Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели февраля 2009.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.

Мы продолжаем знакомство с опросником Я-структур Гюнтера Аммона, ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon). В предыдущих выпусках речь шла о конструктивной, деструктивной и дефицитарной сексуальности, агрессии и тревоге/страхе и нарциссизме по ISTA и приводились картины ТАТ, которые их диагностируют. Сегодня мы продолжаем знакомство с я-функцией внутреннего Я-отграничения по ISTA.

Картина ТАТ, где функция внутреннего Я-отграничения работает «в полную мощь», или не работает, это уже зависит от Я-структуры, это 7 GF. Три героини, женщина, девочка и кукла, которую иногда воспринимают как младенца, три позиции, родительская, детская, пассивная, провокация на идентификацию И с материнской фигурой, И с детской фигурой, заставляют сделать выбор и организовать рассказ относительно одного из персонажей.

Те, у кого больше всего баллов по шкале конструктивного внутреннего Я-отграничения, легко справляются с задачей. Рассказ взрослого человека, у которого три шкалы, конструктивная (а), деструктивная (в) и дефицитарная (с), выглядят как пик по одной из шкал, звучит совершенно определённо:

Пример А-в-с:
«Девочка играет с куклой. Мама заинтересовалась, что-то говорит дочке. Дочка сейчас думает о том, как она станет взрослой и тоже будет мамой. Потом они будут играть вместе.»

«Мама с дочкой. Мама читает сказку, а дочка представляет в воображении, как всё происходит. Они любят друг друга. Девочка до этого играла, и взяла куклу с собой послушать.»

Пример а-В-с:
Обычно описание глубокого конфликта, враждебного отношения матери и дочери.

Пример а-в-С:
«Девочка с маленькой фарфоровой куклой, задумалась, как бы улетела в свои мысли.»

«Девчушка замкнулась, отказывается что-то обсуждать, какую-то возникшую проблему. Озабочена каким-то своим переживанием.»

«Что-то случилось с родителями девочки и она в мыслях о них.»

Во всех примерах а-в-С на пик по шкале дефицитарного внутреннего Я-отграничения клиент просто игнорирует часть реальности, изображение взрослого человека на картине, целиком сосредотачиваясь только на одном персонаже.

Пример: а-в-с
В варианте без пиков так же звучит оригинальный (а не популярный) сюжет, только доминирующий аффект недоумение, и повествование раздваивается, как и финал, например, вот таким вот образом:
«Непонятно. У девочки то ли кукла в руках, то ли ребёнок. Девочка смотрит в никуда. Женщина, возможно, её мать, а может быть, горничная. Такое ощущение, что она сама не знает, что у девочки в руках, то ли кукла, то ли ребёнок.»

Варианты с двумя пиками, А-в-С, А-В-с и а-В-С в ТАТ звучат как рассказы, где проявляется действие примитивных психологических защит, искажающих способность адекватно оценивать реальность.

В следующем выпуске будут перечислены культурные клише для рассказов ТАТ по Томкинсу.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное