Мне пришло несколько недоумевающих писем по поводу позапрошлой выпуска. Все письма касались этого пункта: Один раз в семь дней выполнять бессмысленное действие или поступок. (Буддистская техника «деяние в недеянии»). Это тренировка непривязанности к плодам своей
деятельности.
Это не шутка и не попытка организовать секту.
Техника «деяния в недеянии» сделает Вас непобедимыми. Но чтобы ею овладеть, требуется пройти несколько испытаний. Одно из них – умственное.
Однажды первый министр Поднебесной обратился к своему
учителю по прозвищу Дядя Дракона:
- Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?
- Повинуюсь приказу, - ответил Дядя Дракона. - Но сначала расскажи о признаках твоей болезни.
- Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на богатство, как и на бедность; живу во дворцах, но не боюсь жить на постоялом дворе; смотрю на себя, как и на другого; на нищего и на царя смотрю как на равных. Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием
и выкупом, не изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, ни радостью.
Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами и принимать решения. И поистине, жизнь не имеет смысла, и бессмыслица наиболее достойна избрания.
Что это за болезнь? Какое средство может от нее излечить?
Дядя Дракона велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.
- Ах! - воскликнул он. - Я вижу твое сердцепусто, почти как y мудреца! В твоем сердце открыты шесть врат мудрости, только седьмое осталось закупорено. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью?
Но моим ничтожным искусством этого не излечить.
Поэтому любое интеллектуальное обоснование мотивации будет ущербно. Действительно, наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива.
Страдания – единственные мотиваторы, доводы которых неоспоримы, но от них надо избавляться. Чем же руководствоваться? Ведь если лишены смысла победы и поражения, лишены смысла и поступки.
Больной перед операцией: «Доктор, я буду жить?» Доктор: «А смысл?».
Вот тут мы подходим к основному вопросу всех религий, философий и мистических учений. Это вопрос противоречия между необходимостью деятельности и освобождением от мотивов деятельности.
Чтобы удержать рассыпающийся от отсутствия мотивации мир, необходимо снова поставить цель.
Мир существует только потому, что существует цель. Ибо в самом начале сотворения мира было желание. «Желать чего-то и добиваться этого – свойство сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться того – это свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом». (Ницше.)
Но на этот раз мотивировать будут уже не страдания, а игра. Да-да, не удивляйтесь, именно игра.
Смысл недеяния таков: «Ваша социальная активность должна быть оптимальной - успешное выполнение утилитарных задач с минимальной внутренней вовлеченностью в идеи и ценности социума».
Я надеюсь, не слишком сложно. Но ничего, ракета взлетает красиво, а многомесячная подготовка ее к старту выглядит немного нудной. Скоро вы будете взлетать к успеху как ракеты! Некоторые уже начали.