Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели января 2009.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.

Мы продолжаем знакомство с опросником Я-структур Гюнтера Аммона, ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon).

В предыдущих выпусках мы разбирали конструктивную тревогу/страх по ISTA и приводились картины ТАТ, которые её диагностируют. Сегодня мы разберём деструктивный и дефицитарный страх/тревогу по ISTA.

Деструктивный страх – это затопляющий страх без ясно очерченной цели. Страх уничтожения вызывает дезинтеграцию Я. Деструктивный страх в поведенческих проявлениях направлен на окружающий мир или на внешнее окружение и проявляется в форме деструктивной ярости. С деструктивной формой страха мы имеем дело при так называемой «пограничной» преступности, когда люди становятся преступниками из-за страха.
Деструктивный страх имеет свои корни в преисполненной агрессии и тревоги семейной обстановке. В таком окружении все новые шаги ребёнка боязливо контролируются, ему угрожают одиночеством или наказывают оставлением в одиночестве, заставляют ребёнка переживать панический страх покинутости и даже смерти. Родители, сами преисполненные страха, способствуют развитию у ребёнка образа угрожающего и опасного мира, с которым лучше не связываться. Деструктивный страх подавляет активность и ведёт к неадекватному поведению избегания.
При деструктивном страхе человек неспособен избавиться от страхов, не в состояни обратиться с ними к другим людям, поделиться своими страхами и получить от этого облегчение. Наоборот, он чувствует страх перед другими людьми, их близостью и телесным прикосновением. Деструктивный страх сопровождается выраженными физическими реакциями, например, ускоренным сердцебиением, головокружением, потливостью. Фобии, приступы паники, так называемый свободно плавающий страх, страх покинутости и уничтожения входят в эту категорию. Деструктивный страх приводит к избеганию (Очерки... с. 37).

5-я Шкала. Тревога / Страх деструктивная (всего 11 баллов).


32. Мне неприятно оставаться с кем-либо наедине.
47. Я ощущаю, что моя тревожность очень снесняет меня в жизни.
54. Часто я не осмеливаюсь один (одна) выйти на улицу.
59. Часто страх «парализует» меня.
91. Если мне необходимо выступать публично, я часто теряю голос.
109. Когда мой начальник меня критикует, я начинаю потеть.
128. Часто я впадаю в такую панику, что не могу осуществлять даже важные дела.
163. Когда на меня кто-то «косо смотрит», я сразу начинаю испытывать беспокойство.
178. Я робкий человек.
179. Я очень боюсь своего будущего.
188. В общении с людьми я часто бываю в замешательстве.


Если деструктивный страх лишает способности совершать поступки и устанавливать отношения, то при дефицитарной тенденции человек не испытывает затруднений в приобретении новых связей, но эмоционально остаётся безучастным и поэтому не может извлечь никаких преимуществ из нового опыта. Дефицитарный страх – это причина для ухода от жизни на глубинном уровне, уклонения от вопросов идентичности и конструктивно-агрессивной конфронтации с другими людьми. В поведенческом плане дефицитарный страх означает внешнюю и внутреннюю невозможность бытия самим собой и формирования идентичности.
В дефицитарном случае ребёнок не находит ни понимания, ни поддержки в своих страхах, вследствие чего он не получает шанса научиться реалистически оценивать по-настоящему опасные ситуации. Под влиянием детских фантазий всемогущества он будет постоянно вступать в столкновения с окружающим миром и нередко выбирает занятия, где человек постоянно подвергает себя опасности. Исчезновение страха перед смертью усиливает опасность самоубийства, а на уровне межличностных отношений ведёт к поверхностности в контактах.
Человек с дефицитарным страхом обычно неспособен ощущать и допускать его: вместо этого он чувствует усталость, скуку или внутреннюю пустоту. Опасные ситуации оцениваются неадекватно, реально существующие опасности недооцениваются или вообще не воспринимаются. Отсутствует здоровый страх в контакте с незнакомыми людьми и непривычными ситуациями. Бессознательная потребность избегать этого состояния ведёт к тому, что человек ищет экстремальные ситуации, опасные виды спорта, криминальное поведение или рискованную езду на автомобиле. Так же мало, как собственный страх, он способен понимать, ощущать и выдерживать страхи других людей, что ведёт к эмоциональной безучастности. Значение эмоционально тяжёлых ситуаций (разлуки, расставания) такие люди принижают или обходят их. Из-за отсутствия чувства страха при дефицитарной тенденции затруднено развитие стратегий совладания и преодоления, адекватных ситуации (Очерки... с.37).

6-я Шкала. Тревога / Страх дефицитарная (всего 14 баллов).


69. В большинство угрожающих ситуаций, которые были в моей жизни, я был втянут (была втянута) помимо своей воли.
75. В высшей степени возбуждающим я нахожу секс с незнакомыми.
76. Иногда у меня возникают мысли о самоубийстве.
108. Часто случается так, что я забываю о чём-то важном.
116. Часто я настраиваю других против себя.
131. Я откладываю всё в «долгий ящик».
149. Когда я нахожусь в состоянии ярости, я легко могу поранить себя или со мной может произойти несчастный случай.
155. Люди часто придираются ко мне, хотя я не делаю им ничего плохого.
170. Мне случалось часто бывать в рискованных ситуациях.
177. Иногда я заглушаю свой страх алкоголем или таблетками.
181. Бывают дни, когда я постоянно что-нибудь разбиваю или о что-нибудь ушибаюсь.
196. Наиболее привлекательными для меня являются люди, которые всегда остаются невозмутимыми и ведут себя уверенно.
207. Меня интересуют прежде всего те виды спорта, которые связаны с риском.
219. Часто мне удаётся непроизвольно побуждать других брать на себя те задачи, которые мне неприятны.

В ISTA, наряду с отдельными шкалами, принято выделять три интегративных блока: конструктивный (А), деструктивный (В) и дефицитарный (С), показатели по которым высчитываются как простая сумма соответствующих шкал.
При интерпретации результатов тестирования необходимо учитывать, что диагностическим критерием неблагополучия в развитии функции «Я» является повышение показателей по дефицитарной или деструктивной шкале, независимо от величины конструктивной. Тест Аммона позволяет также рассчитать два основных и два дополнительных индекса.
α индекс (А к В) показывает соотношение между адаптационными ресурсами индивида и степенью его личностной деформации; в тесте Роршаха аналогично соотношению ответов с хорошей и плохой формой и сумме особых оценок за нарушения мышления,
β индекс (А к С) позволяет оценить степень психической активности личности; в тесте Роршаха аналогично Z score, оценке организационной активности, и величине EA,
индекс «Равновесие» рассчитывается по формуле А к (В+С) и показывает баланс между, с одной стороны, конструктивными и, с другой, – деструктивными и дефицитарными шкалами; в тесте Роршаха аналогично балансу ресурсов и нагрузок D score,
индекс «Энергия» рассчитывается как (А+В) к С. Данный показатель отражает общий уровень жизненной и социальной энергии человека.

Дефицитарный уровень в Роршахе называется Avoidant Style или High Lambda Style и имеет отдельно высчитанные статистически обоснованные нормы.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


P.S. По просьбам студентов и читателей не-психологов можно посмотреть на картины ТАТ в интернете.
Зайдите на сайт http://rorschach_club.livejournal.com , найдите слева на экране слова 97_ISTA и кликните по ним мышкой. Откроются последние выпуски рассылки, посвящённые Я-структурному тесту Аммона, где словесные описания картин по вашим просьбам дополнены иллюстрациями.


Наверх

В избранное