривация восприятия, разного рода медитативные фокусы.

Проблема в том, что сколько бы раз человек не проламывал себе крышу, через некоторое время она восстанавливается, поскольку структура личности остается неизменной, и страх утраты себя набрасывается на человека с новой силой всякий раз, когда заканчивается очередной фейерверк медитативных переживаний.

Медитация позволяет высоко подпрыгнуть и заглянуть через стену личности, но земное притяжение делает свое дело. А поскольку высота стены растет с каждым днем, потраченным на самообманы, то вся эта работа в рамках обычных духовных практик не имеет смысла. Нужен какой-то иной инструмент, который смог бы ударить и проломить эту стену насквозь (если, конечно, мы рассматриваем тот редкий случай, что искатель действительно этого хочет).

Единственный стенобойный инструмент, который предлагают традиционные учения — это продолжительное, на несколько лет, уединение. В ситуации, когда личность год за годом не получает подпитки в рамках привычного социального контекста, она естественным образом угасает и сдает свои позиции, и только тогда щель между мирами приоткрывается достаточно широко, чтобы не просто увидеть слабые отблески единого сознания, а войти в него целиком.

А что мы видим вокруг? Чем занимаются духовные искатели всех традиций и конфессий? Здесь мы снова возвращаемся к тому, о чем говорилось в прошлой статье, — к неправильному пониманию сути и содержания самых базовых концепций и духовных практик.

Какой прок от того, чтобы спрашивать себя, кто моет посуду, если эта посуда моется для того, чтобы изобразить из себя хорошего хозяина и таким образом укрепить собственное «я»? Какой прок исследовать чувство деятеля, если это делается, чтобы убежать от страха перед собственной никчемностью? Какой смысл разгадывать коаны, если потом хочется похвастаться перед друзьями или учителем? Балуясь с духовными практиками подобным образом, человек подпрыгивает не для того, чтобы перелезть через стену своей личности, а чтобы положить еще один ряд кирпичей.

Какой смысл в часовой вечерней медитации, целью которой является преодоление «себя», если на следующий день человек идет на работу и восемь часов подряд с полной самоотдачей работает над укреплением своей личности?

Какие могут быть шансы, вырваться за пределы ограниченного сознания, если даже банальная проблема неуверенности в себе у нас перевернута с ног на голову, и никто не видит очевидного противоречия между духовным поиском и стремлением обрести уверенность в себе? Как можно надеяться разглядеть тончайшую иллюзию своего «Я», когда от внимания ускользает гораздо более очевидный факт: традиционная духовность — лишь еще одна форма самоутверждения и самообмана.

И даже если человек относится к своей духовной практике абсолютно серьезно и посвящает ей большую часть своей жизни, чем ему поможет практика медитации, если она изначально не предназначена, для работы с проблемами личностного уровня? Личность поддерживает свое существование за счет того, что болит. Чем тут поможет медитация, кроме того, что даст на время забыть и отвлечься от этой боли?

Кажущийся бесплатным сыр адвайты — это промышленных масштабов мышеловка. Никто никуда не прорвется, если духовный поиск на долгие годы не станет единственным смыслом жизни. Невозможно совместить активное участие в социальных играх, весь смысл которых в укреплении «веры в себя», и настоящую духовную практику, суть которой в импичменте своего «Я». Даже сама по себе идея духовной традиции вызывает большое сомнение, что в ней могут быть найдены настоящие ответы, потому что традиция — это еще одна форма социума. Единственное отличие в том, что здесь в ходу иная валюта и «социальная» личность заменяется на «духовную».

Все, чего можно добиться компромиссными решениями в рамках традиций и обычных духовных практик, — это места в первом ряду на космическом шоу, которое некоторым удается лицезреть в результате изнурительных попыток сдвинуть свою крышу. Но этот сдвиг не имеет ничего общего с преодолением личностного отождествления — единственной настоящей преграды между осколочным локальным сознанием и вселенским единством.

