Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные психотехнологии управления сознанием.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Современные психотехнологии управления сознанием. Сайты поддержки www.superidea.ru и www.psytech.ru

выпуск 17

Манипуляция (6 часть). Убеждения и идентичность.

    Так уж получилось, что вопросы идентичности мы затрагивали раньше, до того, как повели разговор о манипуляции. Но тема эта очень большая и важная, возвращаться к ней время от времени не грех. В этом выпуске речь пойдет о взаимоотношениях идентичности и убеждений в рамках логических уровней. Мы уже заявили, что идентичность в этой иерархии уровней находится над убеждениями. Следовательно, по сформулированному ранее правилу при возникновении проблем с убеждениями надо обращаться к уровню идентичности. В принципе, так оно  есть.

    Нелишне будет задаться вопросом, а что такое идентичность? Уже достаточно хорошо понятно, что это не вещь, предмет или объект, а очередная абстракция. Это понятие, с помощью которого человек отвечает на вопрос "кто?" Это понятие интегральное, оно объединяет в себе все черты, которые человек у себя замечает и себе приписывает. Например, человек всегда способен мгновенно узнать себя в зеркале (за исключением некоторых экстраординарных и патологических ситуаций). "Да, вот это на фотографии я, а вот это, хотя и похож, но не я". Ощущение идентичности, того, что "это - мое, родное", распространяется практически на все, что человек из себя представляет и делает. "Это мой нос (лоб, уши, глаза), мой почерк, мои слова, мои черты характера, мои чувства и т.д." Идентичность - это граница, отделяющая Я человека от всего, что находится вокруг него и ему не принадлежит.

    Есть и другой аспект идентичности - идентичность во времени. Это чувство постоянства, непрерывности собственного Я, собственного сознания на протяжении всей жизни минута за минутой, день за днем, год за годом. Это чувство, позволяющее человеку говорить про себя "это Я" в любой момент времени. По словам Р.Д.Лэйнга, "идентичность - это история, которую человек рассказывает о себе самому себе". Этот тип идентичности основывается на убеждении, что человек постоянен на протяжении всей жизни. В патологических ситуациях такая идентичность тоже может нарушаться, но мы эти ситуации рассматривать не будем.

    Вообще, вся идентичность соткана из убеждений о том, что определенные черты у данного человека существуют, что они постоянны, что они характерны именно для него и отличают его от других. Это все убеждения, которые имеются у человека по отношению к самому себе. Они, естественно, подчиняются тем же закономерностям, что и все остальные убеждения. Но у них есть существенные особенности, связанные с тем, что они "подняты на один уровень выше". В частности, на этом уровне располагаются убеждения относительно других убеждений: "Да, вот это мои убеждения, а это не мои, эти приемлемы для меня, а эти - нет". Это и есть рычаг, воздействующий на убеждения более низкого уровня.

    Чтобы помочь человеку изменить убеждения, можно воспользоваться обращением к его идентичности. Здесь помогают такие вопросы: насколько это убеждение вам подходит? Оно соответствует вашим чертам характера? Оно ваше или вы заимствовали его у кого-то (как вариант - вы сами до этого додумались)? Как может человек в вашем возрасте быть в этом убежден? Как вы думаете, когда вы в недалеком будущем изменитесь, у вас останется это убеждение? Общая направленность таких вопросов - проверить соответствие данного убеждения тому, что человек думает о себе в целом. Соответственно, если вы имеете дело с мешающим (запретным) убеждением, необходимо доказать собеседнику, что это убеждение никак не вписывается в его идентичность. Для этого вполне пригодны все способы изменения убеждений, упомянутые в предыдущих выпусках. Если же вам нужно создать или укрепить новое убеждение, необходимо доказывать его полное соответствие идентичности человека.

    Идентичность следует рассматривать по меньшей мере с двух сторон. Во-первых, со стороны ее изменения. Несомненно, человек меняется в зависимости от возраста, жизненного опыта, текущей ситуации, общения с окружающими. Вместе с этим меняется и его восприятие самого себя, то есть меняется идентичность. В четырнадцать лет у человека один набор убеждений, в двадцать - совсем другой, в сорок - третий, и так далее. То, что идентичность может меняться, делает человека пластичным, способным на изменение убеждений. Иногда помочь человеку изменить его идентичность. приобрести новый, более широкий и удобный взгляд на себя, новые разрешающие убеждения, - это очень хорошо.

    Но, с другой стороны, идентичность надо рассматривать также в аспекте ее постоянства. Идентичность нужна и важна в первую очередь тем, что она дает человеку представление о постоянстве его личности, его качеств, черт характера, способностей. Она может противостоять внедрению новых нежелательных убеждений. В этой связи затронем проблему вербовки человека в религиозную секту. Цель этой процедуры в том, чтобы создать у человека радикально новый набор убеждений о том, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно, о необходимости принадлежать братству, делить с ним свою жизнь и имущество. Внедрить такие убеждения невозможно, не "сломав" идентичность человека. По сути, это одна из грубейших форм насилия над личностью.

    В этой ситуации наиболее уязвимы именно люди с подвижной, пластичной идентичностью, способные легко "потерять себя". Те же, кто менее гибок и более привязан к своей идентичности, более устойчивы и постоянны. Напомним, идентичность - это чувство, с помощью которого человек отделяет Я от не-Я, свое от чужого. В человеческом организме эту функцию несет иммунная система. Она защищает организм от проникновения инфекции. Чем иммунная система более строга и постоянна, тем более эффективно она справляется со своей задачей. Ей просто нельзя быть слишком пластичной. То же относится и к борьбе идентичности против чужеродных убеждений.

    Здесь возникает очень важный и деликатный вопрос об этичности манипуляций, в особенности касающихся идентичности. Самое главное предупреждение - не вмешивайтесь в идентичность человека в том случае, если вас об этом не просят и у человека нет настоятельной потребности в этом. Будьте бережны, охраняйте человека от вредных последствий ваших действий. Заботьтесь, чтобы человек в результате ваших действий получил для себя что-то полезное, расширяющее его возможности и повышающее комфорт.

    Позвольте на этом закрыть разговор о манипуляциях.

   Обсудить на форуме http://forum.superidea.ru/

Ведущие рассылки Дмитрий Шипотько и Андрей Малыгин E-mail: andrey@superidea.ru
Рассылки Subscribe.Ru
Как найти идею? Развитие творческого мышления.
Да или Нет? Искусство принимать правильные решения.
Вы умнее, чем Вы думаете!
Властелин Эмоций.
Откройте в себе художника! Научитесь хорошо рисовать.
365 идей в год по маркетингу, рекламе и PR.
365 идей в год по управлению, бизнесу и персоналу.
Современные психотехнологии управления сознанием.
Богатство от ума? Используйте интеллектуальный капитал!
Создание и максимальное развитие своего бизнеса!
Консалтинг: секреты, технологии, принципы, методы и ресурсы.
Консалтинг в Самаре
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное