Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология Light

  Все выпуски  

Синдром Карлосона и кто такие кидалты.



Психология Light 


Синдром Карлосона и кто такие кидалты.


Мужчины в полном расцвете сил ведут себя как дети: смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры и покупают абсолютно бесполезные гэджеты. Time Out выяснил, кто такие кидалты и как они меняют нашу жизнь.

Кидалты — кто они?

Им 30—35 лет, они вполне успешны в карьере, неплохо зарабатывают и занимают достаточно высокое социальное положение. Но при этом любят сказки, мультики, игрушки и ведут себя как дети. Отсюда и название — английское слово «кидалт»: сокращенное от kid (ребенок) + adult (взрослый).

Если вы встретили взрослого человека, чья кофточка напоминает детскую пижамку, — это кидалт. Если вы видите человека, который с горящими глазами показывает очередной не слишком необходимый, но с кучей функций и особенным дизайном гэджет — это кидалт. Если в «Детском мире» возле витрины с историческими солдатиками вы видите 30-летних мужчин, которые, листая увесистый том с картинками, обсуждают, как правильно раскрашивать эту армию и какой акрил подойдет лучше, — не спрашивайте, для ребенка какого возраста они так серьезно выбирают подарок.

Именно кидалты часами зависают на Google Maps, устраивают флешмобы и провокации в интернете. Среди тех,кто активно участвует в «фотожабах» — некоммерческих пародиях на рекламу или репортажи с политически значимых мероприятий, — довольно значительная часть не зеленые юнцы, а состоявшиеся профи. Среди блоггеров, которые с удовольствием пишут сказки (не для детей, для себя) или играют словами — тоже основная часть отнюдь не подростки. Когда в чате, посвященном компьютерной игре, видишь, что виртуальное оружие один игрок перекупает у другого, более удачливого, за кругленькую сумму реальных денег, становится понятно,что это не подростковое развлечение, а дело рук кидалта.

Альфа-доги и бета-кошки

В мужском мире доминирует статус. Что такое статус, каждый понимает по-своему. В понимании некоторых это— быть лидером или успешным магнатом. Чтобы тридцать тысяч одних курьеров, десяток телохранителей и лимузин. К этому прилагаются смокинг, благородные седины и начищенные до блеска туфли. А все остальные — только пыль под этими туфлями. Еще можно быть «скромным» супергероем. Вроде как никто не знает, а на самом деле ты — супергерой, мачо. Как Кларк Гейбл или персонаж Брюса Уиллиса, который вот уже в четвертый раз в одиночку спас мир. По сути, все они — и супергерои, и метросексуалы — относятся к категории мужчин группы «альфа». Но есть и другие. Им плевать на статус, на мнение малопонятной и абстрактной общественности. Они просто получают удовольствие от жизни. Им совершенно нет никакого дела до петушиных боев между самцами из группы «альфа». Они живут в собственном мире и ценят свою индивидуальность. Это мужчины группы «бета», к которым и относятся кидалты.

Если у мужчин группы «альфа» в 30—35 наступает кризис среднего возраста из-за осознания, что они не оказались все же первыми, то умужчин группы «бета» ничего подобного не происходит. Хотя бы потому,что им не надо ничего доказывать.

Люди «альфа» — семейные, их отношения с женщинами оформлены юридически. У большинства кидалтов семьи нет. У них — как у подростков — есть подружки, с которыми их связывают общие «заморочки» — любовь к определенным фильмам, игрушкам и музыке.

Возможно, кидалты — бывшие маленькие гении, которые в детстве принудительно много читали, принимали участие в олимпиадах ифестивалях,учили несколько языков, собирали свой первый компьютер. Им было не до игр. Они знали — надо учиться, чтобы достичь чего-то в жизни. Теперь, когда стремиться, в сущности, некуда, можно и поиграть.

Мультфильмы для взрослых

Психолог Эрик Берн в книге «Люди,которые играют в игры» писал о своего рода виртуальных футболках с надписями, которые красноречиво говорят о жизненных девизах и предпочтениях пациентов. Так вот, у кидалтов на майках дурацкие картинки — персонажи из мультфильмов и комиксов, например Гомер Симпсон, Кенни из «Южного парка» или Чебурашка.

