Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели декабря 2008.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре:
Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.

Мы продолжаем знакомство с опросником Я-структур Гюнтера Аммона, ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon).

В предыдущих выпусках речь шла о конструктивной, деструктивнй и дефицитарной сексуальности по ISTA и приводились картины ТАТ, которые диагностируют сексуальную сферу. Сегодня мы разберём конструктивную агрессивность по ISTA.

В психодиагностике двадцать первого века агрессия понимается как активный подход к вещам и людям, принцип первичной направленности человека на окружающий мир и его открытости окружающему миру, его потребностей во впечатлениях, контактах и отношениях. Это и установление контакта, способность к отношениям и привязанности, активное любопытство, исследование и настойчивость, удерживание отношений и целей. Концепция включает в себя и потенциал активности человека. Развитие агрессии понимается в зависимости от групподинамического контекста человека и в тесной связи с бессознательным (Очерки... с.30)
Конструктивная агрессия означает способность вступать в отношения с другими людьми, сохранять и поддерживать отношения с ними продолжительное время и вопреки трудностям. Конструктивно агрессивный человек принципиально любопытен, он активно старается формировать свои жизненные условия и всегда в состоянии высказывать свою точку зрения, цели и защищать их. Он стремится приобрести новый опыт, открыт другим людям и впечатлениям, способен вступать в дискуссии и доводить их до конца, в состоянии образовывать вокруг себя группы на работе и в своём частном кругу и находить союзников или соратников для достижения своих целей (Очерки... с. 31).

1-я шкала. Агрессия конструктивная (всего 13 баллов)

1. Если я начал(а) какое-то дело, я заканчиваю его независимо от того, стоит что-нибудь на пути или нет.
8. Я легко схожусь с людьми.
26. Меня привлекают новые задачи.
30. Даже несколько минут сна могут сделать меня отдохнувшим (отдохнувшей).
51. У меня много энергии.
74. Я радуюсь каждому новому знакомству, которое завожу.
112. Трудности подстёгивают меня.
126. Неизвестное манит меня.
157. Если мне нравится кто-то, то я заговариваю с ней (с ним), чтобы поближе познакомиться.
173. Я сохранял(а) дружеские отношения даже в период кризисов.
184. Я всегда радуюсь, когда могу познакомиться с новым человеком.
195. Часто в группе я сразу беру на себя инициативу.
210. Я очень любопытен (любопытна).

Цитируем по книге:
Беллак Л. Клиническое применение ТАТ // Проективная психология. М: Апрель-пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 528 с. – сс.136-170

С. 168-169
Способы проведения ТАТ в психотерапии.

ТАТ, применяемый в качестве психотерапевтического средства, может быть проведён разными способами. Если пациент прошёл батарею тестов, среди которых был и ТАТ, ... можно воспользоваться традиционной формой методики. Даже при таких обстоятельствах одного сеанса с предъявлением десяти картинок будет вполне достаточно для достижения большинства целей...
Интерпретация и применение в терапии.
Анализ и интепретацию результатов ТАТ большинство считает длительной и запутанной процедурой. Однако, применяя ТАТ в психотерапевтической практике, терапевт может, всего лишь прочитав рассказы пациента, получить необходимый ему объём содержательной информации, которая понадобится ему для дальнейшего обсуждения этих рассказов с пациентом.

Отбор картинок для индивидуального тестирования.
Картинка № 3 BM. Эта картинка также относится к наиболее полезным. Большинство мужчин видят в скорчившейся фигуре мужчину, если мужчина видит в ней женщину, то мы должны принять к сведению возможность наличия скрытой гомосексуальности, предположение, которое будет подтверждено появлением на других картинках соответствующих ответов.
То, как воспринимается предмет слева, часто позволяет получить важную информацию обо всём, что имеет отношение к агрессии. Официально этот предмет считается пистолетом. Некоторые испытуемые признают в нём пистолет, при этом стоит обратить внимание на то, как человек представляет агрессию - направляет ли он её вовне (например, главный герой кого-то застрелил) или же внутрь (главный герой был застрелен или покончил с собой).
Был ли герой сурово наказан, избежал наказания и итогом чего стало самоубийство? Очевидно, что эта картинка должна быть предъявлена всем депрессивным пациентам.
Иногда испытуемые называют пистолет игрушечным, делая его таким образом безвредным. В этом случае нужно искать тенденцию леккомысленного бегства от реальности в других рассказах. Если такого не наблюдается, то наш испытуемый просто-напросто здоров и не испытывает разрушительной агрессии.
Человек, который пытается подавить скрытую агрессию, может полностью отрицать наличие на картинке пистолета (элементарно не говорить о нём), видеть дырку в полу, пачку сигарет, связку ключей и т.д. Значительный конфликт в связи с агрессией (особенно характерный для компульсивного паттерна) будет проявляться в том, что испытуемый долго будет ломать голову над вопросом, что бы это могло быть.


Картинка № 8BM. Это весьма полезная картинка. Обычно испытуемые-мужчины индентифицируют себя с мальчиком на переднем плане. Основные темы, обсуждение которых вызывает эта картинка, имеют отношение либо к агрессии (кто-то был ранен, и теперь его оперируют на заднем плане), либо к честолюбивым устремлениям (мальчик мечтает стать доктором).
Тот факт, была ли замечена винтовка слева на картинке, и в каком виде она предстала, имеет отношение к тем же проблемам, что и пистолет на картинке 3 ВМ. То, как испытуемый описывает персонажей, например, его отношение к доктору как к более взрослому человеку или к человеку, переносящему операцию, может пролить свет на проблемы, связанные с Эдиповым комплексом,е если персонажи воспринимаются как родительские образы.

Картинка № 9 GF. Весьма ценная картинка, позволяющая составить представление об отношении женщины к женщине, особенно эффективна в выявлении сестринского соперничества или враждебных отношений между матерью и дочерью. Велика значимость этой картинки в тех случаях, когда есть основания подозревать существование депрессии и суицидальных наклонностей, так как нередко в таких случаях девочка, изображённая внизу, воспринимается как в панике бегущая к морю. И опять, как минимум подозрение может вызывать упоминание о злобных взглядах, которые один персонаж бросает на другого.


Картинка № 18 GF. Эта картинка позволяет составить полное представление о том, как женщина справляется с агрессией. Женщина может полностью избегать любых проявлений агрессии, отрицая присутствие акта агрессии на данной картинке. Иногда для того, чтобы избежать упоминания об агрессии, женщины рассказывают, как одна женщина помогает другой подняться по лестнице или с пола. Отчётливо проявляет конфликты между матерью и дочерью.

Разговор о деструктивной и дефицитарной агрессии – в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное