Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загляни в глаза чудовищ. Психология. 36


  
посмотри в глаза чудовищ...

ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ
Психология

Выпуск 36 14 января 2012 г. описание КНИГА архив e-mail

Каждый из нас является носителем комбинации, суперпозиции трех названных архетипов. В какой-то степени каждый из нас Делец, в какой-то Воин, в какой-то - Жрец.  Вот, к примеру, какими качествами, по мнению немецкого социального мыслителя Макса Вебера, должен обладать Жрец – человек, посвятивший себя науке: «Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убеждённости в том, что «должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут», удастся ли тебе твоя догадка, - без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-то другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью[1]». Т.е. истинный научный сотрудник – это не просто мыслитель, это человек, мыслящий страстно, человек, у которого есть не только составляющая Жреца (она у него доминирующая), но и составляющая Воина (вот откуда его страсть).  История знает немало примеров сочетания в учёном Жреца и Воина – от Джордано Бруно до Николая Ивановича Кибальчича – изобретателя и революционера-народовольца.

 

Таким образом, если я – яркий представитель носителя первого инстинкта, инстинкта самосохранения (если я – Делец), то всё, что вредит мне лично, моему телу – всё это есть плохо для меня. А что не вредит, а полезно (или приятно – но так, чтобы не вредило) – это хорошо.

При этом, обратите внимание, чистому Дельцу наплевать и на род (на родных, на детей, к примеру) и на социум.

Образцом Дельца является образ Волка Ларсона, выведенный Джеком Лондоном в романе «Морской волк».   

Ларсон обсуждает[2] с собеседником прочитанную книгу, «Данные этики» (The Data of Ethics, 1879) - работу Герберта Спенсера, английского философа и социолога, одного из родоначальников позитивизма:

« - Короче говоря, - начал он, - Спенсер рассуждает так: прежде всего человек должен заботиться о собственном благе. Поступать так - нравственно и хорошо. Затем он должен действовать на благо своих детей. И, в-третьих, он должен заботиться о благе человечества (обратите внимание – согласно Спенсеру, человек это прежде всего Делец, потом лишь Воин, и уже только напоследок - Жрец. – М.М.)

- Но наивысшим, самым разумным и правильным образом действий, - вставил я, - будет такой, когда человек заботится одновременно и о себе, и о своих детях, и обо всём человечестве.

- Этого я не сказал бы, - отвечал он, - Не вижу в этом ни необходимости, ни здравого смысла. Я исключаю человечество и детей. Ради них я ничем не поступился бы. Это всё слюнявые бредни...»

 

«Любовь к самому себе – это единственный роман, длящийся всю жизнь».

Оскар Уайльд

 

Делец – типичный кочевник-мародёр, думает лишь о себе, и о последствиях своих действий только для себя. Сущность Дельца, корни его этической системы в тех временах, когда на земле существовали только размножаюшиеся неполовым способом (митозом, почкованием) бактерии и простейшие.

Делец эмоционален лишь по отношению к себе самому, его волнует и заботит только он сам, его поступки, его взаимодействие с внешним миром не содержат эмоциональной составляющей.

 

«Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно».

А.С. Пушкин[3]

 

Совершая выгодную для себя подлость (оценка сделана с позиции Жреца,  с позиции Воина подлость, совершённая в отношении врага, является удачной стратегией) он расслабляет жертву полу-извинением, полу-объяснением: «ничего личного, это всего лишь бизнес».  

Ведомый инстинктом сохранения рода (половым инстинктом) Воин, напротив, всегда поступает очень лично, эмоционально. Воин делит мир на своих и чужих, привычно радеет за родных и близких. Но на человечество, на общечеловеческую мораль ему плевать. Типичными представителями архетипа Воина в России являются жители северных отрогов кавказских гор. Кавказец живёт интересами клана, рода – тухума, тейпа. В недавнем прошлом, пока горцы не спустились на равнину, дело обстояло так: он, будь ты ему даже лучший друг (но не входишь в его тейп, или вообще не кавказец),  если тейп ему прикажет, голову тебе отрежет. Если же тейп осудит его самого – отрежет голову самому себе.

 



[1] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М. Прогресс. 1990.

[2] Лондон Д. Морской волк СПб. Амфора. 2010. С.80.

[3] Пушкин А. С. (1799-1837), роман в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831). Гл. 2, строфа 14.




Вся Власть - Народу!

описание КНИГА архив e-mail

В избранное