Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загляни в глаза чудовищ. Психология. 30


  
посмотри в глаза чудовищ...

ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ
Психология

Выпуск 30 29 июля 2009г. описание КНИГА архив e-mail

Выдержки  из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», и комментарии к ним.

 

Начало – здесь.

 

1. Мы никогда не употребляем слово «ребяческий», так как это понятие содержит негативный оттенок, поэтому от него следует избавляться.

Описывая Ребенка, мы будем употреблять слово «детский». Оно звучит более объективно и может быть использовано в биологическом смысле. Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

Если Ребенок нездоров и обеспокоен, то последствия могут быть самыми неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения ситуации могут и должны быть приняты.



Комментарий.

По терминологии - вместо слова Ребёнок мы в ТАКТ используем слово Дитя - поскольку в триаде Дитя-Родитель-Взрослый первые буквы каждого из трёх терминов не повторяются.

По существу - мы докажем, что основными свойствами Дитя является не "радость, творчество и очарование", а совсем наоборот -  концентрация на себе и крайняя степень эгоизма.



 

2. Все вышесказанное касается и слов «зрелый» и «незре­лый». Мы не считаем, что существуют так называемые «незре­лые личности». Есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых «зрелых людей», наоборот, конт­роль за поведением почти все время осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребенок может прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты.

 

3. Следует отметить, что Родитель может проявляться дво­яким образом — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном случае человек реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать («Делай, как я»). Если же речь идет о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»). В первом случае он подражает одному из родителей, во вто­ром — приспосабливается к их требованиям.

 

4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами:

как приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок изменяет свое поведение под вли­янием Родителя. Он ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытье или «уход в себя» — это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя выступает как причина, а приспособившийся Ребенок — как следствие. В то же время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в непослушании, бунте или в проявлении творческого порыва.



Комментарий.

Обратили внимание?

Как в пункте 3, так и в этом 4-м пункте, допускается некое внутреннее расщепление: в первом случае человек ведёт себя либо как Родитель, либо как некто (закономерно возникает вопрос - кто этот некто? какую из трёх возможных ролей он "играет"?), действующее под влиянием, "как-бы" за Родителя.

Во втором случае расщепление ещё более наглядное - Дитя либо ведёт себя как Дитя, либо ведёт себя как Дитя, подвергающееся воздействию внутреннего Родителя. Будет ли Берн развивать тему взаимодействия трёх "ипостасей" внутри каждого из нас, или ограничится внешним взаимодействием между личностями, каждая из которых выступает в ходе транзакции в одной из трёх ролей?

Разберёмся!



  
Состояния Я — это нормальные физиологические феноме­ны. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а про­дукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы американских ученых содер­жат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие систе­мы, такие, например, как память на факты. Однако естествен­ным образом опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, кото­рые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окру­жающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удоволь­ствия. Например, при переходе улицы с сильным движением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень без­опасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испы­тывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт.

 

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, явля­ется посредником между ними.



Комментарий.

Ещё одно описание внутреннего взаимодействия между тремя ролями. Обратите внимание - исходя из прозвучашей фразы, Взрослый у Берна играет подчинённую роль, обслуживающую две другие ипостаси.



Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании соб­ственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помо­гает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиаль­ных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыден­ные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинако­вого уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.





   Порадуйте друга – подпишите его на рассылку!   

Иди к НАМ!

Боевой листок Непобедимой Армии Мёртвых



описание КНИГА архив e-mail

В избранное