Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Психодинамическая интерпретация в примерах

Добрый день, уважаемые читатели!
Темой марта месяца в нашей рассылке была «Психодинамическая интерпретация». К сожалению, статус «Бронзовой» не позволял прикреплять к выпускам дополнительные файлы, и мы ограничились перечислением, не углубляясь в подробности. Восполняем этот досадный пробел.
Ближайшие выпуски посвящены примерам психодинамической интерпретации любви и зависимой личности, взятым из классических текстов. В приложении к сегодняшнему выпуску мы цитируем К. Хорни.
Важно понимать, что динамическая модель функционирования психики – это общая концепция, которая может быть наполнена различным содержанием.
Согласно фрейдистской психодинамике, людьми управляют врождённые инстинкты, агрессивные и сексуальные. Они проявляют себя как потребности. Не все потребности человеком осознаются. По Фрейду, человек в процессе развития научается достигать компромисса между требующими немедленного удовлетворения потребностями и реальностью социального взаимодействия.
Неофрейдистская, или межличностная, психодинамика Гарри Салливана, Карен Хорни и Эрика Фромма считает движущими силами психики потребность в безопасности, то есть в принятии и одобрении со стороны других людей. Желания ребёнка не всегда согласуются с требованиями находящихся рядом значимых взрослых, поэтому ребёнок в процессе развития научается соотносить свои желания с желаниями других людей.
Экзистенциальная динамика, в отличие от психоаналитической, не порождается развитием и событиями прошлого. Согласно экзистенциалистам, движущими силами психики является столкновение человека с данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью существования.
Психодинамика гештальта, которую разрабатывал Фриц Перлз, утверждает, что человек неотделим от ситуации взаимодействия с окружающей средой. Суть динамики в стремлении гештальта к завершению. После того, как гештальт завершён, потребность отступает на задний план, освобождая передний для вновь появившейся необходимости – избавиться от излишков или восполнить дефицит.
Продолжение темы «Психодинамическая интерпретация в примерах» на этой неделе.
С уважением, Dr Olga
www.rorschach.ru
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Синдромальный диагноз: невротическая потребность в любви
Цитируем по книге: Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993. – 480 с.
...Порочный круг, образуемый различными внутренними компонентами невротической потребности в любви, в грубой схематической форме можно представить следующим образом: тревожность – чрезмерная потребность в любви, включая требование исключительной и безоговорочной любви – чувство отвергнутости, если это требование не выполняется – крайне враждебная реакция на отвержение – потребность вытеснить враждебность вследствие страха потери любви – напряжённое состояние неясного гнева – возрастание тревожности – возрастание потребности в успокоении.
Таким образом, те средства, которые служат успокоению от тревожности, в свою очередь порождают новую враждебность и новую тревожность. ...Обнаружение порочных кругов, со всеми их внутренними звеньями, является одной из главных задач психоанализа. Сам невротик не в состоянии уловить их.
...Возникает вопрос об отыскании тех путей, следуя по которым невротик может получить любовь, к которой он стремится. В действительности ему надо решить две проблемы: во-первых, как получить необходимую ему любовь и, во-вторых, как обосновать для себя и для других требование такой любви. Мы можем в целом описать различные различные возможные способы получения любви, такие, как подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости, и наконец, угрозы. Конечно, такая классификация, как и всякое подобное перечисление психологических факторов, не является строго категориальной, она лишь указывает на общие тенденции. Эти различные способы не являются взаимоисключающими. Некоторые из них могут применяться одновременно или поочерёдно, в зависимости от ситуации, общей структуры характера и степени враждебности. В действительности та последовательность, в которой приведены эти четыре способа получения любви, привязанности, расположения, указывает на возрастание степени враждебности.
Когда невротик пытается получить любовь посредством подкупа, формула его поведения может быть выражена так: «Я люблю тебя больше всего на свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради моей любви». ... субъективная убеждённость в своей любви служит оправданием для предъявления требований.
Люди такого типа подвержены особой опасности впасть в болезненную зависимость от своих любовных взаимоотношений. Предположим, например, что женщина с невротической потребностью в любви испытывает привязанность к мужчине сходного типа, который, однако, отстраняется, как только она начинает проявлять неравнодушие к нему. Женщина реагирует на такое отвержение сильной враждебностью. Эту враждебность она вытесняет из страха его потерять. Если она пытается отстраниться от него, он снова начинает завоёвывать её расположение. Тогда она не только вытесняет свою враждебность, но тщательно скрывает её за усилением преданности. Она опять будет отвергнута и в конечном счёте снова отреагирует возрастанием любви. Так она постепенно приобретёт убеждение в том, что она находится во власти «великой страсти».
