ВОПРОС: Здравствуйте.
Почему люди умственного труда (например, учителя), так быстро устают, хотя не
выполняют тяжёлую физическую работу? Иногда, после общения я чувствую себя подавленной,
измотанной, "выжатой как лимон". Что происходит? Куда исчезает моя
энергия?
ОТВЕТ: Здравствуйте. Чтобы лучше понять
ситуацию, давайте поставим себя на место рядового учителя общеобразовательной
школы. Обязанность "научить" того, кто не желает "научиться"
является тяжёлой "кармой" любого учителя. В процессе своей работы
учитель каждый день сталкивается с множеством эмоциональных реакций учеников
- от непонимания и безучастности, до откровенного хамства.
Ученикам же приходится отвечать на вопросы, которые они сами
ещё себе не задавали, и поэтому только единицы проявляют неподдельный интерес
к "знаниям". Этические нормы требуют от учителя необыкновенной эмоциональной
сдержанности, и поэтому большую часть эмоций приходится подавлять. Отреагировать
эмоции прямо в классе (например, дать указкой по лбу), дело неблагородное, да
и работу можно потерять.
Давайте представим себе ситуацию: вы водитель автомобиля и пытаетесь
сдвинуться с места, нажимая одновременно педали газа и тормоза. Представили?
Автомобиль идёт "в разнос", но не двигается с места. Вы практически
никуда не уехали, а бензин уже закончился. Настроение испорчено, автомобиль
перегрелся и отказался исправно работать. Вы скажете, что это глупо и так в
жизни не бывает? Бывает, и достаточно часто. Только не с водителями автомобилей,
а с нами, "пешеходами" по Жизни.
Данная метафора хорошо подходит для людей "умственного"
труда, которые не выполняют тяжёлую физическую работу, однако, которым для достижения
цели приходиться "держать себя в руках", не имея возможности отреагировать
свою эмоциональную реакцию физическими действиями. Одна часть энергии тратится
на эмоции, другая на подавление этих самых эмоций - вот поистине неблагодарная
работа. А как часто мы ведём себя именно так, даже не замечая этого.
Не важно, учитель вы или врач, менеджер или бухгалтер, если
ваша работа связана с межличностными контактами и эмоциональным перенапряжёнием,
у вас есть все шансы к концу рабочего дня почувствовать себя "выжатым лимоном".
Чувство раздражительной слабости, потери энергии возникает не столько от интеллектуальной
или физической нагрузки, сколько от эмоционального перенапряжения, когда человек
вынужден вести себя как "надо", а не как "хочется".
В такой ситуации две ваши части личности конфликтуют. Продукт
этого конфликта - эмоции, которые вы вынуждены скрыть, натянув на лицо "дежурную
улыбку". С каждой минутой разговора вы теряете силы, появляется ощущение,
что собеседник "энергетический вампир", но на самом деле вся проблема
именно в вас самих. В вашей голове активизировалась программа "не хочу,
но надо". Одна часть программы хочет совершить действие, а другая это действие
запрещает.
На уровне мозга, в центрах, отвечающих за данные действия, формируются
стрессогенные очаги застойного возбуждения. Мышцы, которые иннервируются этими
активизированными центрами мозга приходят в тонус, возникают мышечные зажимы.
Каждый мышечный зажим в теле и соответствующая ему психоэнергетическая доминанта
в голове - это наши персональные "вампиры", "паразиты".
Ежедневно, даже когда мы отдыхаем, нам приходится "делиться" энергией
с этой "сладкой парочкой", ведь на это "пассивное" напряжение
требуется энергия.
Справедливости ради, следует отметить, что люди "физического"
труда имеют не меньше шансов почувствовать себя "выжитыми как лимон",
если эмоциональная составляющая их труда ярко выражена и несёт негативный оттенок.
Только часто всё это списывается на тяжёлые условия физического труда, начальника
-"вампира", а "в своём глазу даже бревна не замечаем". Успехов!