Путь осознания

Путь психологии

МакКенна упрекает Декарта, что тот сам не понял, сколь мощную ментальную бомбу он создал своим «Cogito ergo sum», и такого же упрека заслуживают психологи, за то что не понимают, какой мощный инструмент у них в руках.

Здесь речь не о той психологии, которая встает на сторону самообманов пациента и, вкалывая ему безопасную дозу разбавленной правды, укрепляет его психологический иммунитет против всякой правды вообще. Речь о другой психологии — той, которая готова ампутировать голову, вместо того, чтобы позволить ей сгнить до самого основания.

К сожалению, здесь все упирается в личность человека, который берет в руки психологический инструмент — будет ли он лечить симптомы или возьмет хирургическую мотопилу и вырежет самую суть проблемы, не считаясь с риском, что организм не выдержит шока. Жизнь, основанная на лжи, не стоит того, чтобы ее жить — таков девиз духовной психотерапии.

Путь, который может предложить психология, полностью описан в теоретической части цикла статей о неуверенности в себе. То, о чем там рассказано, — это и есть путь освобождения, выраженный психологическим языком. И, посмотрите, насколько все просто! А самое главное, здесь есть четкий внутренний ориентир, который всегда перед глазами и никогда не даст заблудиться. Надо только один раз по-хорошему рассмотреть чувство неуверенности в себе, ведь это встроенный в нас детектор лжи, безошибочно указывающий на следующий шаг к развенчанию всех-всех иллюзий.

Еще одно огромное преимущество психологии в том, что она предоставляет описательный аппарат, не вызывающий слащаво-сентиментальных ассоциаций с духовным поиском. В психологии нет никаких высоких материй, все просто и прагматично — только правда имеет значение, и в ход идет любой инструмент, который хорошо отсекает ложь. Но именно поэтому ее так не любят духовные искатели — психология им кажется чем-то слишком уж приземленным по сравнению с их красивыми теориями о едином сознании. Но, как мы уже говорили, все их надежды и чаяния лежат в области обычной психологии личности, а претензия, что проблемы у них не «психологические», но «духовные» — это не более чем претензия, еще один самообман.

В сущности, психология слишком хороша в том, что она делает, и именно поэтому она никогда не станет популярной среди духовных искателей, ищущих возможности спрятаться от себя. Психология слишком быстро и легко вытаскивает на поверхность их истинную мотивацию и все те страхи которые за ней стоят. Мне приходилось общаться с множеством самых увлеченных искателей и у всех были самые обычные детские проблемы, решения которых они пытались избежать, посвящая себя Богу, Гуру, Традиции, Пути и прочим духовным иллюзиям.

Личность, которая является причиной любой человеческой боли и препятствует пробуждению, — это всего лишь паутина самообманов, от самых грубых, связанных с верой в важность социальных ролей и ценностей, до самых тонких, касающихся неуловимых материй, на которые указывает адвайта и прочие духовные учения. Сложность в том, что нет никакой возможности миновать грубые иллюзии, чтобы сразу же подступиться к тонким — ничего не выйдет, не хватит остроты восприятия. Но именно это и надеются провернуть духовные искатели — проскользнуть мимо самых болезненных очагов своей лжи и сразу приступить к исследованию границ сознания.

На том этапе, когда следовало бы работать с личностью и ее заморочками, все эти псевдодуховные игры с поиском деятеля или своего истинного «Я» совершенно бессмысленны. Личность должна быть уменьшена до размеров горошины, прежде чем эти фокусы смогут сработать. Но большинство искателей не понимают, что демонтирование личности и прорыв сквозь иллюзорное «я» — это разные задачи, которые требуют для своего решения совершенно различных инструментов.

Более того, есть веские основания предположить, что работа по разборке личности полностью самодостаточна в вопросе достижения пробуждения. В конечном счете, все эти искусственные подпорки и трамплины в виде медитативных техник могут оказаться ненужными, поскольку личность — это и есть единственная преграда между «Я» и «Не-Я». Нет личности — нет двойственности.