В японской культуре такое явление называют словом kawaii. По легенде, оно родилось в Шибуя, центральном районе Токио и Мекке японской молодежи.Здесь располагается знаменитый 8-этажный торговый центр SHOP-109, где продаются одежда и аксессуары для подростков. Точно сказать, что значит слово kawaii, довольно сложно. Наиболее часто употребляемый перевод — «какая прелесть!». А если быть точными, то это «пушистый», «мягкий», «милашка» и «мусик-пусик» вместе взятые.
Из подростковой субкультуры «кавайность» на удивление быстро стала общенациональным явлением. Взрослые японцы неожиданно массово полюбили майки с покемонами и мультфильмы-сказки, где главными героями являются гэджеты. У них же большим спросом пользуются и небоевые роботы — например, знаменитая собака Sony Aibo. Японцы производят и покупают удивительные вещи, например, usb-пылесос для клавиатуры в виде утенка, детектор для определения присутствия привидений и таймер для лапши быстрого приготовления. Это далеко не детские игрушки, а назвать эти дорогие и технически навороченные штуки полезными гэджетами язык как-то не поворачивается.

Следом за японцами кавайными аксессуарами стали обзаводиться и мультикультурная Америка, и аристократическая Европа. Французы повально читают комиксы, знаменитые bande dessinеe, без которых не обходится даже библиотека Сорбонны. Чопорные англичане предлагают зонтики, часы,тостеры,сумки и даже галстуки с изображениями розовой кошачьей мордочки «Hello Kitty». Знаменитые модельеры производят одежду с детскими элементами, органайзеры с веселыми картинками, взрослые куклы ugly dolls и особый тип велосипедов — chopper, предназначенный только для небыстрой езды по асфальту. Это, по сути, конструктор, где можно заменять отдельные части, создавая уникальную и неповторимую модель. Такой байк есть, к примеру, у Луи Вюиттона. А в США в 2002 году настоящий бум вызвало появление моторизированных самокатов Segway.

Крошечные ситикары, которые должны были стать экономичными машинами, занимающими немного места на стоянке, оказались игрушками для кидалтов — и вот уже появляются далеко не дешевые модели, пользующиеся колоссальным спросом: Smart от Mercedes, Mini от BMW и Audi TT, который британский журнал для потребителей Which не раз причислял к самым ненадежным автомобилям. Да и на кого, как не на кидалтов, рассчитана реклама Citroen с танцующим трансформером?

Вообще реклама дорогих марок все больше апеллирует к кидалтам — в то время как слоганы, ориентированные на группу «альфа», остаются у пива в пластиковых бутылках. Солидные дома моды, как Christian Dior и Hermes, тоже нашли среди своих покупателей кидалтов — иначе кто бы покупал панамки с героями мультфильмов или галстуки с мелкими принтами «кавайных» зверьков?

Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд был настолько потрясен первым айподом— тогда еще пятигигабайтным, — что сделал специальную сумку для 12 айподов, чтобы носить с собой всю музыку, какая могла бы пригодиться. А сегодня в индустрию аксессуаров для айпода вовлечено огромное количество больших и маленьких компаний. Они даже выпускают для него динамики, совмещенные с держателем для туалетной бумаги, и айпод-подставку в виде поросенка, хвостик которого работает как ручка громкости. Аксессуары к айфону появились еще до его официального релиза. В наше время на все первыми реагируют маркетологи, и сейчас индустрия для кидалтов расцвела пышным цветом.

Кидалты женского рода

Вопреки расхожим представлениям, среди женщин тоже довольно много кидалтов. Во-первых, сегодня женщины осваивают новые технологии и работают на износ почти наравне с мужчинами. Желание отгородиться хотя бы на время от проблем, любовь к последним техническим новинкам, кроме стайлера и посудомоечной машины, а также нежелание стареть присущи им ничуть не меньше. К тому же далеко не все женщины видят семью и продолжение рода главной целью в жизни.

Если вы встретили женщину бальзаковского возраста, которая выглядит и одевается как подросток, в сумочке носит смартфон, айпод и ежедневник «Hello Kitty», а на руке — браслет из детской линии «Тиффани» или Bvlgari, — будьте уверены: перед вами кидалт.

Вообще у женщин гораздо больше возможностей выглядеть по-детски: к примеру, аксессуары из детских линий ювелирных домов или просто авторские игрушки, сумки от Louis Vuitton с развеселыми принтами или, в конце концов, гольфы, как у Пеппи Длинныйчулок, и разрисованные в наивной манере джинсы.

