Добрый день, уважаемые читатели!
Если помните, один из выпусков заканчивался обещанием рассказать «в ближайшие дни», что нужно говорить работодателю, чтобы продемонстрировать свой профессионализм.
Принцип здесь тот же самый, что и в консультировании – нужно говорить о том, что волнует работодателя, прояснять вместе с ним. Интерпретировать и реконструировать прошлое в такой ситуации бессмысленно.
Пример из области диагностики («диа» по-гречески «через», «гнозис» - знание).
Дано.
Допустим, Вы проделали большую и интересную работу и написали отчёт о ней, которым довольны. Вручая Вам чек, заказчик приглашает Вас на лекцию антропософского общества, посвящённую дискриминации, а Вы – человек, далёкий от антропософии идти туда не собираетесь. Ссылаясь на занятость, Вы отказыватесь от приглашения.
Заказчик, глава фирмы, выходец из семьи персов, младший из пятерых детей. Вам известно, что он негативно относится к сотруднику, который пренебрежительно отозвался о способностях одного из выходцев с Востока.
Спрашивается.
Рассердится ли заказчик на Ваш отказ посетить лекцию, изменится ли в лице?
Посчитает ли отказ «грехопадением», после которого нет возврата в рай?
Примется ли составлять баланс, где плюсом будет наличие у Вас друзей-персов, а минусом отказ от приглашения?
Ответ по учебнику.
Мы учили про наивную психологию. Думает ли он как человек первобытно-общинного строя (стимул-реакция без культуры и истории), средневековья (религиозная мораль, теория грехопадения) или эпохи рационализма (бухгалтерский баланс плюсов и минусов). В соответствии с этим будут различаться его страхи и желания. Понятно, что и Ваша работа будет оцениваться в рамках одного из этих наивных мировоззрений.
Диагностика ради диагностики, в общем-то, бесполезная вещь.
Чем помогли Вам эти бесценные знания? ПРОФЕССИОНАЛИЗМ это в том числе и отстаивание своих интересов. Вы не собирались идти на эту лекцию и не пойдёте. Вы хотели ещё один заказ в этой фирме и вы его получите, если умеете разговаривать с заказчиком.
Оказались ли Вы достаточно проницательным, чтобы заметить сверхзначимость темы дискриминации для заказчика?
Удалось ли Вам, сославшись на занятость, попросить заказчика об услуге – прислать Вам программу лекций антропософского общества и заинтересоваться темой дискриминации со своей профессиональной точки зрения?
Выдвинуть предложение о сравнительном исследовании уровня обслуживания клиентов «европейцами» и «персами» в нескольких филиалах фирмы? Понятно, что это большая задача, которая требует разработки методики и многих часов тестирования... Но в итоге можно было бы представить исследование на заседании того же антропософского общества, это неоднозначная и обычно замалчиваемая тема... Впрочем, Вы уже получили чек и беседуете, что называется, в дверях, так что об этом нужно подумать...
Нюанс примера в том, что на Западе и в Израиле психолог это в большинстве случаев приглашённый со стороны специалист.
В своих письмах Вы пишете мне о том, что в России отношения заказчик-психолог это прежде всего отношения начальник-подчинённый внутри одной организации. Поэтому я и решила посвятить несколько выпусков работе психолога внутри организации, о «начальникологии».
В книге А.В. Юревича «Психологи тоже шутят» в главе «Начальникология» дана типология начальников разного рода:
Тиран, вождь, реформатор, сублиматор, выжитый из дома, вечно отсутствующий, залётный (временщик), родственник большого человека, Манилов, банкетный, застоявшийся, списанный, маразматик, пофигист, подкаблучник.
Юревич пишет о плодотворном обмене мнениями с начальником: приходишь с начальнику со своим мнением, уходишь с его мнением.
В психологической литературе описываются СТИЛИ руководства, и называются авторитарный, демократический и попустительский стиль.
В популярных журналах начальники классифицируются по манере взаимодействия с подчинёнными. Так, в одной из публикаций http://www.iwoman.ru/article118.html
Обобщаются житейские наблюдения и выводятся шесть типов начальников:
Деспот – жёсткий, преувеличенно строгий, перед тем, как войти в его кабинет, подчинённые либо крестятся, либо принимают валерьянку. Такой босс 4-5 минут выпускает пар и успокаивается. Если Вы не способны выдержать разнос, то ищите другое место работы, здоровье дороже.
Патриарх – создаёт иллюзию демократического управления, выслушивает мнение сотрудников, тем не менее почти всегда поступает по-своему. Такой босс любит «грузить» подчинённых своими размышлениями и занудством. Если Вы сомневаетесь в том, что он лучше всех знает, что именно хорошо для фирмы, то ищите другое место работы.
Одиночка – руководит через документы, оформленные на бумаге. Если Вы ищете личного отношения и указания от «машины» наводят на Вас тоску, то ищите другое место работы.
Железная леди – умело давит на психику и поощряет доносы. Такой босс вытягивает информацию и увлечённо строит козни. Если Вам не нравится интриговать, то ищите другое место работы.
Старшая сестра – руководит, общаясь. Обожает дискуссии и совещания, лелеет «могучую кучку» единомышленников. Если Вы не способны разговаривать каждый день по многу часов, то ищите другое место работы.
Дилетант – он стал начальником благодаря протекции. Параллельно с таким шефом тут же начинают действовать теневые руководители. Если Вы неспособны работать в обстановке непредсказуемости и борьбы группировок за кресло босса, то ищите другое место работы.
А вот так звучат пожелания другой стороны, советы начальника подчинённым:
Если Вы сами не в состоянии справиться с какой-то проблемой, обращайтесь ко мне за помощью.
Постарайтесь чётко определить место, которое занимает Ваша работа в общем деле.
Не стоит постоянно демонстрировать мне, какой Вы умный. Развлекайте этим своих коллег.
Не утомляйте меня своим монологом – это мешает мне сосредоточиться.
Соглашайтесь со мной.
Это, так скажем, житейская мудрость. В завтрашнем выпуске психология.