Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели июля 2010.

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Чтобы отработать навык «на слух» различать действие бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим ИСХОДНИК подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Исходник:

«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.

Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»


© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа e+

"Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, то она могла бы потихоньку сказать, что является подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще для скромной и застенчивой девушки это было неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы справляться со страхами. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где она непростительно мало уделяла времени нуждающимся в помощи», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя большой мир, где было нужны её сострадание, желание помогать и где заботы о других отвлекали её от мучительного чувства вины. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию, - потому что философы говорили о смерти нестрашными словами, своими словами думать о том, что она умрёт и что её после этого ждёт, Марта боялась. Она нашла в жизни в Кракове то, чего ей так не хватало в провинции: свободу быть самой собой. Она принимала участие в судьбе оперных певцов, получивших отставку, полуголодных статисток в драматическом театре, художников, чьи картины экспонировались в музее, а им самим было нечем платить за снимаемый угол, музыкантов филармонии, которые губили свой талант в кабаках, или жалела игроков, проигравшихся в карты в клубе.
Его она терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, уговаривала бросить пить гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он в сырые осенние дни не ходил пешком, а сама совестилась купить себе вторую пару осенней обуви, считая, что обойдётся одной. Из-за него она перестала видеть боль самых разных людей и во всем белом свете считала несчастным только одного человека - его. А если вдруг куда- то приходила, то стояла погружённая в мысли о нём, как он там один без её хлопот о его благополучии. Она уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была одержима наваждением, что её любовь искупит несправедливость мира по отношению к нему."

© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.

Так звучит в рассказе клиента амплуа e-

"Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, то она могла бы с абсолютным превосходством заявлять, что является подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще обращать внимание на завистников она не считала нужным. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы обуздать свой темперамент и спрятать ярость. Эта деревенская девушка – она вырвалась на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским у лучших преподавателей на филологическом она стала параллельно изучать философию, - потому что кто-то из друзей однажды похвалил их третью подругу, что та разбирается в философии. Она завидовала тем, кто давно жил в Кракове и старалась как можно быстрее наверстать упущенное. Стоило кому-то сказать, что он был в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе, - Марта в ту же минуту меняла планы и оказывалась там, - чувство того, что у неё нет того, что есть у других, было для неё нестерпимым.
Его она терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу. Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она стала вспыльчивой и раздражительной, покупала ему со своих сбережений то, от отсутствия чего он страдал, а сама мучилась ревностью и тайком следила, как он по дороге в академию очаровывает лицеисток своими рассказами. Из-за него она стала испытывать приступы паники, стала бояться выходить на улицу и перестала где-то бывать. А если вдруг куда-то приходила, то стояла, кусая губы и сжимая руку так, что на ладони отпечатывались следы ногтей, - в страхе, что её истерика разрушит их отношения. Она уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как человек, из последних сил удерживающий в руках сжатую пружину, и сама как сжатая пружина, в одно и то же время."

Так выглядит реальный запрос от клиента, который испытывает мучительную амбивалентность e+-