Кидалты — новое поколение лузеров?

Не надо путать кидалтов с неудачниками и инфантилами. Прежде всего, кидалт — не лузер, который сидит перед компьютером, заваленный пустыми банками из-под пива, и режется в игры. Индустрия для кидалтов рассчитана на людей с неплохим доходом — лузерам она недоступна.

Инфантил — человек, по большей части не отвечающий за свои поступки, с детской логикой во всем. Инфантил — это Форрест Гамп, к примеру. Очень часто инфантильные люди бывают в чем-то талантливы, но они не умеют сами — без посторонней помощи или подарка судьбы — сделать так, чтобы их работа имела коммерческий успех.Совсем другое дело — кидалты.

То есть инфантил — ребенок всегда,а кидалт — время от времени. В современном мире с его холодным расчетом и огромным количеством негативной информации иногда приятно после работы надеть плюшевые тапочки с зайцами, смотреть не криминальные новости, а мультики и думать не о проблемах реальной политики и горячих точках, а просто стрелять в вымышленных монстров на экране компьютера. Кроме того, кидалт очень четко понимает цену своим словам и поступкам. Он не берет на себя лишних обязательств — тех, которые не может или не хочет выполнять.

Считается, что кидалты не хотят иметь детей. Это справедливо лишь отчасти — они не любят нести ответственность, прекрасно отдавая себе отчет в серьезности этого шага и в том, как это может изменить их жизнь. Хотя подросшие дети — это лучшая компания для кидалта. Гораздо больше кидалты боятся официального брака и создания семьи. Им кажется, что большинство женщин видят свою главную цель и задачу в том, чтобы манипулировать мужчинами, ограничивая их свободу. Да и вряд ли они позволят растрачивать семейный бюджет на бесполезную, с их точки зрения, ерунду.

Московские кидалты

О том,что Москва стремительно догоняет остальной мир по количеству кидалтов, говорит успешность брендов, которые на них ориентированы. Например, сеть магазинов необычных подарков Le Futur.Этот магазин поможет, если нужно что-то подарить кидалту. Все нужные гэджеты у него, как правило, уже есть — он покупает игрушку немедленно, как только понимает, что она ему нужна.А ролики с ручным тормозом, пылесос с дистанционным управлением или паровая настольная мини-дрезина его явно обрадуют. Еще подарки для кидалтов можно найти на сайте Артемия Лебедева: клавиатура с цветным дисплеем в каждой кнопке (43 990 р.), ластик с надписью delete (300 р.) и пепельница «в форме диалога», напоминающая иконку из ichat (380 р.).

Это не самые дешевые бренды — а значит, и рассчитаны они не на неудачников, как может показаться на первый взгляд. Это значит, что и у нас респектабельные люди начали отказываться от эстетики Чикаго 30-х годов и тоже впали в детство.

Наиболее четко себя позиционирует как спецресурс для кидалтов телеканал «2х2». Большинство мультфильмов, которые он транслирует, — для взрослых мальчиков. Это страшные сказки и недобрые комиксы. Здесь черный юмор соседствует с абстрактной логикой, но уровень аллюзий и плотность цитирования настойчиво отсылают зрителей к постмодерну.Поклонники «Южного парка» и «Поллитровой мыши» наконец нашли канал без политики, светских сплетен и криминала. Здесь, правда, тоже достаточно насилия — но оно нарочито ненастоящее. Рейтинги телеканала, которые обошли «Муз-ТВ» и MTV, говорят о том, что кидалтов в нашей стране становится все больше.

Кидалт очень напоминает сказочного героя Карлсона, который любил не пиво, еду и секс на скорую руку, а варенье, печенье и детские розыгрыши. Хотя, даже в Стокгольме, человек с душой ребенка, живущий на крыше, все равно рано или поздно становится — хотя бы внешне — в меру упитанным мужчиной в полном расцвете сил. Кто-то находит, что он выглядит смешно? Но престарелые андрогины, вышедшие в тираж мачо и метросексуалы пенсионного возраста — тоже не самое приятное зрелище.

Старости боятся, пожалуй, все. Но все спасаются от нее по-разному: одни— при помощи стволовых клеток и пластических операций, другие — бегом от инфаркта, а третьи просто остаются детьми навсегда.

В избранное