Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Внеочередной выпуск.

КАК ПЕРЕЖИТЬ СВОЮ ТРАГЕДИЮ

О сокрушённых, повергнутых в прах и восставших из пепла людях

Из книги Бермант-Полякова О.В. Арбайтен, Ольга Викторовна! 2016.

https://ridero.ru/books/arbaiten_olga_viktorovna/

Со стр. 131-133

Отличия в наблюдаемом поведении людей могут быть объяснены не только характером как излюбленным способом жить эту жизнь, но и репертуаром излюбленных психологических защит и их ригидностью. 

Разные тип привязанности по-разному справляется с болью, потому что задействует разные психологические защиты. 

Эволюционно было бы расточительством давать человеку возможность переживать чувство аффилиации (бытия "мы" с другими) одним-единственным способом. Природа обычно дублирует системы для надёжности. Я предположила, что у каждого человека есть потенциально все четыре способа проживать "мы". Если отказаться от идеи, что у человека один тип привязанности на всю жизнь и предположить, что мир аффилиаций человека позволяет проживать разные виды привязанности, то можно обнаружить, что в разных сферах своей жизни и деятельности любой человек проживает разные типы привязанности: где-то избегающий, где-то дезорганизованный (диффузный), где-то амбивалентно-сопротивляющийся, а где-то безопасный.

Отношения между характером и типом привязанности мы обсуждали с Людмилой Петрановской в 2016 году, в диалоге в Живом Журнале здесь

http://rabota-psy.livejournal.com/419825.html?thread=5852401#t5852401

Хорошее лечение начинается с хорошей диагностики. Подытоживая вышесказанное, методологически психологу нужно чётко держать в голове принципиальную разницу в работе с неслучившимся, работе с горем и работе с травмой. Если диагност не чувствует инаковости опыта, полученного в разных ситуациях, то бессмысленно дальше дискутировать.

Ситуация 1 "несовпадение" встречается в жизни всех людей. Из неё извлекают урок "ищи тех, кто тебя поймёт". Благодаря несовпаденью примиряются с несовершенством в себе и других. 

Ситуация 2 "утрата" встречается в жизненном опыте всех людей, "все там будем". Из неё извлекают урок "жизнь коротка, но будем мы любить друг друга сильней". Благодаря утрате научаются подавать утешение и отличать главное от второстепенного в своей жизни. 

Ситуация 3 "травма" это сокрушительная для силы духа встреча с Абсолютным Злом. Она навсегда забирает наивность и даёт вместо неё зоркость сердца. Не пережившие удара живут сломленными духовно, "всё время задавая себе вопрос, почему других не изнасиловали, а меня изнасиловали". Пережившие свою трагедию знают, что человек сильнее несчастья.

Неслучившееся наполняет человека разочарованием и сопровождает его во всём. Это естественный процесс, духовная зрелость немыслима без прозрений о своём неслучившемся. Горевание наступает после утраты навсегда, и по своей сути это естественный процесс. На земле нет людей, у которых никто не умер. Травматическое переживание это переживание одновременно беспомощности, безнадёжности и бессилия в ситуации угрозы жизни или здоровью, и по своей сути это НЕестественный процесс. Нельзя прожить жизнь без разочарований и печалей, но можно прожить жизнь без трагедий. 

Психотерапевт работает на то, чтобы воскресить в другом человеке веру в себя и в других людей. Проработка травмы это не примирение с неслучившимся и не горевание. Это не "зато я" и не "утихла боль, печаль моя светла". Это "кто имел силы пережить, должен иметь силу помнить". 

(продолжение следует)

Искренне ваша,

Ольга Викторовна 


В избранное