http://community.livejournal.com/ru_psiholog/1896711.html

«Начну с самого начала. самолеты я люблю. очень. каждый раз ожидание полета и сам процесс буквально праздник. так я могла сказать еще полгода назад. сейчас-не знаю. в декабре прошлого года предстоял полет в египет, все шло абсолютно своим чередом и радости от предвкушения полета было немерено. за несколько дней до вылета мне снится сон, подробностей не помню, но суть такая: я стою где-то среди домов, поднимаю голову и вижу, что низко-низко летит самолет, мелькает мысль "почему так низко?", проходит еще несколько секунд и в просвете между домами я вижу вспышку от взрыва и понимаю, что это упал самолет. сну особого значения не придала, рассказала его паре-тройке знакомых, просто чтобы посмеяться и не держать это в себе. прилетели в Египет. вполне себе обычный полет, куча исключительно положительных эмоций. уже в египте снится сон с сюжетом как и в предыдущем, только вот уже мысль при падении самолета другая "фигасе, я ж видела это во сне. почему я никому не рассказала, может быть можно было что-то исправить". полет обратно был невероятно запоминающимся.моя подружка летать не сказать, чтоб боится, но испытывает весьма ощутимый дискомфорт, поэтому часто приходится разрежать обстановку.самолет был полон народа, нам достались места по обе стороны от прохода и рядом с аварийными выходами.вот этим и пыталась ее подбодрить, что ежели что мы спасемся одними из первых. мы летели уже час с небольшим, стюардессы начали разносить еду и тут абсолютно на ровном месте мы провалились в воздушную яму. обычно это процесс весьма кратковременный и успеваешь буквально только ойкнуть от неожиданности в этот раз мы стремительно неслись к земле, причем по картинке из иллюминатора под углом-носом вниз, стюардессы схватили свои тележки и скрылись за шторками, в хвосте самолета начался крик. я не знаю сколько прошло секунд нашего такого полета, думаю, у страха глаза велики и длилось все не очень долго. весь оставшийся полет я просто не могла прийти в себя, сердце сжалось, воздуха не хватало..дорогу до Москвы я провела в обнимку с нашатырем (что-что, а в обмороки я упасть люблю). с тех пор прошло уже полгода, но сны с навязчивым сюжетом никуда не исчезли, теперь они только разнообразились. из последнего: еду в троллейбусе, в нем почему то ломается сидение, водитель вызывает мчс, приезжают мчсники, чинят сидение, мы как- то знакомимся и они берут меня с собой на вызов. приезжаем-там обломки самолета.сегодня приснилось, что маме нужно куда то уехать, прихожу ее провожать, смотрю, она в сумку укладывает стаканы, говорю, что их нужно вочто-то завернуть, чтобы не побить, потому что багаж в аэропортах кидают черти как и тут же просыпаюсь от мысли, что нельзя ее пускать лететь самолетом. все бы ничего, но эти сны отравляют жизнь, я начинаю замечать, что мне страшно находится в замкнутых пространствах. в метро или лифте периодически охватывает паника, начинает нехватать воздуха, бывает даже что выхожу из поезда подышать и успокоится. как обстоят дела с полетами-не знаю, но я в категорической форме хочу и дальше наслаждаться возможностью перемещаться самолетами. что со всем этим делать?? или тут только к врачу??»


В приведённом примере фантазии о о разрушении (самолётов, троллейбусных сидений, стаканов) и о спасении (спасают мчс-ники, спасает дочь маму) не допускаются в сознание днём, и прорываются в осознание ночью. Или, если переформулировать, - эти фантазии посещают клиентку, когда она в постели. Можно предложить и другое несложное объяснение, в духе психоаналитического примитивизма,

самолёт вытянутый продолговатый мощный предмет, взлетает-садится, то есть поднимается-опускается, и движется, - фаллический предмет,

полёты на самолёте нравятся, - любит сексуальное наслаждение,
стаканы в аэропорту могут разбить, - женская сексуальность терпит ущерб и т.д.
спасают чужие мужчины из троллейбуса или сама спасает маму, мужчины рядом нет,
и сделать глубокомысленный вывод о сексуальной дисгармонии. Однако это схематичное объяснение, а потому неадекватное.

Resume:

e это потребностная основа этико-морального поведения. Представления о том, что хорошо и что плохо делать в обществе, понятие запрета, табу, закона, вины за противоправные поступки, ребёнок усваивает к шести годам, и здесь проходит водораздел между стремлением к жизни по закону, добру и совестливостью в отношениях с другими и стремлением совершать зло, нарушать установленные другими людьми запреты, не сдерживать аффекты ярости, гнева, мстительности

Амплуа e+ это направленность только на добро, терпимость, виноватость и совестливость при любом взаимодействии с окружающими

Амплуа e- это примитивные, сильные чувства зависти, злобы, ревности, поступки, продиктованные ими, отношение к окружающим, продиктованное вспыльчивостью и раздражительностью

Амбивалентное e+- это борьба добродушия и кротости и накапливающейся опасности аффективного взрыва, часто проявляется нарастанием паники. Чем сильнее человек прячет собственную злобу и зависть, тем сильнее панический страх, что окружающий мир нанесёт ему вред

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное