Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загляни в глаза чудовищ. Психология. 37


  
посмотри в глаза чудовищ...

ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ
Психология

Выпуск 37 07 августа 2012 г. описание КНИГА архив e-mail

В статье писателя, публициста, журналиста, общественного деятеля Константина Анатольевича Крылова, посвящённой памяти отечественного философа, логика, писателя Александра Александровича Зиновьева, содержится убедительное описание одного из самых неприятных вариантов архетипа «Воин». Описанный тип минимизирует свой внутренний круг, круг своих, круг тех, чьи интересы он рассматривает как свои собственные. Его не интересуют вещи как таковые, люди его интересуют в качестве фигур в его играх, в его сценариях жизни. Его единственной страстью является Власть:

«Александр Зиновьев смотрит на социальный мир совершенно иначе.

Основными потребностями человека как социального существа он видит потребность в обществе себе подобных – и одновременно желание от этого общества избавиться. Человек является не только социальным, но и антисоциальным существом. Ненависть и отвращение к себе подобным ему свойственны в той же самой мере, что и потребность в них.

Это типично диалектическое противоречие. Снимается оно в понятии доминирования. Доминирование – это ситуация, когда человек получает возможность обращаться с равными ему людьми как с низшими существами (в идеале – как с животными или неодушевлёнными объектами). Это разрешение противоречия – человек оказывается одновременно и в центре общества, и вне его, выше его – доставляет доминатору наслаждение, а доминируемые страдают. Страдающим требуется адекватное утешение – в виде возможности доминировать над кем-нибудь ещё. И так далее – вплоть до последней беспомощной, шпыняемой жертвы, которой не повезло оказаться с краю.

Страдание доминируемого часто является физическим, но не обязательно. В целом, оно сводится к унижению. Унижение – ещё одно диалектическое понятие. Это, в общем-то, субститут убийства. По-настоящему униженный человек должен чувствовать, что его убивают. Но при этом он остаётся в живых, чтобы быть «убитым» ещё и ещё раз. В идеале, умирание (символическое, но переживаемое как реальное) может длиться всю жизнь.

В принципе, ничего особенного в нарисованной картинке нет. Так устроены многие нечеловеческие сообщества. Иерархия, доминирование, альфа-самец на верхушке и забитая «омега» – это всё «явления известные». Человек интересен только тем, что у него есть разум, а значит, он может придумать много новых путей для достижения всё той же вечной, прадревней цели – унижать. Именно способность человека так страдать от унижения – и так наслаждаться чужим унижением – делает его уникальным существом, в котором социальность достигла своего наивысшего развития. Только человек способен испытывать столь захватывающее чувство счастья от осознания того факта, что оказывается, можно одновременно находиться в обществе (в обществе своих жертв) и быть абсолютно свободным от этого общества, то есть господствовать над ним, то есть унижать, то есть символически и реально уничтожать других людей. Давить, давить, давить «таких же как он» – сапогом, словом, даже «всем своим видом»[1].

Ярким примером Жреца являлся американец Чарльз Гудиер. Своим вторым домом изобретатель технологии вулканизации каучука по праву мог считать долговую тюрьму. Здесь он провёл немалую часть своей жизни, отбывая сроки за многочисленные долги, сделанные с целью продолжения научных исследований.  Гудиер потерял шестерых из своих двенадцати детей, одного из них похоронил в холщовом мешке – на гроб ему не хватило денег.

Отечественный пример – Циолковский. Сам, семья, дети с голоду пухнут, а он сидит в мастерской – выпиливает макеты дирижаблей,  мечтает о космических полетах. Константин Эдуардович похоронил всех четырёх своих детей – двое его сыновей наложили на себя руки, младший сын и дочь умерли в результате болезней.  Что делать, любить всё человечество, и никого в отдельности – святое правило Жреца в химически чистом виде.

Пример посвежее – гениальный отечественный математик Григорий Яковлевич Перельман, подтвердивший гипотезу Пуанкаре (и превративший её тем самым в теорему своего имени). До Перельмана подтвердить или опровергнуть гипотезу Пуанкаре математики безуспешно пытались почти в течение века.

От двух присуждённых ему международных премий Перельман отказался, проживает со своей старенькой мамой в хрущёвке на окраине Питера, любимая еда - молоко, хлеб и сыр. В декабре 2005 года ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики Питербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова (ПОМИ), практически полностью прервал контакты с коллегами.

 

Заметка на полях.

Согласно третьему закону Ньютона, действие равно противодействию. Гуманитарный смысл этого закона природы таков: что годится вам, годится и для вас. Любое оружие является обоюдоострым. Им можно воздействовать на противника – но с тем же успехом оно само годится для осуществления воздействия на своего обладателя. Ваш любимый инструмент является наиболее эффективным оружием против вас же самих. Те, кто обучился НЛП, сами стали уязвимыми для НЛП-техник – поскольку применяя их, укрепляются в вере в их действенность. И давно известна закономерность, согласно которой чем больше у психиатра рабочий стаж, тем меньше он отличается от своих пациентов.

Каждый человек является вектором в фазовом пространстве Политик-Идеолог-Экономист, и у этих векторов есть три составляющие – по каждой из трёх названных осей координат. Таким образом, имея в виду, что любая потребность человека подразумевает наличие у него соответствующего канала управления (этим человеком), Экономистом управляют, используя его желание обладать материальными благами, Политиком управляют благодаря его стремлению занять возможно более высокое место в социальной иерархии, Идеологом управляют, пользуясь его потребностью в осмысленности своего существования.

 

Масштаб применения управляющего воздействия Экономиста, Политика, Идеолога может быть как минимальным, межличностным, так и глобальным. При этом, чем масштабнее воздействие, тем больше требуется времени для проявления ответной реакции – «божьи мельницы мелют медленно»[2]

 



[1] http://www.socialdesign.ru/zinoviev/about06-1.html#mark

[2] Аркадий и Борис Стругацкие.





Вся Власть - Народу!

описание КНИГА архив e-mail

В избранное