Ещё одной формой подкупа является попытка завоевать любовь посредством понимания человека, помогая ему в его умственном и профессиональном росте, в решении затруднений и т.п. Данная форма используется в равной мере как мужчинами, так и женщинами.
Вторым способом добиться любви является апелляция к жалости. Невротик будет выставлять своё страдание и беспомощность на обозрение других. Формулой здесь является: «Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен». В то же время такое страдание служит для оправдания права выдвигать чрезмерные требования.
... К стремлению вызвать жалость может примешиваться большая или меньшая доля враждебности. Невротик может просто взывать к нашей благородной натуре или вымогать благорасположение радикальными средствами, например, ставя себя в бедственную ситуацию, вынуждающую нас оказывать помощь. Всякий, кто сталкивался с невротиками по роду социальной или медицинской работы, знает важную роль этой стратегии. ...Эти же тенденции мы можем встречать у детей всех возрастов, с теми же самыми вариациями: ребёнок может либо хотеть получить утешение в ответ на свою жалобу, либо пытаться вымогать внимание, бессознательно преувеличивая такую пугающую родителей ситуацию, как неспособность есть или мочиться.
Использование апелляции к жалости включает в себя убеждение в неспособности получить любовь и расположение любым другим путём. Это убеждение может рационально обосновываться отсутствием веры в любовь...
При третьем способе получения любви – призыве к справедливости – формула поведения может быть описана так: «Вот что я сделал для вас, а что вы сделаете для меня?» В нашей культуре матери часто указывают на то, что они так много сделали для своих детей, что заслуживают неослабевающей преданности. ... Люди такого типа часто обнаруживают чрезмерную готовность помогать другим, тайно ожидая, что получат всё, чего ожидают, и испытывают серьёзное разочарование, если другие не обнаруживают такого же желания делать что-то для них. Я имею здесь в виду не тех людей, которые сознательно рассчитывают на это, а тех, кому полностью чуждо любое сознательное ожидание возможной награды. Их навязчивая щедрость может быть, вероятно, более точно определена как магический жест. Они делают для других то, что сами хотят получить от других. То, что на самом деле здесь действовали ожидания ответного вознаграждения, обнаруживается благодаря необыкновенно острой боли разочарования. Иногда они принимают форму некой разновидности душевной бухгалтерской книги, в которую вписываются чрезмерные суммы за такие в действительности бесполезные жертвоприношения, как например, бессонная ночь. Эти люди принижают до минимума или вовсе игнорируют то, что делалось для них, фальсифицируя таким образом ситуацию до такой степени, что чувствуют своё право требовать особого внимания.
Такое поведение ведёт к эффекту бумеранга в отношении самого невротика, ибо он может начать чрезмерно опасаться брать на себя обязательства. Инстинктивно судя о других по себе, он боится, что его будут эксплуатировать, если он примет от них какие-то услуги.
Призыв к справедливости может также выдвигаться на основе того, что сделал бы невротик для других, если бы имел такую возможность. Он будет подчёркивать, каким любящим и полным самопожертвования он был бы на месте другого, считать что его требования оправданы тем, что он не просит от других большего, чем отдал бы сам.
В действительности психология такого оправдания является сложной, чем это осознаёт он сам. Представление, которое он имеет о своих качествах, является главным образом бессознательным приписыванием себе того поведения, которого он требует от других. Однако это не откровенный обман, ибо он действительно обладает определённой склонностью к самопожертвованию, возникающей из таких источников, как отсутствие у него самоуверенности, отождествление себя с подзаборной собакой, побуждение быть таким же терпимым и снисходительным к другим, какими бы он хотел видеть окружающих.
Враждебность, которая может присутствовать в призыве к справедливости, наиболее явно проявляется, когда требования сраведливости выдвигаются на основании необходимости возмещения якобы нанесённого вреда. Формула поведения при этом такова: «Вы заставили меня страдать или причинили мне вред, и поэтому вы обязаны мне помогать, заботиться обо мне или поддерживать меня». ... как показывают эти примеры, невротичные люди такого типа могут стремиться расплачиваться страданием, даже сильным страданием, выражая таким образом свои обвинения и требования, хотя и не осознавая этого. И как результат – способны сохранять чувство собственной правоты.
Когда человек использует угрозы как стретегию получения любви и расположения, он может угрожать нанести вред либо себе, либо другому. Он будет угрожать неким безрассудным действием, например испортить репутацию или причинить насилие другому или себе. Угрозы самоубийства или даже попытки самоубийства являются хорошо известным примером.
... Невротик не будет осуществлять своих угроз до тех пор, пока надеется достичь своей цели. Если он теряет такую надежду, он может осуществить их под влиянием отчаяния или мстительности.
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics

Наверх

В избранное