Личность должна сдаться. Так или иначе. И только тогда начнет происходить что-то, выходящее за рамки обычной личностной психологии. И только на этом этапе, когда мы говорим об окончательном поражении личности во всех своих амбициях, можно сказать, что человек по-настоящему осознает и реализует на практике принцип отказа от личных усилий. Личность сдалась, усилий больше нет — дальше на сцену выходит Вселенная.

Попытка ускорить наступление этого «Момента Истины», заглядывая во время своих медитаций за кулисы — это проявление детской нетерпеливости и наивной надежды выловить рыбку без настоящего труда. Только не надо петь здесь песню, что медитация — это еще какой труд… не знаете вы настоящего психологического труда! Быстрого результата быть не может, ни один поворот срезать не получится, нет никакого короткого пути — либо серьезная психологическая работа на протяжении многих лет, либо смерть личности от голода во время многолетнего одиночного заточения. Без этого все духовные практики — самоуспокоительное баловство.

И даже если одной только психологической работы окажется недостаточно, это, по меньшей мере, приведет к истинному становлению человека, как зрелого, самостоятельного и свободного существа, без ложных амбиций, без детских иллюзий, без страхов и с ясным осознанием быстротечности бытия. А где окажется адепт духовного учения, потративший те же годы на медитацию и поиск истинного «Я», обманываясь на счет своих целей и намерений? Не останется ли он все тем же перепуганным ребенком, который не знает, что ему делать со своей жизнью?

И вот здесь, если кому-то угодно вновь пуститься в рассуждения о том, что весь этот разговор не имеет смысла, поскольку лишь Вселенная решает, когда и каким образом все будет происходить, то у меня аргументы закончились. Если вам все еще кажется, что таким образом вы куда-то движетесь или можете наставить другого человека на путь истинный, очень велика вероятность, что вы находитесь в гораздо более глубокой яме, чем вам кажется.

Или же это я в яме, а вы на коне. Так или иначе, между нами — пропасть, и выяснять, кто из нас правее, нет никакого смысла.

Каждому свое.

p. s.

Разумеется, все это лишь еще одна красивая концепция… забейте!

Понравилась эта статья?





Школа психологии — дополнительный набор!
2014-09-29 13:36 Олег Сатов

Запись из раздела: Психология без соплей


packages-0912955001408060208.pngС середины сентября у нас начались занятия. Начали с Фрейда, за ним обзорный экскурс в психиатрию, потом Адлер, Юнг и, если успеем, Перлз. Программа насыщенная, но не выматывающая — занимаемся в свое удовольствие, без зубрежки, но с глубоким осмыслением материала. Много говорим о том, как теория соотносится с практикой. А с этой недели начали проводить дополнительные занятия для обсуждения вопросов, выходящих за рамки изучаемой теории.

В заочной группе работа тоже кипит. В эти выходные у заочников было первое занятие в Скайпе (без моего участия, но под чутким руководством Ведущего).

В общем, все идет по плану, кроме одного момента. У нескольких человек, которые записались в «дневную» группу, ситуация изменилась, и они перешли на заочку. Соответственно, освободилось несколько мест в основной группе, и сейчас еще не поздно к ней присоединиться. Пишите мне на почту — объясню, что и как сделать.

В заочное отделение набор идет на постоянной основе — занятия никак не привязаны к срокам. Присоединиться можно в любой момент и проходить материал в удобном для себя темпе. Чтобы начать занятия, достаточно внести оплату за первый семестр, и зайти на форум — все учебные материалы и задания выложены в соответствующем разделе.

На всякий случай, еще раз обращаю внимание, что обучение не предполагает выдачи какого-либо официального сертификата, но если вас интересуют знания, а не «шашечки», их вы получите сполна — в психологическом ВУЗе вас этому не научат.

Техническая информация:

Изначально информация о школе была изложена здесь. Полная стоимость годового курса — 30000 руб. Оплата двумя частями по 15000 руб. за каждые полгода. Занятия проходят по субботам в 11 утра по Москве, дополнительные занятия по воскресениям.

Понравилась эта статья?





В избранное